В данной статье попробуем раскрыть суть привлечения государственных гражданских служащих к дисциплинарной ответственности и выделить необходимые пути совершенствования института дисциплинарной ответственности, во избежание привлечения государственных служащих.
Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, государственный гражданский служащий.
Кто же такой государственный гражданский служащий? Согласно статье 13 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Конечно же быть государственным гражданским служащим это, другими словами, быть лицом государства перед народом, относиться к этому с уважением, вести себя достойно и не порочить лицо нашего государства. Но, к сожалению, к государственным гражданским служащим есть ряд требований, ограничений и запретов, нарушение которых ведет к дисциплинарной ответственности. Также мы можем сказать, что государственная гружданская служба является публично-правовой.
Следовательно, дисциплинарная ответственность, наложенная на государственных гражданских служащих, отрицательно влияет не только на служащего, на служебную дисциплину органа власти, но и затрагивает интересы государства.
В юридической литературе признаком юридической ответственности является публичность, при этом она должна быть и правовой, то есть должна иметь подкрепление правовыми актами. Ведь только тогда ответственность будет защищать интересы общества и не будет направлена на удовлетворение чьих-либо интересов.
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» выделено несколько видов дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих:
– замечание;
– выговор;
– предупреждение о неполном должностном соответствии;
– увольнение.
Что же нельзя делать государственным служащим во избежание привлечения к дисциплинарной ответственности? За неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей.
Проблема нашего законодательства заключается в том, что не содержится закрытого перечня дисциплинарных проступков, но учитывая то факт, что данные правоотношения носят особый характер, о создании такого перечня даже не говорят.
Но, к сожалению, в настоящее время уровень профессионализма государственных служащих не сказать, что снижается, но при этом и не повышается. Как и так же замечен тот факт, что все меньше граждан хотят быть государственными гражданскими служащими. Возможно законодательно необходимо закрепить лишь те дисциплинарные проступки, которые направлены на публичные интересы, порочащие лицо государства.
Вообще непонимание значения публичного характера дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего также является проблематикой. В простых трудовых отношениях руководитель лично решает вопрос о дисциплинарной ответственности работника, но такой подход для государственной гражданской службы нецелесообразен и несправедлив.
Многие авторы отмечают, что существует пробел в законодательстве о дисциплинарной ответственности государственных служащих, и данные пробелы посягают на частные и внутрислужебные интересы органа власти.
О дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих можно говорить, рассуждать и даже спорить долго. Сфера государственной службы из года в год совершенствуется, а область дисциплинарной ответственности государственных служащих особенно актуальна в нынешнее время. Но и она имеет свои пробелы, которые необходимо урегулировать, закрыть, чтобы не возникало двояких ситуаций и спорных моментов. Выделим совершенствования и предложения, которые необходимо внести как теоретически, так и практически:
- Создать комплексную нормативно-правовую основу регулирования вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих, во избежание спорных моментов приводящих к судебным разбирательствам.
- Разработать механизм проведения кадровой политики в целях оптимизации состава государственных служащих, который исключит принятия на работу государственных служащих недостаточно высокого профессионализма, квалифицированный и добросовестности сотрудников государственной службы.
- Необходимо выработать меры по совершенствованию оплаты труда государственных служащих, у более квалифицированных заработная плата выше.
- Разработать, внедрить программы подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих: возможно разработать программы нескольких уровней подготовки, согласно группам должностей. Данные программы уменьшат процент дисциплинарных нарушений государственных служащих, в связи высоким уровнем знаний и умений граждан для замещения должностей государственной гражданской службы.
- Необходимо разработать более понятные, доступные, более детальные и желательно с приведением примеров для любого гражданского служащего Методические рекомендации по заполнению справок о доходах, расходах, в связи с тем, что наиболее частым дисциплинарным нарушением у государственных служащих является неверное заполнение данных справок, не полноценное заполнение. Это в большей мере связанно, с тем, что служащие просто не понимают и не знают, как заполнить тот или иной раздел справки.
- Главным предложением хочется выделить это урегулирование спорных конфликтов, необходимо разрешение таких конфликтов прописать в каждом нормативном документе, регулирующим трудовые отношения с гражданским служащим (контракт, трудовой договор). Не просто общей фразой, а конкретно, желательно конечно же с примером. Благодаря этому гражданский служащий будет понимать, как поступать в той или иной ситуации, и будет задумываться о последствиях своим действиям.
Ну что же, подведем итог: да в этом мире все несовершенно, и к сожалению, в законодательстве тоже есть пробелы, недочеты. Государственный гражданский служащий, занимающий должность в органах власти и неважно Руководителя и Специалиста, в первую очень он представляет интересы государства, он лицо органа власти, государства, но никто не исключает фактор, того, что все мы люди и можем ошибаться, совершать проступки. Но для гражданских государственных служащих данные ситуации необходимо максимально минимизировать. Есть виды дисциплинарной ответственности, каждый из которых накладывает свой отпечаток на служащего. А ведь многие проступки служащие совершают, не из злого умысла, а просто от нехватки информации или просто от незнания того или иного изменения в нормативные правовые акты. Есть пути совершенствования данной области, мы их описали выше. Если получиться реализовать данные предложения, то случаев привлечения государственных гражданских служащих станет в разы меньше.
Литература:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485–1 «О государственной тайне»;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года.
- Алексеев С. С. Теория государства и права. М., 2018. — С. 420