В статье рассматривается возможность использования ряда основных положений речи Н. Ф. Кошанского «О преимуществах российского слова» как особого методического приёма на уроках русского языка в средней школе.
Ключевые слова: Н. Ф. Кошанский, речь «О преимуществах российского слова», лингвометодика, лингвометодический потенциал, методический приём.
В 2014 г. увидело свет учебное пособие В. И. Аннушкина под названием: «О преимуществах российского слова. Речь Н. Ф. Кошанского 19 октября 1811 года». В Предисловии к этому труду сказано, что цель книги — «...научная публикация текста «Речи, произнесённой Николаем Кошанским, доктором философии, надворным советником и профессором российской и латинской словесности» 19 октября 1811 года на тему «О преимуществах российского слова». Её содержание столь занимательно, а стиль ранне-пушкинской эпохи, который отразится в лицейских творениях главного подопечного Кошанского — вначале «смуглого отрока», затем первого «победителя-ученика», — столь выразителен, что знакомство с текстом выдающегося словесника-педагога представляется весьма актуальным…» [2, с. 3].
Безусловно, речь Н. Ф. Кошанского — одна из самых интересных и полезных для студентов-филологов работ. К тому же текст «Речи» публикуется автором как в оригинальном варианте (см. п. 2, с. 37–45), так и в варианте с соблюдением современных правил орфографии и пунктуации (см. п. 2, с. 51–58). Целью нашей статьи является обоснование возможности применения лингвометодического материала «Речи…» на уроках русского языка в современных школах с 5 по 11 классы. Рассмотрим соотношение основных тезисов «Речи» с темами школьного курса русского языка на примере учебно-методического комплекса (далее — УМК) под ред. Т. А. Ладыженской и др. [4].
Прежде всего скажем о том, что «Речь…» почти целиком состоит из таких фраз, которые могут (и должны!) быть использованы на уроках как эпиграфы к изучаемым темам: «Если бы человек не умел говорить, быть может, не умел бы и думать; быть может, не умел бы и чувствовать? — И тогда он не был бы любимое создание Вечного…» [2, с. 52] (к теме «Речь. Речевая деятельность», 5 кл.). Или: «...дар слова есть средство всех познаний и действий человеческих, и мы, желая быть полезными, прежде всего, должны образовать сию способность — первое отличие и достоинство человека…» [2, с. 53] (темы: «Язык и речь. Речевое общение», «Виды речи (устная и письменная)», «Формы речи (монолог, диалог)», 7 кл.).
Яркие цитаты из «Речи…» предлагаем использовать и при изучении тем «Язык и история народа», «Три периода в истории русского языка» в 10 кл.: «...вы, потомки тех героев, коих громы гремели на Альпах и поражали царства, коих следы лежат за Дунаем и на брегах Саймы…» [2, с. 52], «Как величественная река, в полных берегах текущая из Славены, язык россiйский берёт источник свой даже в языке Платонов и Демосфенов, Пиндаров и Феокритов; он есть ближайшая отрасль славянского, а славянский образован и напитан тем языком, который достоин был самих богов древности, на котором говорили музы и грации, эроты и зефиры…» [2, с. 53].
Заметим: наше предложение обусловлено, в первую очередь, проблемным характером уроков в соответствии с ФГОС Нового поколения, а также возрастающей ролью самостоятельной работы учащихся. Мы считаем, что использование цитат Н. Ф. Кошанского в качестве эпиграфов, материала к заданиям, темам для сочинений (рассмотрим далее) поможет учителям и методистам разнообразить уроки русского языка, отойти от «шаблонов», а учащимся позволит рассмотреть русский язык во всём его историческом и современном многообразии, увеличит возможности для творчества.
В рамках определённых нами задач мы также рекомендуем использовать следующий материал. При изучении темы «Общие сведения о языке» (по УМК Ладыженской — 6 кл.) ученикам можно предложить задание на чтение фрагментов «Речи…» Кошанского, выбранных учителем, с последующим выписыванием из данных фрагментов основных свойств русского языка (обилие, богатство слов и выражений, свобода в расположении слов и пр.) вместе с цитатами Николая Федоровича, что методически оправданно, т. к. данное задание направлено не только на внимательное чтение текста, но и на запоминание основных свойств русского языка как исторической реалии.
Обратимся к лексике. Отдельного внимания заслуживает изучение такого обширного пласта лексики, как художественно-изобразительные средства — тропы, фигуры речи и пр. Со многими из этих «цветов красноречия» у детей возникают проблемы. Поэтому при изучении темы «Изобразительно-выразительные средства» (5 кл.) предлагаем рассмотреть в качестве методического материала фрагмент, содержащий самые необходимые для усвоения пятиклассниками тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, антитезы): «...там серпокогтистый орел несет огнекрылатые, всесокрушающие громы и готов грянуть на сребро-лунное царство. — Здесь колеблется чернокудрявый лес и беловласые степи. — Меж тем на темно-голубом эфире разливаются сребро-розовые лучи света и тихокрылый, нежнострастный зефир шепчет с полуоткрытою розою. Вдали роговетвистая серна пробегает на тундры, и ее страшит шум бури и хрупкий под ногами лист…» [2, с. 55]. Далее, по мере усложнения лексического материала, целесообразно, на наш взгляд, использовать фрагменты: «и его слово так обильно и живописно, как красы лугов и долин; свободно в течении своем, как ручьи, журчащие между цветами; выразительно и звучно, как гул громов и трели соловья в пустыне; и, наконец, величественно и чудесно, как самая природа, — и прилично ли россу отдать преимущество в слове иноплеменным, отдать и раболепствовать перед самым их томным и диким произношением?» [2, с. 58], «Обратите внимание к словесности российской, к наукам, ко всему высокому, прекрасному и великому, и — под сенью августейшего трона, при благотворном содействии свыше, образуя дух и сердце величием деяний, ум науками, а чувства вкусом, расцветёте душою, воскрылитесь, подобно птенцам орлим, и воспарите в путь славы по стопам предков ваших» [там же]. Они помогут усвоению антитезы, контраста, гиперболы, сравнения, не говоря уже о синонимах и антонимах.
Начиная с 10 класса, необходимо обратить внимание учащихся на особенности метонимии и синекдохи: «язык россiйский берёт источник свой даже в языке Платонов и Демосфенов , Пиндаров и Феокритов… » [2, с. 53], « бездны кипят» [2, с. 54], «баснь Орфеев и Амфионов оживится» [2, с. 56], «в беседе Ломоносовых , Херасковых , Богдановичей » [там же] и т. д.
При изучении звукописи, аллитерации помогут такие фрагменты: «И Бард Невы повторяет отзывы громов его в шумящем водопаде: Грохочет эхо по горам, Как гром, гремящий по громам»... [2, с. 55], «Ты щелкаешь, крутишь, поводишь, Журчишь и стонешь в голосах; В забвенье души ты приводишь И отзываешься в сердцах»... [2, с. 56]. При изучении риторических вопросов, восклицаний, обращений (в 8 кл.) можно вспомнить такие примеры из «Речи…»: «О, юные питомцы!» [2, с. 52], «Каким превосходством языка могут гордиться пред нами иноплеменные?» [2, с. 55], «Какая живая гармония Природы!» [2, с. 56] и пр.
Для закрепления изученной темы «Фразеологизмы» (6 кл.) можно воспользоваться текстом «Речи…» для поиска крылатых фраз, например: «горит ли детское сердце любовию», «пылает ли юный дух», «пришел, увидел, победил» (аллюзия к Цезарю), «воображение ваше пренесется» и т. д.
В качестве иллюстративного материала к темам «Активный и пассивный словарный запас», «Устаревшие слова» (6 кл.) очень уместно будет обратиться к следующим строкам из «Речи»...: «...с благоговением десницу »... [2, с. 52], «Покрытый рубищем »... [2, с. 53], «Трясяся челами » [2, с. 56], « рдяны лица» [там же], а также «сей», «снедь» и т. д. При изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова» (6 кл.) также можно обратиться к рассматриваемой работе Н. Ф. Кошанского: «как быстрое аллегро или томное адажио » [2, с. 55], «тонам лирным » (лира) [2, с. 56], «принес кошницу Тавр » [2, с. 57] и т. д.
Полагаем, что отдельные слова из цитат учёного можно использовать как лексикографический материал (для работы со словарями на уроках в 5–7 кл.): камчадал, эроты, зефиры, тавридец и мн. др.
Плюс ко всему текст «Речи» Н. Ф. Кошанского поможет ученикам в изучении истории развития русской орфографии и графики. Так, любопытным для детей окажется задание на выявление различий в написании одних и тех же слов русского языка в XIX веке и сейчас, в чём поможет, как уже упоминалось, оригинальная редакция «Речи…»: «Здѣсь царство красоты цвѣтущiя Природы, Тамъ роща мрачная почила въ тишинѣ»... [2, с. 30], «Се идутъ въ новый Храмъ, Монарха по глаголу, И, въ кротости души колѣна преклоня…» [там же]. Удивление детей вызовет и написание отдельных слов: «мрачн ы я», «полуно щ ный», «накло нш ись». Интересно будет также задание на историческое чередование полногласных и неполногласных сочетаний: « злато и сребро » (злато//золото, сребро//серебро) [2, с. 56], «Венчанна класами » (клас//колос) [2, с. 57], «воскормленный млеком » (млеко//молоко) [2, с. 58].
С целью «экскурса» в диахронический аспект изучения русского языка и литературы, особенно во внеурочной работе, можно выполнить также задание на знакомство с историческими лицами и выяснение их мирового значения в целом и для России в частности, например: Лукулла, Цезарь, Траян, Октавий, Тит, Мегмет-Кул, Ермак, Магомет.
Мы предлагаем также использовать яркие, возвышенно-взволнованные фрагменты из «Речи»... Н. Ф. Кошанского в качестве тем для эссе на уроках русского языка, литературы, домашних (творческих) заданий для учащихся среднего и старшего звена: «Мир видимый и мир нравственный равно держатся движением, порядком и согласием» [2, с. 52], «Душа наша, рожденная понимать и чувствовать, вечно не насытится ни познаниями, ни чувствованиями; она беспрестанно стремится к чему-то новому, совершенному»... [там же], «Науки — пища души. Дар слова есть средство наслаждаться и разделять наслаждения» [там же], «Первый и единственный вождь наш — природа: она учит птиц летать и петь, рыб — плавать, а человека — говорить и думать» [там же], «...дар слова есть средство всех познаний и действий человеческих»... [там же], «Тот, на котором в первый раз мы услышали и наименовали Бога, родителей и всё любезное нам — язык нашего Отечества» [там же] и мн. др.
Итак, в данной работе мы стремились показать, что лингвометодический потенциал речи Н. Ф. Кошанского «О преимуществах российского слова» чрезвычайно разнообразен и велик. Полагаем, что предлагаемые задания не оставят школьников и учителей-словесников равнодушными, поскольку произведение знаменитого нашего учёного, ритора, педагога наполнено любовью к родному языку, уважением к его истории, искренним желанием убедить молодое поколение в неоспоримых преимуществах российского слова... Завершим нашу работу цитатой из Н. Ф. Кошанского, которая подтверждает сказанное и которая, без сомнения, может быть успешно использована при изучении самых разных тем школьной программы: «Если справедливо, что языка совершенного нет и быть не может, ибо в природе несравненно больше предметов, нежели в языках слов; если справедливо, что близким к совершенству почитается тот язык, в котором есть обилие слов и выражений,... свобода в расположении, гибкость в соединении и живость в представлении картин и понятий, который, наконец, имеет свои тоны, благозвучность и подражательную гармонию, то мы можем справедливо и торжественно сказать, что слово российское ближе и удобнее к совершенству, нежели все языки иноплеменных»... [2, с. 56].
Литература:
- Аннушкин, В. И. Книги. Учебники. Публицистика / В. И. Аннушкин // Книги — Владимир Аннушкин. Официальный сайт. — URL: https://annushkinvi.ru/work/books/ (дата обращения: 14.03.2021)
- Аннушкин, В. И. О преимуществах российского слова. Речь Н. Ф. Кошанского 19 октября 1811 года: Учебн. пособие / В. И. Аннушкин. — М., 2014. — 100 с.;
- Аннушкин, В. И. Русская риторика: исторический аспект: Учебное пособие. / В. И. Аннушкин. — М., 2003, с. 247–248, 259–261, 265–267, 271, 272–274, 279, 282, 283–284, 292, 294–295, 299–303, 307– 311, 313, 315, 316, 319, 325, 326, 332;
- Ладыженская, Т. А., Баранов, М. Т., Тростенцова, Л. А. Учебно-методический комплекс: Русский язык. 5–11 классы / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский. — М.: Просвещение, 2015.