В статье раскрывается сущность подростковой целевой аудитории и особенности организации музыкально-развлекательных программ для данной целевой аудитории.
Ключевые слова: подростки, досуг, организация музыкально-развлекательной программы, культурно-досуговая программа.
The article reveals the essence of the teenage target audience and the peculiarities of organizing music and entertainment programs for this target audience.
Keywords: teenagers, leisure, organization of a musical and entertainment program, cultural and leisure program.
Из года в год вопрос организации свободного времени подростков остается актуальным и является одной из главных социальных проблем общества. В селе, посёлке или крупном городе досуг данной целевой аудитории заслуживает пристального внимания. Необходимо иметь множество вариантов различных форм и видов досуга для подростков и уметь привлекать их внимание к различным досуговым мероприятиям.
В настоящее время «досуг» все чаще рассматривается с точки зрения не только свободного времени, но и времени, которое затрачивается на собственное образование, духовное, творческое и культурное развитие. [2, с. 86]
Но, прежде чем поговорить об особенностях организации мероприятий для подростков стоит понять: кто такие подростки?
Подростком считаются юноши и девушки в переходном возрасте от детства к юности. В среднем, подростковый возраст варьируется от 12–14 до 15–17 лет.
Нам всем известен этот возраст как переходный. В этот период формируется характер, появляются ссоры и недопонимания с родными, начинается поиск себя, своих целей в жизни, складывается отношение к противоположному полу и прочее, что приводит к формированию нового уровня самосознания и самооценки.
В этот период интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения и принципы подростков. Возрастает ценность общения со сверстниками. [4, с. 74]
Для творческого развития подростков, их социализации, становления жизненного опыта, повышения уровня их самооценки, улучшения межличностных отношений в коллективе сверстников важна досуговая деятельность, реализуемая с помощью культурно-досуговых программ.
Творческой деятельности подростков посвящено множество исследовательских работ таких авторов как Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Пономарев, Д. Б. Элькони и других.
Подростковый досуг во многом закладывает в подростке необходимые привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. [4, с. 48]
Организации музыкально-развлекательных мероприятий для подростков нацелена на их эмоциональный подъем, формирование нравственно-эстетических чувств, развитие художественного вкуса, общение со сверстниками, а также с участниками младшего и старшего возраста, расширение кругозора, творческую самореализацию и так далее.
Как правило культурно-развлекательные программы рассматриваются в диссертациях в основном как телевизионный продукт (С. Н. Акинфеев, E. H. Жаркова, О. В. Касаткин и др.), и лишь в единичных случаях как одна из популярных форм в работе учреждений культуры (И. Г. Гусейнов). Именно поэтому вопрос организации подобных мероприятий в различных учреждениях сегодня является одним из актуальных.
Изучением проблемы организации и проведения культурно-досуговых программ занимались такие авторы как: А. Д. Жарков, Г. А. Щербакова, С. С. Клитин, А. А. Рубб, И. Г. Шароев, А. И. Чечетин, Б. Н. Глан, А. Д. Силин, Д. В. Тихомиров, И. М. Туманов, В. А. Шпагин, В.С Ерёменко, М. И. Маршак и другие.
Процесс организации такого рода форм досуга требует чего-то нового и необычного, яркого и масштабного, известного и популярного. Так, многие мероприятия для подростковой аудитории, и не только, привлекают внимание к себе с помощью различных флешмобов и массовых акций, использования современного технического оборудования, музыкального оформления, инновационных форм работы и т. д.
При организации мероприятия для современных подростков стоит делать акцент на известных и популярных личностях современности: YouTube блогеры и звезды, благодаря которым сработает реклама мероприятия и мотивация подростковой целевой аудитории, для посещения какого-либо мероприятия или участия в нём.
Площадка мероприятия так же важна. Парки, известные арт-площадки, модные клубы, современный и необычный декор настраивают аудиторию подростков на нужный лад, заряжают энергией и желанием быть частью мероприятия. Но стоит помнить, что формат мероприятий и формат площадок должны совпадать, ведь исключение привязки к чему-либо и желание выделиться, может оттолкнуть подростка от посещения подобного проекта.
Использование же активностей, актуальных для подростковой аудитории, только привлечет их внимание и волну заинтересованности среди сверстников. Активности в виде спорта, танцев, фитнеса, флешмобов и другого, использование современных технических трендов: мобильных гаджетов, онлайн-трансляций на популярных социальных платформах, виртуальной реальности, всё это только поможет привлечь целевую аудиторию.
Кроме как качественного контента и яркого эмоционального события, подрастающее поколение ожидает от мероприятия возможностей новых знакомств и общения со сверстниками. Необходимо обратить внимание на условия для коммуникации подростковой аудитории, общения, сохранения социальных связей и после мероприятия.
Дети, подростки, молодежь являются наиболее охраняемой социальной аудиторией. Нужно позаботиться о безопасности подростковой аудитории, привлечь полицию, медиков, пожарных и других специалистов, если того требует мероприятия.
Описанные выше особенности организации мероприятия являются второстепенными, дополняющими главную часть — непосредственное проведение музыкально-развлекательной программы.
Основой любой культурно-досуговой программы является экспозиция, кульминация и финал действия. Экспозиция готовит зрителя к предстоящему действию, погружает в атмосферу мероприятия. Как правило экспозиция и финал всегда взаимосвязаны. Интрига, заданная в экспозиции, разрешается в финале. Кульминация — это самый эмоциональный момент праздника. Она раскрывает суть всей программы. Финал всегда яркий, выразительный, закрепляет всю суть культурно-досуговой программы. [1, с. 20]
Важной составляющей музыкально-развлекательной программы является грамотное составление всех этапов мероприятия и написание качественного сценария.
Д. М. Генкин и А. Г. Соломоник дают описание определения сценария, как подробной литературно-текстовой разработки. В нём в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений. [3, c. 62]
Организация музыкально-развлекательной программы включает в себя следующие этапы:
— Разработка идеи, исходя из современных запросов подрастающего поколения;
— Постановка целей и задач программы;
— Написание сценария;
— Подбор площадки;
— Составление сметы;
— Подготовка декораций, реквизита;
— Проведение репетиций;
— Приглашение гостей (рассылка информации, обзвон);
— Реализация музыкально-развлекательной программы;
— Составление отчета.
Подводя итог можно сделать вывод, что организация музыкально-развлекательной программы, да и в принципе любой культурно-досуговой деятельности, сложный процесс, в котором множество своих тонкостей. Необходимо учитывать все факторы, современные и новые возможности для реализации мероприятий. Особое внимание перед организацией любой программы стоит уделить целевой аудитории, ведь от ее особенностей будет зависть правильный выбор формы мероприятия, идеи, площадки, решения второстепенных вопросов для успешного реализации проекта.
Литература:
- Аль Д. Н. Основы драматургии: Уч. пос. для студ. ин-та культуры. Л.: ЛГИК, 1988–63 с.
- Бабаева Е. В., Ганьшина Г. В. Теоретические аспекты организации досуга современных подростков/ Бабаева Е. В., Ганьшина Г. В. //Вестник государственного технологического университета. — 2018. — № 2.- С. 85–89
- Генкин Д. М., Соломоник А. Г. Художественная пропаганда в клубе. / Д. М. Генкин, А. Г. Соломоник. — Москва: Сов. Россия, 1977. — 126 с.
- Кон И. С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество / И. С. Кон — М.: Просвещение, 1973–250с.
- Носова Н. В., Цатурян М. О. Особенности агрессивности подростков, предпочитающих различные виды досуговой деятельности. В сборнике: Безопасная образовательная среда: содержание и сопровождение. 2019. С. 70–82
- Тихоновская Г. С. Структурно-типологический подход к технологии создания культурно-досуговых программ: актуализация проблемы исследования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2017 — № 1 С. 146–151.