В статье рассматриваются актуальные вопросы методики составления бизнес-плана. В работе рассмотрена роль бизнес-планирования в системе повышения эффективности хозяйственной деятельности фирмы.
Ключевые слова: BFM Group, UNIDO, KPMG Group, бизнес-план, бизнес-планирование.
Современные интеграционные и глобализационные процессы заставляют предпринимателей искать новые методы и подходы управления для обеспечения конкурентоспособности предприятий и повышения эффективности бизнеса. Одним из таких методов является составление бизнес-плана [2, с. 60].
Актуальность данного исследования заключается в детализации бизнес-планирования фирмы согласно логическим взаимосвязей и взаимообусловленности процессов развития фирмы в условиях конкурентной среды. На сегодняшний день существует множество методик составления бизнес-плана инвестиционного проекта. Выбор методики, как правило, ложится на инвестора (при разработке бизнес-плана для внешнего использования) или учреждение, куда предоставляется бизнес-план, например, на получение государственных субсидий. Выбор методики напрямую зависит от инвестора: крупный инвестор или мелкий, гражданином какой страны он является. Дело в том, что крупные инвесторы, как правило, вкладывают деньги не в один или два бизнес-проекта, а во многие [3, с. 51].
Формирование бизнес-планов на сегодня осуществляется с использованием международных стандартов (TACIS, KPMG UNIDO, BFM Group, ЕБРР), официальных рекомен), официальных рекомендаций (Положение «О типовом бизнес-план», Методические рекомендации Министерства экономики по разработке бизнес-плана предприятий) и практического опыта и научно-методических работ ученых и специалистов [4, с.43]. При анализе была выяснена необходимость доработки и уточнения отдельных аспектов методологического подхода к процессу разработки бизнес-плана с учетом специфики и особенностей воздействия изменяющейся конкурентной среды фирмы [5, с. 1125].
Кроме того, в большинстве регионов России существуют свои, региональные рекомендации по разработке бизнес-планов. По нашему мнению, наибольшую пользу приносит отдельный бизнес-план, который включен в систему регулярного менеджмента предприятия и требующего:
— определить центры финансовой ответственности в организационной структуре;
— ввести систему бюджетирования (регулирования и контроля движения денежных потоков);
— обеспечить эффективный обмен информацией между подсистемами бюджетного управления и бизнес-планирования;
— ввести механизм актуализации бизнес-плана (сравнение плановых и фактических показателей) и схему постоянной корректировки плановых показателей с учетом изменений во внешней и внутренней среде;
— обеспечить регулирование и координацию по выполнению намеченного в документе;
— осуществлять контроль выполнения и корректировки управленческих решений в зависимости от воздействия факторов среды фирмы.
Для того чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, на наш взгляд, он должен отвечать ряду требований (рисунок 1). Назначение бизнес-плана состоит в том, что он помогает организации реально оценить идею, воплотить ее в соответствующую документацию, обосновать эффективность и спрогнозировать сильные и слабые стороны деятельности организации на рынке. Вместе с тем проблема выбора методики, которая лучше отвечала бы потребностям организации по составлению бизнес-плана, до сих пор остается открытой в практической плоскости хозяйствующих субъектов.
Рис. 1. Требования к бизнес-плану
Бизнес-планирование, по нашему мнению, имеет разное значение для участников данного процесса (рисунок 2) [1, с. 39]. Бизнес-план используется для рекламирования деятельности предприятия, доказательства результативности инвестиционных проектов. Бизнес-планы для внешнего использования служат инструментом для привлечения капитала, инвестиций, установления деловых контактов. В случае внутрифирменного планирования бизнес-план выполняет следующие функции: подготовки стратегии развития предприятия и тактики достижения поставленных целей, обоснования конкретных направлений деятельности, предвосхищение результата.
Рис. 2. Значение бизнес-планирования для разных групп участников процесса
Следует отметить, что хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, получать инвестиции и кредитные ресурсы, составлять перспективные планы своего развития, определять концепцию производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, больших капиталовложений, не всегда имеющихся у предприятия. Итак, бизнес-планирование играет важную роль в стратегическом управлении организацией на рынке, ведь бизнес-планирование как целенаправленная экономическая деятельность позволяет рассматривать во взаимосвязи множество экономических, социальных, инвестиционных, управленческих и других проблем предприятия как единую целостную систему.
Литература:
- Абрамс Р. Бизнес-план на 100 %: стратегия и тактика эффективного бизнеса / Ронда Абрамс; пер. с англ. С. Комарова. — М.: Альпина Паблишер. — 2014. — 485 с.
- Буланова Ю. С. Бизнес-модель коммерческой организации как объект современного бизнес-анализа / Ю. С. Буланова // Современная экономика: опыт, проблемы и перспективы развития. — 2014. — № 3. — С. 64–69.
- Ермоленко Ю. А. Формирование и реализация бизнес-плана по выводу предприятия из кризисной ситуации / Ю. А. Ермоленко // Материалы научной сессии ученых Альметьевского государственного нефтяного института. — 2014. — Т.1–174–178.
- Горбунов В. Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: науч.практ. пособие / В. Л. Горбунов. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. с. 103.
- Матвеев В. В., Житарь Я. С., Сарычева О. А. Методы выявления бизнес-рисков на этапе построения бизнес-плана / В. В. Матвеев, Я. С. Житарь, О. А. Сарычева // Экономика и социум. — 2014. — № 3–4. — С. 1125– 1130.