Использование краеведческого подхода во внеурочной деятельности школьников среднего и старшего звена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 361 раз

Библиографическое описание:

Домнина, С. Ю. Использование краеведческого подхода во внеурочной деятельности школьников среднего и старшего звена / С. Ю. Домнина, Н. В. Никифорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80378/ (дата обращения: 18.12.2024).



…Изучение родного края учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки.

Д. С. Лихачев

Ни для кого не является секретом, что у всего на нашей земле есть своё начало, свои корни. Каждая река имеет свои истоки, начинаясь с маленького ручейка, она превращается в стремительный, бурлящий поток, несущий свои воды в моря и океаны. Так и в нашей человеческой жизни, стремясь к чему-то великому, мы должны начинать с малого.

В настоящее время написано огромное количество статей о том, что современной молодёжи не присущи такие качества, как патриотизм, нравственность, сочувствие и т. д. Юноши и девушки живут в каком-то нереальном, вымышленном мире, развитие современных технологий позволяет им это сделать. Они разучились общаться друг с другом без помощи интернета, радоваться жизни во всех её проявлениях: первый снег, весенняя капель за окном, запах и вкус таёжной ягоды, треск сухих сучьев в костре… Конечно, можно сказать о том, что у каждого поколения свои потребности и возможности, но должна же быть хоть какая-то связующая нить, с помощью которой нужно сохранять и передавать культуру, обычаи, историю, те ценности, которые принято считать вечными.

В современной школе к многочисленным и актуальным проблемам относится не только недостаточное количество знаний у учащихся по истории и географии России, родного края, но, зачастую, и отсутствие интереса и желания узнавать что-то новое в этом направлении. Необходимо найти такие методы и виды деятельности, способствующие развитию интереса учащихся к истории и географии. Для осуществления данной задачи можно использовать огромное количество видов деятельности по истории и географии родного края и России (викторины, лекции, анкетирование, тематические классные часы, школьные предметные олимпиады, выставки, проектные работы, исследовательские конференции, экскурсии, брифинги, семинарские занятия и т. д.). Конечно же, при подготовке и проведении этих мероприятий, нужно активно использовать краеведческий материал, учитывать возрастные особенности учащихся; старшим школьникам предлагать более сложные формы работы, проблемные вопросы и задания, а с младшими в большей мере применять игровую деятельность.

В развитии интереса учащихся к истории и географии необходимо активно использовать краеведение, в этом можно увидеть взаимосвязь с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, будут знания детей о родном крае, тем более действенным они окажутся в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа. Необходимость социализации детей и подростков — это одна из важнейших проблем современного общества, и очень хорошей помощницей в решении данного вопроса является краеведческая деятельность, подразумевающая решение следующих задач:

— всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала;

— осуществление процесса социального становления личности ребёнка через развитие навыков взаимодействия с окружающим миром;

— формирование активной нравственной позиции. [1, с. 43]

Краеведение зародилось в глубокой древности. Об этом еще в 1924 году писал академик С. Ольденбург: «Люди интересовались местностью, где они жили, её природою, населением, историей, одним словом, самыми разными сторонами жизни». [2, с. 52] Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие и т. д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Ближе всего по своему типу краеведение к географии и истории. Сведения в обеих науках с краеведческой точки зрения объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения и истории, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории края, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуре).

В последние годы в российской школе возрос интерес к школьному краеведению, стало восстанавливаться утраченное на длительное время понимание его большого образовательного и воспитательного значения.

К. Д. Ушинский в статье «О необходимости сделать русские школы русскими» писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит… в том, что человек западный, не только образованный, но и даже полуобразованный, всегда ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится». [3, с. 30] Эта мысль не потеряла своей актуальности и в настоящее время.

Так как школьная программа, к сожалению, не выделяет достаточного количества учебного урочного времени для изучения истории и географии родного края, то для решения данного вопроса можно использовать внеурочную деятельность школьников.

Одним из наиболее эффективных путей краеведческой работы и воспитательной работы в целом во внеурочное время, является экскурсионная и туристическая деятельность. Она включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии. В ходе туристического похода или экскурсии ребята получают возможность не только увидеть особенности растительного и природного мира родного края, но и прикоснуться к тайнам и загадкам истории своей земли, и даже попытаться разгадать их.

При организации экскурсии или туристического похода, необходимо заранее поставить перед учащимися цель данного мероприятия, сформулировать задачи и подготовить задания, которые могут выполняться до, во время и после похода, как индивидуально, так и инициативными группами. Возможны следующие варианты заданий: составить схему маршрута экскурсии, туристического похода, описание рельефа местности, сделать рисунки растений, заготовки для гербария, найти исторические сведения о жизни коренного населения данной местности, найти объяснение названий населённых пунктов, рек, озёр и других природных объектов исследуемой территории.

Собранные во время экскурсии или похода материалы учащиеся систематизируют, обобщают, оформляют. Краеведческий материал, впечатления ребят — прекрасная база для научно — исследовательской деятельности.На основе собранного и систематизированного материала можно создать научно-исследовательские работы по истории и географии родного края, проектные и творческие работы.

Необходимость познания родного края закреплена во всех вариантах современной школьной программы по географии и истории. Это выражено в увеличении доли региональных обзоров, в особом внимании к разностороннему изучению географии и истории своего субъекта Российской Федерации. Именно поэтому результаты краеведческих экскурсий, походов служат хорошим материалом, используемым на уроках географии и истории. С их помощью учебный материал становится гораздо доступным, запоминающимся, интересным для обучающихся.

Обобщая всё выше сказанное, можно отметить, что краеведческая внеурочная деятельность позволит не только расширить знания учащихся по школьным предметам, но и усилит интерес школьников к изучению истории и географии родного края, России и мира.

Воспитание духовно — нравственной личности возможно не только благодаря определенному уровню знаний, полученных на уроках, но и во внеурочной деятельности. Любовь к родному краю, желание видеть его процветающим — все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главной задачей деятельности учителя в данном направлении является ознакомление учащихся с географией малой родины, открытие ими новых страниц ее истории, культуры, ознакомление с природными красотами и богатствами региона.

Образованный человек должен иметь целостное представление о Земле, своей стране, родном крае. Роль географического и исторического краеведения в воспитании подрастающего поколения должна быть ведущей в современной общеобразовательной школе.

Литература:

  1. Лихачев, Д. С. Краеведение как наука и как деятельность [Текст] / Д. С. Лихачев. — Русская культура. — М.: Искусство, 2000. — 204 с.
  2. Ольденбург, С. Краеведение в СССР [Текст] / С. Ольденбург. — Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 3. — М.: Просвещение, 1992. — 120 с.
  3. Ушинский, К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими [Текст] / К. Д. Ушинский . — Москва, 1974 // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): учебное пособие / Ред.Ш. И. Ганелин; Сост. С. Ф. Егоров . — Москва: Просвещение, 1974. — 314 с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, история, география, краеведческий материал, туристический поход, вид деятельности, изучение истории, краеведение, развитие интереса учащихся, Россия.


Похожие статьи

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Использование печатной продукции в педагогическом взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность

Использование печатной продукции в педагогическом взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Формирование мотивации успеха и творческого самовыражения на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Использование проектной деятельности в развитии познавательного интереса младших школьников

Развитие креативности учащихся при использовании метода мультимедийных проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности при обучении детей с ОВЗ

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос