Правовые аспекты введения религиозного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Ефремова, Ю. С. Правовые аспекты введения религиозного образования в России / Ю. С. Ефремова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 2. — С. 88-89. — URL: https://moluch.ru/archive/36/3636/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, так как споры о необходимости, а главное правомерности введения религиозного образования в учебных заведениях нашей страны не утихают и по сей день среди российских юристов и преподавателей.

Задайтесь вопросом, можете ли вы с уверенностью сказать о том, что вы, ваши дети, племянники или внуки знают о своей религии хотя бы тот минимум, который необходим, чтобы без труда ответить на ряд простейших вопросов. К примеру, знают ли они молитву Отче Наш, знают ли что-нибудь о своем Ангеле Хранителе, знают ли молитву к своему Ангелу, знают ли ваши дети о таких таинствах, как крещение, исповедь, соборование или венчание?

Дав ответ на эти вопросы, вы осознаете всю важность данной темы.

Автор придерживается того мнения, что религиозное образование необходимо и должно являться неотъемлемой частью российской системы образования и осуществляться оно должно на всех уровнях. Ведь наше духовное развитие не менее важно, чем умственное или физическое. В учебных заведениях России принято изучать математику и физику, биологию и химию, русский язык и литературу, историю разных стран, но при этом не изучается не своя религия, не религия других национальностей?

Несомненно, спорить на эту тему можно много ведь в науке нет места одному мнению. Кто-то согласится с тем, что такой предмет как религиоведение должен быть введен в качестве обязательного предмета в учебных заведениях, а кто-то скажет, что это лишняя трата денежных средств государства. Но основное внимание должно уделяться тому, как организовать педагогический процесс так, чтоб не нарушить права и свободы граждан различных конфессий.

Первая составляющая данного вопроса, которой автору хотелось бы уделить внимание это правовой аспект. А именно, рассмотрение с точки зрения основ конституционного строя России, которые закреплены в главе первой основного закона нашей страны - Конституции Российской Федерации.

Итак, согласно статье 1 части 1 Конституции России
«Российская Федерация – Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления». Также Российская Федерация в статьях 7, 14 Конституции признает себя социальным и светским государством.

Сразу хотелось бы отметить, что в данных статьях отражается круг основных приоритетов развития нашей страны, как правового государства, в котором признаются права и свободы человека и гражданина, а также создаются все условия для всестороннего развития личности.

Когда мы говорим о введении религиозного образования, мы не должны забывать о том, что Российская Федерация признает себя многонациональным государством, что отмечается в преамбуле Конституции России. Согласно полученным данным в настоящее время на территории России постоянно проживают более 140 национальностей. Если говорить о процентном соотношении то выходит, что русские составляют 79,8 процентов от всего населения другие национальности 19,2 процента
и 1 процент составляют те, чья национальная принадлежность не указана. При этом в состав других национальностей входят татары, украинцы, чеченцы, ингуши, армяне, осетины, мордовцы, буряты, даргинцы и др.

Исходя из этих данных видно, что основными религиями, представленными в России, являются христианство (превалируют, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам, иудаизм и буддизм. По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны распределяется по религиозной принадлежности следующим образом: Православие — 75 процентов, Ислам — 5 процентов, Католицизм, Протестантизм, Иудаизм, Буддизм — по 1 проценту и меньше, неверующие — 8 процентов.

Проведя анализ, можно предположить, что практически в каждом классе среди учащихся есть представители различных конфессий. А это также говорит о том, что на территории России мирно сосуществует множество религиозных направлений. Это свидетельствует и о том, что Российская Федерация все-таки является светским государством, каким собственно она и признает себя в статье 14 Конституции России,
«Ни какая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», следовательно, мы не можем выбрать только одну религию в качестве основной для изучения. Так как это уже может рассматриваться, как нарушение
статьи 19 Конституции России, в которой говориться, что «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности», что может рассматриваться, как дискриминация по национальному признаку.

Признавая себя правовым государством, что отражается в статье 2 Конституции «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» следовательно, государство должно обеспечить недопущение такой дискриминации.

Если рассматривать Россию как демократическое государство единственным источником власти, в котором является её многонациональный народ, может вопрос о том, какие религии должны быть включены в школьный курс следует выбрать самим гражданам?

Второй составляющей вопроса о введении религиозного образования, является построение самого педагогического процесса. Как выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы не нарушить прав всех учащихся и чтоб ни у одного из родителей не возникло мысли о том, что ребенка будут склонять к принятию той или иной веры, что в свою очередь тоже является нарушением Конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Остро может встать вопрос и о том, как преподавать такую достаточно специфическую дисциплину в учебных заведениях страны.

Если мы говорим о школе, то необходимо не забывать о делении классов на младшее звено, среднее звено и старшие классы.

На уроках у учащихся младшего звена процесс обучения может проходить виде сказки. Учитель повествует библейские сказания, как сказку со своими «героями» при этом необходимо использовать соответствующие иллюстрации для более эффективного восприятия материала. Это не вызовет серьёзных затруднений, так как даже в церковных лавках сейчас есть большой выбор такой литературы для маленьких детей.

На уроках учащихся среднего звена можно уже подробнее останавливаться на молитвах, на судьбах своих Ангелов Хранителей, изучению молитв к своим Ангелам, изучению жизни Святых, Пророков. При этом за каждым учащимся должно сохраняться право на то, хочет ли он учить молитву других религий или же нет.

На уроках старших классов можно изучить такие таинства, как исповедь, крещение или венчание, а также таинства других религий. Конечно же, это должно происходить в более серьёзной форме с чтением соответствующих источников.

Говоря о преподавании религиозных предметов в средне профессиональных учебных заведениях, в связи с тем, что в школе было бы изучено уже довольно многое, необходимо устраивать классные часы и открытые уроки с участием священнослужителей и представителей различных религиозных направлений, которые посвящались бы конкретным темам и вопросам.

В учреждениях высшего профессионального образования преподавание данного предмета необходимо поставить в ранг факультатива.

Еще одной трудностью в реализации данного проекта может встать вопрос о том, кто мог бы быть учителем? Ведь простой учитель не обладает всеми необходимыми знаниями, следовательно, такую миссию должны осуществлять люди, которые являются либо сестрами в церкви, либо матушками. С представителями других религий должно быть то же самое, однако не всякая религия позволяет рассказывать о ней в таком ракурсе. И этот вопрос нельзя оставлять не решенным.

Конечно, хотелось бы верить в то, что в нашем социальном государстве, коим оно является на основании статьи 7 Конституции Российской Федерации, эта идея найдет свое применение во всех учебных заведениях в разных уголках нашей страны. И наше правительство создаст все необходимые условия для нормального развития наших граждан, не только в материальном, но и, но и в духовном плане.


Литература:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237;

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, религиозное образование, Конституция России, правовое государство, религия, Россия, свобода человека, том, младшее звено, педагогический процесс.


Задать вопрос