Направления развития региональной инновационной инфраструктуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (36) январь 2012 г.

Статья просмотрена: 1700 раз

Библиографическое описание:

Бабкина, О. Н. Направления развития региональной инновационной инфраструктуры / О. Н. Бабкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 1 (36). — Т. 1. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/36/4111/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современных условиях хозяйствования главной задачей становится системная интеграция усилий всех участников инновационного процесса. Необходимы качественные изменения в подходах к формированию и развитию инновационной инфраструктуры, направленные на развитие интеграции и соединение уже существующих инновационных структур. Сформулируем основные направления развития инновационной инфраструктуры (ИНИ) в регионе, которые могут быть реализованы региональными органами государственной власти.

Одним из таких направлений может стать совершенствование нормативно-правовой и научно-методической базы, регулирующей деятельность организаций ИНИ, а именно принятие изменений и дополнений к действующему областному законодательству, разработка проектов правовых актов, направленных на развитие и регулирование деятельности инновационной инфраструктуры в регионе, а также методических материалов по организации работы ИНИ региона.

Расширение финансовых возможностей организаций инновационной инфраструктуры с целью финансирования и привлечения инвестиций в сферу науки, техники и инноваций выступает следующим вектором развития и включает: мониторинг потребностей и возможностей привлечения инвестиций в сферу НИОКР, предоставление субсидий участникам инновационной деятельности (на основе механизма грантового финансирования инновационных проектов). Сюда же можно отнести привлечение и сопровождение инвестиций (в том числе иностранных) в инновационные секторы экономики (в ходе проведения совместных региональных конкурсов с Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований, а также в результате участия в международных конкурсах, грантах, программах и др.).

В части развития кадровых ресурсов организаций инновационной инфраструктуры и научно-инновационной сферы, представляется возможным реализация мониторинга потребностей региона в профессиональных кадрах для организаций ИНИ, сферы науки, техники и инноваций; подготовки специалистов, обладающих инновационным мышлением и востребованных на рынке труда (с учетом целевого заказа от предприятий и организаций); переподготовку и повышение квалификации персонала организаций ИНИ, хозяйствующих субъектов (путем организации и проведения семинаров, курсов, программ и др.), повышение престижности специальности «инновационный менеджер» (на основе применения инструментов материального стимулирования и психологических механизмов мотивации).

Направлением развития инновационной инфраструктуры может стать также и модернизация ее материально-технической базы, которая предоставляется предприятиям, работающим в сфере науки, техники и инноваций. Включает инвентаризацию материально-технической базы организаций ИНИ, предприятий научно-инновационной сферы и выявление существующих потребностей; предоставление в аренду имущества области, включенного в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки; создание и развитие площадок коллективного пользования оборудованием по приоритетным для области направлениям деятельности (на базе ГУ ВО «Бизнес-инкубатор» и его филиалов).

Развитие информационной обеспеченности организаций ИНИ предполагает следующие мероприятия: организацию системы мониторинга состояния сферы науки, техники и инноваций (на основе данных научно-образовательных организаций, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области и различных департаментов в ходе их текущей деятельности); организацию и сопровождение базы данных изобретений, технологий, инновационных проектов, разработчиков и экспертов (в результате создания web-портала «Наука и инновации Вологодской области»); оказание участникам научно-технической и инновационной деятельности консультационной и организационной поддержки (при участии организаций инфраструктуры); проведение мероприятий по установлению и развитию межрегионального и международного научно-технического сотрудничества (в ходе участия в международных конкурсах, грантах, программах и др.). В целях развития региональной инновационной инфраструктуры, реализации проектов с инновационной составляющей, повышению инвестиционного и инновационного потенциала региона предлагаем создать Инновационно-инвестиционный фонд Вологодской области (Фонд, ИИФ). Задачи по учреждению Фонда необходимо возложить на Департамент промышленности, науки и инновационной политики Правительства региона. В состав попечительского совета Фонда могут войти главы ряда департаментов, областных банков и ректоры ВУЗов. Председателем попечительского совета назначить Губернатора области.

Учредителями предлагаемого Фонда могут выступить:

  • региональные и местные органы власти и управленияПравительство Вологодской области и Администрация города Вологды, целью функционирования которых является успешное социально-экономическое развитие территории, повышение уровня и качества жизни ее населения;

  • научно-исследовательские учрежденияИнститут социально-экономического развития территорий РАН, заинтересованные не только в реализации целей развития региона, но и в коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

  • организации инновационной инфраструктуры – БУ ВО «Бизнес-инкубатор», Вологодская торгово-промышленная палата.

Целями создания Фонда может выступить интенсификация процессов создания и распространения инноваций на территории региона, создание условий для повышения добавленной стоимости производимой в регионе продукции и рост занятости, и повышение благосостояния населения, увеличение доходов регионального бюджета. Для достижения поставленных целей необходимо решение целого ряда задач Фонда, среди которых можно отметить:

  • обеспечение текущих и перспективных потребностей предприятий и организаций в инновациях;

  • создание благоприятных условий для получения продуктов интеллектуальной деятельности и последующей их коммерциализации;

  • формирование для субъектов экономической деятельности стимулов к внедрению инновационных решений;

  • расширение кадрового ресурса инновационного сектора за счет подготовки и вовлечения в него талантливой молодежи, создания условий для организации ее деятельности.

Деятельность любой организации осуществляется в рамках определенной организационно-правовой формы хозяйствования. Выбор той или иной формы определяется учредителями в зависимости от различных объективных условий и факторов: а) направления и географии деятельности; б) целей и задач организации; в) внешней среды и внутренних возможностей; г) количества партнеров и др. Учитывая это, считаем целесообразным, создать Фонд как Некоммерческую организацию как ключевой элемент инновационной инфраструктуры региона, осуществляющим формирование и реализацию инновационных проектов со стадии научной идеи до стадии внедрения. В рамках деятельности Фонда будет осуществляться поддержка инновационной деятельности по трем основным направлениям:

  • поддержка на стадии формирования инновационных проектов, включает в себя: выявление, отбор и поддержка перспективных прикладных научных идей и научно-исследовательских разработок с высокой степенью коммерциализуемости, для создания в пяти-семилетней перспективе инновационной продукции и услуг имеющих значительные конкурентные преимущества перед существующими аналогами.;

  • поддержка на стадии реализации инновационных проектов – подразумевает поддержку создания новых, как правило, малых предприятий для освоения выпуска инновационной продукции и оказания инновационных услуг со сроком окупаемости проектов от трех до пяти лет.

  • поддержка развития существующих предприятий за счет внедрения инновационных технологий и освоения выпуска инновационной продукции – подразумевает поддержку, оказываемую с целью расширения действующих производств, либо их модернизации.

С учетом данных направлений разработана организационная структура Фонда (рис.1).

Рис. 1. Организационная структура Инновационно-инвестиционного Фонда

Вологодской области


Фонд может предоставлять следующий перечень услуг: инженерно-технические, организационно-материальные (сервисные), юридические, маркетинговые, информационные, финансово-экономические, учебно-методические и консультационные. Говоря о форме обслуживания клиентов, следует отметить, что предлагаемый Фонд задумывается как классический (или стационарный), т. е. он сможет предоставлять как офисные и производственные площади, так и различные услуги и программы поддержки участникам тех видов деятельности, которые наиболее преуспевают на внутреннем и внешнем рынках. Исходя из обозначенных услуг, можно выделить следующие группы клиентов:

  • органы региональной и местной властипутем реализации ряда мероприятий по развитию научно-технического потенциала и активизации инновационной деятельности;

  • научно-образовательный сектор – путем стимулирования и передачи новых технологий и разработок в экономику, развития новых наукоемких отраслей и производств;

  • промышленный сектор – путем передачи технологий, ориентирования предприятий на потребности рынка, привлечения дополнительных источников финансирования и др.;

  • частные лица – путем формирования благоприятной среды для их реализации.

Таким образом, выделенные основные направления развития инновационной инфраструктуры, такие как, развитие нормативно-правовой и научно-методической базы; расширение финансовых возможностей; обеспечение кадровыми и информационными ресурсами; модернизация материально-технической базы, могут быть практически реализованы путем создания Инновационно-инвестиционного Фонда Вологодской области. Создание указанной структуры позволит обеспечить специализированную помощь всех участников инновационного процесса в соответствии с организационными условиями их деятельности. Фонд станет действенным инструментом претворения в жизнь инновационной политики, определяемой Администрацией региона посредством реализации проектов. Аналитическая работа, являющаяся важнейшим элементом деятельности Фонда, также позволит совершенствовать статистическую и методологическую базу для принятия стратегически решений. Это повысит эффективность обратной связи между субъектами инновационной деятельности и административными структурами


Литература:

  1. Ильин, В.А. Формирование механизмов развития научно-инновационной сферы с целью повышения конкурентоспособности производства и экономики региона: отчет о НИР / В.А. Ильин, К.А. Задумкин, И.А. Кондаков, ИСЭРТ РАН, 2009 г., 221 с.

  2. Инновационно-инвестиционный Фонд Самарской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samarafond.ru.

  3. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.miiris.ru.



Основные термины (генерируются автоматически): инновационная инфраструктура, Вологодская область, инновационная деятельность, Инновационно-инвестиционный Фонд, инновационный процесс, материально-техническая база, научно-методическая база, основное направление развития, реализация проектов, создание условий.


Задать вопрос