В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность студента находилась в центре внимания педагогов исследователей, разработчиков программ образования, средств обучения административных работников, т.е. процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении.
Уметь учиться, интенсивно учиться по нашим заключениям – это особенно важно сегодня, когда происходит смена концепции образования: от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь. Поэтому, задача образовательных учреждений сегодня заключается не столько в передаче информации, сколько в том, чтобы научить человека самостоятельно и постоянно учиться, решать жизненные и профессиональные проблемы, иметь устойчивую жизнеспособность.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а в активную познавательную деятельность каждого учащегося, применения им на практике этих знаний с помощью методов обучения.
Нами проведены педагогические эксперименты по применению активных методов обучения на которых мы остановимся ниже.
Метод ассоциограмм – это комплексный методический прием обучения, который облегчает интеграцию знаний в познавательные структуры, руководствуясь учебно-психологическими основами.
Дидактическая цель заключается в том, чтобы содействовать целостной дальности видения обстоятельств дела, активировать знания, углубить и улучшить мнемическую память.
Методической целью является самостоятельное применение запасов комплексных знаний и оказывание содействия развитию способностей воспринимать учебную ситуацию и правильно ее оценивать.
Метод ассоциограмм служит для графического представления и структурирования знаний. Этот метод относится к учебно-психологической основе познания, что обучение всегда требует интеграции новых концепций и представлений в уже существующие познавательные структуры. При применении этого метода, исходя из темы как из центра, представляются дальнейшие детали и идеи в виде ответвлений.
Понятие, как и сам метод ассоциограмм, было предложено в 70-е годы англичанином Тони Бузаном (Tony Buzan). Исходным пунктом его рассуждений было то, что учащиеся работают главным образом «логически мыслящим» левым полушарием головного мозга. Поэтому, своим методом ассоциограмм он разработал такой метод работы и графического представления, который в равной степени стимулирует как правое, так и левое полушарие головного мозга, потому что этот метод связывает образно-творческое мышление и логико-аналитическое мышление. В немецко-язычном пространстве укрепилось понятие «Mind Mapping», так как английское слово «mind» имеет множество разносторонних вариантов перевода, например, память, напоминание, ассоциация, побуждение и др.
Метод ассоциограмм всегда пригоден в качестве метода, когда речь идет о иерархическом и наглядном структурировании знаний, а также о визуализации комплексных взаимосвязей.
Поэтому он особенно хорошо подходит для:
• разработки обобщений
• представления комплексных систем
• систематизации текстов и понятий
• обзора записей/заметок или учебного материала
• планирования проектов
• для закрепления и углубления учебного материала
для сбора и структурирования идей.
Метод ассоциограмм – это техника, которую необходимо изучить; именно для требовательных областей применения, как например, написание рефератов, нужно тренироваться сначала на простых примерах. На учебных занятиях представляется большое количество разнообразных возможностей применения этого метода. Будь то индивидуальная работа, групповая работа или же разработка темы всем классом – возможно применение метода ассоциограмм.
Проведение занятия с применением метода ассоциограмм. В качестве вспомогательных средств необходимы: белая нелинованная бумага как минимум формата A4, карандаш, резинка для стирания, а также цветные карандаши. Ассоциограммы не обязательно должны оформляться в цвете, но цветовое оформление помогает лучшему запоминанию информации. В любом случае, допустимо представление ассоциограммы на слайдах, на флипчарте, на доске и пр. или при помощи компьютерной программы Mind Map.
Порядок действия при разработке ассоциограммы:
1. Тема: напишите или начертите в первую очередь в середине листа Вашу центральную тему. Работайте в альбомном формате, это дает больше места.
2. Главные ветви: от расположенной в центре темы отходят главные линии, которые разделяют тему на отдельные области. На них заглавными печатными буквами пишутся ключевые слова, причем, ветви не длиннее, чем ключевые слова. Для лучшей наглядности для каждой основной темы может быть определен свой цвет, толщина линии может указывать назначение слова.
3. Линии: от главных ветвей отходит произвольное количество ветвей того же цвета, что и дальнейшие ключевые слова, они формируют дополнительные уровни мыслей.
4. Корректировка: информация, которая больше не важна, может быть обведена в рамку и заштрихована или стерта резинкой.
Ассоциограмма может быть оформлена еще более наглядно и эффективно собственными рисунками, символами, а также разным цветами.
Ассоциограмма никогда не составляется до конца, она представляет собой моментальный снимок, новые идеи могут в любое время дополнить и развить ее. При выборе ключевых слов нужно идти от абстрактных к конкретным и от общих к специальным. Если отдельный комплекс требует сравнительно много места, то лучше всего учащемуся начать с начала и определить заново тему. Некоторые пункты, которые нужно учитывать на учебных занятиях:
- дать учащимся время настроиться на тему;
- ограничить время, которое тратится на рисование рисунка;
- дать учащимся возможность рассматривать картинки других;
- дать возможность учащимся представить свои ассоциограммы (Mind Map), в результате этого разъясняется дальнейший смысл понятий и открываются пути к новым ассоциациям;
- при неясностях оставлять «дырки», которые позже должны быть совместно обсуждены;
- обращать внимание на разборчивость почерка
Ассоциограмма может выглядеть следующим образом:
Анализ
• Благодаря применению ключевых слов можно сосредотачивать внимание на самом важном, при этом экономится время (на разработку и чтение) и место на бумаге.
• Благодаря наглядности информация обрабатывается быстрее и дольше сохраняется в памяти.
• Ассоциограмма обнаруживает пробелы: на основании графического представления становится вполне очевидно, какие идеи/мысли уже хорошо развиты, а какие до сих пор менее развиты.
• Метод ассоциограмм великолепно подходит для повторения материала; основные знания уже имеются, для реконструкции и вспоминания достаточно вызывающих ассоциации ключевых слов.
• Стимулирование коммуникативных процессов при распределении на рабочие группы.
Никакая ассоциограмма по началу не совершенна. Составление ассоциограмм нужно изучать и это требует некоторой тренировки. Могут возникнуть следующие трудности:
• Часто наталкиваются на сопротивление со стороны участников (принцип работы не соответствует их привычным процессам мышления);
• Опасность отсутствия наглядности (при многочисленных перекрестных ссылках или слишком большом количестве информации);
• Выбранные ключевые понятия/символы индивидуальны и возможно не понятны для других;
• Многократные записывания/ переписывания одной и той же ассоциограммы отнимают много времени.
Еще один из новых активных методов является латеральное мышление, которое нами эффективно использовано в учебном процессе.
Латеральное мышление. Развитию приемов творческого подхода "латерального мышления" способствует применение комплексных методических приемов обучения. Оно означает „боковое мышление“, „нестандартное мышление“, в значении изменения точки зрения и как творческий метод нахождения идей представляет необходимое дополнение преобладающего вертикального мышления.
Дидактическая цель латерального мышления заключается в улучшении компетенции решения проблем.
Методическая цель латерального мышления заключается в создании новых альтернативных, творческих, необычных идей или предложений
решений путем, отличным от традиционного, привычного пути обработки данных (вертикального мышления).
Основы теорию творческого мышления и действия можно охарактеризовать при помощи следующих признаков:
- восприятие и переработка информации осуществляется, как правило, предпочитаемыми/ привычными путями обработки данных и информации;
- латеральное (креативное) мышление «боковое мышление»: уход от привычных путей обработки данных и информации, нахождение нестандартных решений;
- противопоставление вертикального и латерального.
Понятие, метод и теорию выразил в середине 1960-х годов д-р Эдвард де Боно на основании исследования творческих подходов к решению задач. Исходным пунктом его теории было знание о прямолинейности структур человеческого мышления. Эдвард де Боно разработал большое количество методов, которые должны помочь находить новые идеи и отказаться от привычных образов мышления. К ним относится, например, латеральное мышление и метод шляп. Методы латерального мышления (см.ниже) прежде всего пригодны для поиска идей, например, для поиска новых идей для продукта или для возможностей улучшения продукта.
Структура и проведение метода «латеральное мышления». К условиям успешного проведения относятся:
- творческая команда участников;
- обученный руководитель дискуссии.
Проведение может осуществляться в соответствии со следующими этапами:
- определение проблемы или недостатков
- формирование группы для воркшопа
- выбор подходящего модератора
- выбор методов
- проведение с соблюдением правил
- сбор идей
- обработка идей, дальнейшее усовершенствование многообещающих идей в предложении для решения
- оценка предложений решения
- планирование первого шага реализации.
Для ухода от преобладающих методов рассмотрения рекомендуются различные методы. При этом он целенаправленно возвращается к применению эвристических методов познания. К этим методам относятся:
• переворачивание точки зрения
• визуальное мышление
• раскладывание проблемы на все более мелкие единицы, чтобы затем попытаться скомпоновать их по-новому;
• переключение внимания с лежащих на поверхности аспектов на менее значимые
аспекты
• распознавание доминирующих представлений и хода мыслей
• поиск других путей для рассмотрения вещей
• ослабление строгого контроля, который осуществляется рационально-логическим
мышлением
• осознанное применение случайности
• намеренное переворачивание отношений
• аналогии, перенос отношений какой-либо
ситуации на другую ситуацию, которую легче
использовать.
Мы приведем методы, относящиеся к латеральному мышлению. Принцип заключается в быстрой смене различных способов мышления, которые представлены шестью шляпами различных цветов (шляпы могут «носить» отдельные участники или группы):
- белая шляпа (данные, информация):
• Какой информацией мы обладаем?
• Какой важной информации нам не хватает?
• Как мы получим эту информацию?
- красная шляпа (чувства, интуиция, инстинкт):
• дает возможность выразить свои чувства и интуитивные догадки без обоснований - черная шляпа (осторожность, критическое мышление, поиск недостатков, предотвращение ошибок):
• однако важно: не уничтожать идею в зародыше - желтая шляпа (оптимизм, поиск преимуществ и возможностей реализации)
• важное уравновешивание черной шляпы
- зеленая шляпа (креативное мышление, поиск новых идей/ альтернатив):
• Можно ли выполнить эту задачу другим способом?
• Можно ли дать также другое объяснение?
- синяя шляпа (перспективы с высоты птичьего полета, модерация):
• определении тем
• объективный контроль методов и способов мышления
• указания на следующие шаги в процессе мышления
• активирование других шляп
- правило: регулярная смена шляп
Метод нахождения идей (при блокаде, исчерпанном запасе идей):
Метод обращения
- ментальное обращение (или переворачивание) обычного пути преодоления проблем.
Метод случайного воздействия:
- поиск какого-либо слова, случайного понятия, которое ни в коей мере не взаимосвязано с темой,
- противопоставление «слово – проблема» (комбинация слов),
- создать ассоциацию между ними.
Существует большое количество других методов латерального мышления, например:
- „творческая пауза“ (краткие остановки/паузы, чтобы сознательно создать дистанцию/оглядеться)
- „ментальная провокация“ (сознательная ломка границ здравого смысла при помощи «провокационной операции»), при которой нелогичное и ошибочное проявление логического хода мыслей должно прерываться:
- смена перспектив, новые идеи
- метод „Trittstein-Provokationen“ (метод обращения, преувеличение/ сознательное преуменьшение, искаженные/карикатурные картины, принятие желаемого за действительное).
Анализ
К сильным сторонам латерального мышления, метода творческого подхода к решению задач относятся:
- дает новые оригинальные импульсы для мышления при застое в создании идей
- частая смена перспектив способствует появлению большого количества и нестандартных идей/предложений решений,
- повышает мотивацию участников благодаря игровым элементам
- основа (теория творческого подхода к решению задач) является признанной теорией
Можно назвать следующие ограничения:
- некоторые методы определены не точно
- многообразие методов и их вариантов не ясны
- требует квалифицированной модерации, иначе „расплывчатое применение“ (там же).
Сравнение с методом мозгового штурма и методом перекрестной наметки идей. При методе мозгового штурма внутри группы за определенное ограниченное время собираются или генерируются идеи по определенной проблемной области. Метод перекрестной наметки идей очень похож на метод мозгового штурма , при этом методе идеи участников записываются (см. раздел «Мозговой штурм» и «Перекрестная наметка идей»). Мозговой штурм или перекрестная наметка идей может использоваться как формальное условие для всех описанных ранее методов латерального мышления. Например, могут применяться искажения, обращения и преувеличения. Однако, следует обратить внимание на то, что латеральное мышление не следует отождествлять с мозговым штурмом. Мозговой штурм перекрестная наметка идей – это только формальные рамки/условия, которые предлагают однозначные структуры, способствующие процессу мышления.
- Литература:
ASM (Arbeitgeberverband der Schweizer Maschinenindustrie): Power Work. Professionell lernen und arbeiten. 2. Aufl., Aarau, Frankfurt am Main, Salzburg: Sauerländer 1998.
BACKERRA, Hendrik; MALORNY, Christian; SCHWARZ, Wolfgang: Kreativitätstechniken. Kreative Prozesse anstoßen, Innovationen fördern. Die K7. 2. Aufl., München, Wien: Carl Hanser Verlag 2002.
BUZAN, Tony: Business Mind Mapping. Visuell organisieren, übersichtlich strukturieren, Arbeitstechniken optimieren. Wien, Wirtschaftsverlag Ueberreuter, 1999.
JÄGER, Roland: Selbstmanagement und persönliche Arbeitstechniken. Schriftreihe Organisation. Band 8, 3. Aufl., Gießen: Verlag Dr. Götz Schmidt 2000.
METZIG, Werner; SCHUSTER, Martin: Lernen zu lehren. Lernstrategien wirkungsvoll einsetzen. 7. Aufl., Berlin, Heidelberg: Springer Verlag 2006.
Бесплатная школьная лицензия на пользование программой MindManager Smart для любой школы в Саксонии на сайте:
http://www.sn.schule.de/mindjet/info.php (по состоянию на: 07.11.2007).
De BONO, Edward: Laterales Denken. Ein Kurs zur Erschließung Ihrer Kreativitätsreserven. Düsseldorf:ECON-Taschenbuch-Verlag 1992.
De BONO, Edward: Serious Creativity. Die Entwicklungeuer Ideen durch die Kraft des lateralen Denkens.Stuttgart: Schäffer-Poeschel 1996.
Интернет-ссылка http://imihome.imi.uni-karlsruhe.de/nlaterales_denken_b.html (по состоянию на: 05.12.2007)