Главной целью любой коммерческой организации является получение прибыли при удовлетворении потребностей общества. В современных условиях увеличение прибыли не всегда удаётся увязать с повышением цен реализуемых товаров (работ, услуг), поскольку это приводит к снижению конкурентоспособности как данных товаров (работ, услуг) в отдельности, так и предприятия в целом. В связи с этим, у хозяйствующего субъекта остаётся только один способ повлиять на прибыль – проводить программу оптимизации затрат.
Программа по оптимизации затрат предприятия проходит в несколько этапов:
анализ затрат с выявлением отклонений фактических показателей от плановых;
определение факторов, повлиявших на изменение данных показателей;
выявление резервов снижения затрат;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов и способов их внедрения в процессы производства и реализации;
составление плана затрат с учётом выявленных резервов;
контроль над выполнением плана и внедрением мероприятий по использованию выявленных резервов.
Безусловно, одним из главных пунктов данной программы является анализ затрат.
Согласно современному экономическому словарю, экономический анализ – это одна из функций управления; метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы [2].
Одной из составных частей экономического анализа, проводимого хозяйствующим субъектом, является анализ затрат на производство, главная цель которого состоит в выявлении резервов для оптимизации текущих производственных затрат предприятия с целью снижения себестоимости выпускаемой им продукции.
Достижение поставленной выше цели возможно лишь при решении следующих основных задач:
проведение анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в т. ч. анализа затрат на производство и реализацию);
выявление отклонений факта от плана и резервов снижения себестоимости выпускаемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);
разработка мероприятий по реализации выявленных резервов;
составление калькуляций себестоимости видов продукции с учётом выявленных резервов;
доведение программ по реализации выявленных резервов и новых калькуляций до непосредственных исполнителей;
контроль над внедрением мероприятий по реализации выявленных резервов.
Для правильности проведения анализа следует выделить 3 категории продукции предприятия:
валовая продукция – это весь “объём продукции, произведённой на промышленном предприятии за определённый период, в денежном измерении”[1];
товарная продукция – это “объём готовой продукции в денежном выражении, произведённой на промышленных и с.-х. предприятиях и подготовленной для реализации”[1];
реализованная продукция – это “продукция, отпущенная за пределы промышленного предприятия и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией”[1];
Одним из основных показателей анализа затрат на производство является показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, который вычисляется по следующей формуле:
где: – затраты на 1 рубль товарной продукции;
– количество продукции i-го вида;
– себестоимость продукции i-го вида;
Затраты на 1 рубль товарной продукции – это универсальный показатель, который:
имеет комплексный характер (может быть рассчитан как на единицу продукции, так и на весь состав);
имеет сквозной характер (может быть рассчитан на любом уровне предприятия);
показывает связь между себестоимостью и прибылью (с одной стороны характеризует уровень себестоимости, с другой – уровень рентабельности и прибыльности продукции).
Задачами анализа затрат на 1 рубль товарной продукции являются:
определение обшего отклонения по затратам на каждый вид продукции:
где: - общее отклонение i-го вида продукции;
- затраты на 1 рубль товарной продукции i-го вида по факту;
- затраты на 1 рубль товарной продукции i-го вида по плану.
факторный анализ – определение количественной оценки влияния каждого фактора на показатель.
На изменение затрат на 1 рубль товарной продукции влияют такие факторы, как уровень оптовых цен на продукцию, структура и ассортимент продукции и себестоимость отдельных изделий.
Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции можно проводить в динамике, в сравнении с другими предприятиями и в сравнении с плановыми данными.
Рассмотрим применение показателя затрат на 1 рубль товарной продукции на примере:
Таблица 1
Сведения о продукции ООО “Альфа & Омега” (плановые данные)
A |
100 |
3,25 |
5 |
B |
150 |
2,75 |
4 |
C |
200 |
2,25 |
4 |
На основе данных, представленных в таблице 1, можно рассчитать запланированный показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:
Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что предприятием “Альфа & Омега” запланирован уровень затрат в размере 0,625, т. е. 62,5 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции (прибыль при этом должна составить 37,5 копейки).
Таблица 2
Сведения о продукции ООО “Альфа & Омега” (фактические данные)
A |
100 |
3,35 |
4,5 |
B |
150 |
2,75 |
4 |
C |
200 |
2,75 |
4 |
На основе данных, представленных в таблице 2, можно рассчитать фактический показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:
Полученное в результате подсчётов значение говорит о том, что фактический уровень затрат на 1 рубль товарной продукции отличается от запланированного и составляет 0,701, т. е. 70,1 копейки затрат на 1 рубль товарной продукции.
Отклонение факта от плана составляет:
Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что фактически полученные данные по товарной продукции резко отличаются от запланированных. Это связано со следующими факторами:
уровень себестоимости продукции (по товарным позициям A и C произошло его увеличения на 0,1 рубля и 0,5 рубля соответственно, по товарной позиции B данный уровень остался неизменным);
цена единицы продукции (из-за высокой конкурентной среды общество “Альфа & Омега” не имело возможности повысить цену на свою продукцию, а в случае с продукцией вида A пришлось даже её снизить на 0,5 рубля чтобы остаться на рынке).
В связи с этим, целесообразно провести анализ влияния каждого фактора на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции:
влияние изменения уровня себестоимости товарной позиции A:
Отклонение составило:
влияние изменения уровня себестоимости товарной позиции C: (и в целом товарной позиции C, поскольку изменился только уровень себестоимости):
Отклонение составило:
влияние изменения уровня себестоимости в целом (по всем товарным позициям):
Отклонение составило:
влияние изменения цены единицы продукции A (и в целом, поскольку изменилась цена только данного вида продукции):
Отклонение составило:
- влияние изменений показателей при производстве продукции A:
Отклонение составило:
Таким образом, проанализировав полученные сведения, можно сказать о том, что наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции оказало изменение уровня себестоимости (-0,058 против -0,018 при изменении цены единицы продукции). А в самом изменении уровня себестоимости наибольшее влияние оказало изменение себестоимости продукции C (-0,053 против -0,005 по продукции A).
Анализируя влияние каждой товарной позиции, можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на исследуемый показатель оказали изменения при производстве продукции C (-0,053 против -0,023 по продукции A).
Резюмируя вышесказанное, следует рекомендовать предприятию “Альфа & Омега” обратить большее внимание на уровень себестоимости товарной позиции C, поскольку именно данный фактор оказывает наибольшее влияние на показатель затрат на 1 рубль товарной продукции (-0,53 из -0,76 общих отклонений), а через него и на чистую прибыль.
В заключении хотелось бы отметить, что вышеизложенный пример проиллюстрировал всю важность такого универсального показателя, как показатель затрат на 1 рубль товарной продукции, поскольку он позволяет определять, какие факторы и в какой степени влияют на прибыльность и рентабельность (как по отдельным видам продукции, так и по предприятию в целом).
-
- Литература:
Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ / Л.Е. Басовский, А. М. Лунева, А. Л. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 224 с.
Большая советская энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова – М.: Советская энциклопедия, 1969-1678 гг.
Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / О. В. Грищенко. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2000. – 112 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 495 с.
Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.