Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы Российской Федерации, уплачивая из фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.
С 2002 года в России действует система обязательного пенсионного страхования. В качестве страхователей в ней выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. Застрахованными лицами являются работники по найму либо по гражданско-правовому договору. Обязанности страховщика возложены на Пенсионный фонд РФ.
С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34%: 26% направляется в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, 5,1% – в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Уклонение работодателей от уплаты пенсионных взносов является распространенной проблемой российской пенсионной системы. Каждое отделение Пенсионного фонда России имеет список неплательщиков пенсионных взносов с общей суммой задолженности, превышающей миллиард рублей. Согласно данным Росстата, задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование на 1 января 2010 года составила 92,8 млрд. рублей[1].
Сумма задолженности по взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 1 января 2010 года
|
Задолженность |
Из нее |
||||
млрд. руб. |
в % к итогу |
недоимка |
урегулированная задолженность |
|||
млрд. руб. |
в % к итогу |
млрд. руб. |
в % к итогу |
|||
Всего |
118 |
100 |
57,7 |
100 |
34,9 |
100 |
задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ |
92,8 |
78,7 |
51,3 |
88,8 |
17,2 |
49,3 |
Задолженность предприятий и организаций по уплате пенсионных взносов является одной из причин дефицита бюджета ПФР. К 2012 году он составит 1,075 трлн. рублей[2]. Недостаточность денежных средств в бюджете Пенсионного фонда не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату. Кроме того, из-за недостатка сумм страховых взносов на текущие выплаты усиливается зависимость бюджета ПФР от средств федерального бюджета.
Неуплата страховых взносов влечет неблагоприятные последствия и для застрахованных лиц. Поскольку право на обязательное пенсионное страхование в РФ реализуется только в случае уплаты страховых взносов, то в случае неуплаты или неполной уплаты работодателем пенсионных взносов работник лишается права на назначение пенсии или перерасчет страховой части пенсии. Таким образом, актуальность изучения данного вопроса безусловна.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязанностью страхователя является своевременная уплата в полном объеме страховых взносов в бюджет ПФР и ведение учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет[3].
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
П. 2 ст. 27 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусматривает следующие финансовые санкции для плательщиков пенсионных взносов. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченных сумм страховых взносов. Если деяние совершено умышленно, то это влечет взыскание штрафа в размере 40% неуплаченных сумм страховых взносов.
За непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам работодателю грозит штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, за каждый месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы.
За непредставление расчета по страховым взносам в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока его представления – штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей.
Как известно, с 1 января 2010 года в России был отменен Единый социальный налог. В отличие от ЕСН – налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую в ПФ РФ. Это было сделано с целью упрощения механизма выплат страховых взносов и сокращения периода воздействия на неплательщиков. Раньше цикл взыскания от момента получения органом Пенсионного фонда отчета от налогового органа до момента предъявления иска неплательщику иногда составлял 9 месяцев. За это время с предприятием могло произойти что угодно, вплоть до банкротства.
В настоящее время функции администратора платежей и страховщика по обязательному социальному страхованию выполняет Пенсионный фонд России. Поскольку органы ПФР персонифицированно учитывают поступившие за гражданина средства, передача администрирования финансового потока позволила синхронизировать данные о поступивших взносах, а также в какой сумме и за кого они поступили.
Обязанность по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пеней и штрафов, возложена на Пенсионный фонд.
Если страхователь не уплачивает или не полностью уплачивает страховые взносы в установленный срок, территориальный орган Пенсионного фонда направляет требование об уплате недоимки, пеней или штрафов в добровольном порядке. При неисполнении требования принимается решение о взыскании денежных средств со счетов страхователя в банках в бесспорном порядке. В этом случае в банк направляется поручение о списании денежных средств и их перечислении на счет Пенсионного фонда.
Если на счете плательщика нет достаточной суммы или денежные средства отсутствуют, Пенсионный фонд вправе взыскать страховые взносы за счет имущества страхователя, направив в службу судебных приставов соответствующее постановление. В рамках исполнительного производства служба судебных приставов наложит арест на имущество и выставит его на торги.
Органами Пенсионного фонда проводятся камеральные и выездные проверки плательщика страховых взносов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам.
Выездная проверка проводится территориальным органом ПФР по месту нахождения организации. Она проводится не чаще одного раза в три года и длится не более двух месяцев[4].
Масштаб проблемы уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды заставляет ужесточать меры воздействия на неплательщиков. Так, Курская областная дума внесла на рассмотрение соответствующий законопроект с поправками в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с этими статьями наказывается уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и юридического лица (ст. 199 УК РФ). Наказание предусмотрено в виде штрафных санкций – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, и в виде лишения свободы – за уклонение от уплаты налогов в крупном размере – до 6 лет. Согласно внесенному законопроекту в новой редакции он будет дополняться составом преступления, состоящим в уклонении от уплаты страховых взносов, установленных федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании"[5].
В скором времени Госдума планирует принять соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Предусмотренное наказание за уклонение от уплаты страховых взносов – штраф в размере 50 минимальных размеров оплаты труда. Повторное уклонение может привести руководителей предприятий и организаций к потере права занимать руководящие должности на срок до трех лет. Эксперты называют предложенную меру действенной[6].
В настоящее время активно используется такая форма понуждения к расчетам, как передача постановления в службу судебных приставов, у которых более широкий арсенал доступных средств воздействия на должников. В числе мер такие серьезные, как арест имущества юридических лиц, ограничение выезда граждан за границу и даже возбуждение уголовных дел. Именно эти меры оказываются наиболее действенными, поскольку они чреваты серьезными финансовыми потерями для должников.
Необходимо отметить, что наряду с жесткими мерами понуждения к выплатам Пенсионный фонд использует и стимулирующие методы. Например, в нынешнем году был объявлен конкурс «Лучший страхователь года по обязательному пенсионному страхованию – 2011». Для участия в конкурсе страхователь должен своевременно и в полном объеме перечислять страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии своих работников в бюджет ПФР, в срок и без ошибок представлять все документы по персонифицированному учету и уплате страховых взносов.
Одна из целей конкурса – донести до работодателей, что своевременная и полная уплата страховых взносов в пенсионную систему – это социальная ответственность бизнеса перед нынешними и будущими пенсионерами.
Также некоторые отделения Пенсионного фонда проводят личные собеседования с руководителями предприятий, где разъясняются их права и обязанности в качестве страхователя и рассматриваются вопросы погашения недоимки страховых взносов. Без данной процедуры поступления напрямую в Пенсионный фонд практически невозможны[7].
Таким образом, очевидно, что без вмешательства контролирующих органов, без применения методов понуждения к расчетам и стимулирования выплат разрешение проблемы уклонения от выплаты пенсионных и иных взносов невозможно. Для преодоления обозначенной проблемы предлагается:
1) усовершенствовать нормы об ответственности работодателя за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и механизм реализации такой ответственности.
Большие суммы задолженностей перед Пенсионным фондом в каждом регионе свидетельствуют о том, что имеющиеся меры воздействия неэффективны. Работодатели имеют возможность уклоняться от выплат, применяя различные способы. Наиболее типичным является включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах;
2) обеспечить заинтересованность граждан в уплате пенсионных взносов путем перераспределения ответственности по перечислению части взносов от работодателей к работникам.
Многие страхователи расценивают задолженность по пенсионным взносам именно как «долги перед Пенсионным фондом». Необходимо донести до сведения работодателей и, соответственно, работников, что долги по страховым взносам – это долги перед работниками. Ведь взносы, поступающие в Пенсионный фонд, распределяются по лицевым счетам конкретных людей и влияют на размер их пенсии;
3) ввести дополнительное страхование на случай неплатежеспособности предприятия либо заложить на эти цели средства в федеральном бюджете.
Данное предложение имеет значение в случае, когда зафиксирован факт уклонения от уплаты пенсионных взносов или неполной их уплаты, но предприятие уже обанкротилось и не может ответить по своим обязательствам.
Литература:
Налоговая статистика. http://www.gks.ru
Официальный сайт Пенсионного фонда России. http://www.pfrf.ru
Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского обязательного пенсионного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ.
За неуплату страховых взносов – уголовная статья. http://www.akdi.ru/nalog/pr_news07/623.htm
Ответственность за неуплату страховых взносов. http://www.rbsys.ru/print.php?page=881&option=news_law
Невыплата страховых взносов — задержка или невыплата пенсий. http://www.navigatoryar.ru/news/show/226.