В статье автор рассматривает вопросы применения принципов финансового права к институту государственных и муниципальных закупок.
Ключевые слова: принципы права, финансовое право, государственные и муниципальные закупки.
Принципы финансового права являются отраслевыми принципами права, основываются на общеправовых принципах права. Как справедливо отмечает Н. И. Химичева, «в принципах финансового права отражаются и конкретизируются соответственно особенностям его предмета регулирования общеправовые принципы (справедливости, гуманизма, демократии, сочетания убеждения и принуждения и др.). Вместе с тем на основе общих принципов финансового права действуют принципы его подотраслей и институтов с соответствующей конкретизацией и свойственной им спецификой» 1, с. 45.
Как было доказано Е. А. Малыхиной — институт государственных и муниципальных закупок является институтом финансового права и объединяет совокупность взаимосвязанных финансово-правовых норм, регулирующих родственные общественные отношения, возникающие по поводу осуществления публичных расходов на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд через контрактную систему в сфере закупок2, с. 11. В связи с этим можно сделать вывод, что правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении публичных закупок, а также реализация данных отношений базируется, в том числе, на принципах финансового права и его подотраслей.
В науке финансового права принципы финансового права чаще всего отождествляются с принципами финансовой деятельности государства 1, с. 45. Так же указывается, что впервые они были разработаны Е. А. Ровинским в середине ХХ века. В дальнейшем учеными были предложены и обоснованы различные виды принципов. Так, Н. И. Химичева к принципам финансового права относит:
– приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан;
– социальная направленность финансово-правового регулирования;
– федерализм и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства;
– единство финансовой политики и денежной системы;
– самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов;
– распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей;
– участие граждан РФ, общественных организаций в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, ее контроле;
– гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;
– принципы плановости и законности финансовой деятельности 1, с. 45.
Данные принципы, как было указано раньше, являются отраслевыми принципами и поэтому в полной мере применяются в государственных и муниципальных закупках — институте финансового права. Рассмотрим применение некоторых из них.
Так, приоритетность публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений, сочетающихся с реализацией частных интересов граждан проявляется в том, что при планировании закупок заказчики должны исходить из реальных потребностей их органа и учреждения, из тех нужд, которые у них возникают, в том числе при предоставлении услуг конкретным физическим и юридическим лицам.
Принцип федерализма и равноправие субъектов РФ в области финансовой деятельности государства полностью применяется в контрактной системе в сфере закупок, так как закупки осуществляются за счет бюджетных средств, которые распределяются зависимости от уровня бюджетной системы. Из названного принципа также вытекает следующий принцип — самостоятельность органов местного самоуправления в формировании и использовании местных финансов. Так органы местного самоуправления и подведомственные им организации обязаны самостоятельно осуществлять закупки для обеспечения местных нужд и несут ответвенность за эффективное расходование данных средств и качественное удовлетворение потребностей.
Особенно можно выделить принцип гласности в финансовой деятельности — данный принцип применяется в контрактной системе посредством ведения и развития единой информационной системы (далее — ЕИС), в которой можно получить информацию обо всех закупках, а также нормативно-правовых актах, их регулирующих. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 24 февраля 2021 г.) (далее — Закон о контрактной системе) единая информационная система в сфере закупок — это совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 данного Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок ведения ЕИС установлен в статье 4 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на официальном сайте — едином портале бюджетной системы Российской Федерации — электронный бюджет 3, размещается информация о количестве и направлениях закупок за счет бюджетных денежных средств. Коме того, информация о госзакупках имеется на сайте, разработанном Счетной палатой Российской Федерации — госрасходы 4.
Принцип участия граждан в финансовой деятельности проявляется в возможности осуществления общественного контроля за осуществлением государственных и муниципальных закупок, а также общественного обсуждения закупок и др.
Отдельное значение при реализации контрактной системы в сфере закупок имеет принцип плановости и законности финансовой деятельности. Согласно статье 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Планы-графики формируются на срок действия бюджета соответствующего уровня. Для федерального и регионального бюджета — три года (очередной финансовый год и плановый период), для бюджета муниципального уровня или на один, или на три года. Вся документация, размещаемая в ЕИС (извещение об осуществлении закупки, документация об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация) должна соответствовать информации, содержащейся в планах-графиках.
Конечно же, при осуществлении государственных и муниципальных закупок всеми субъектами данных отношений должен соблюдаться принцип законности. В случае нарушения законодательства в данной области, предусматривается применение дисциплинарной, гражданской, административной и уголовной ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что принципы финансового права лежат в основе правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок.
Литература:
1. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.
2. Малыхина Е. А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е. В. Покачаловой. — М.: Юрлитинформ, 2016.
3. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — http://budget.gov.ru/epbs/faces/page_home?_adf.ctrl-state=toj6jxpju_25®ionId=63
4. Госрасходы: Официальный сайт — https://spending.gov.ru/