В статье освещены вопросы, связанные с экологическим образованием школьников в процессе внеклассной и внешкольной работы по трудовому обучению, раскрыты понятия экологической культуры, экологического воспитания, определены формы внеклассной и внешкольной работы экологической направленности, приведены сценарии внеклассного занятия и экскурсии.
Ключевые слова: Экологическая культура, разумное потребление, источники энергии, природные ресурсы, экскурсия. дискуссия, естественные и гуманитарные знания.
Экологическая культура является составной частью общей культуры человека. Основное содержание экологической культуры составляют экологические знания, умения и навыки, приобретенные в процессе экологического образования и воспитания.
Формирование экологической культуры должно вестись в 2-х направлениях: экологическое образование и экологическое воспитание. Если экологическое образование подразумевает получение конкретных знаний об окружающей среде и её процессах, то экологическое воспитание – это осознанное понимание и принятие данных процессов и их значимости.
Современное школьное образование хронически перегружено. Введение новых дисциплин или даже новых тем в имеющиеся учебные планы и программы означает либо возрастание академической нагрузки на учащихся, либо сокращение каких-либо других дисциплин и разделов. Ситуация усугубляется еще и тем, что для развития творческих навыков у обучающихся необходимы время, ёмкие методы, такие, например, как проведение дискуссий, собственные исследования, деловые игры. Все это занимает значительно больше времени, чем предусмотрено сеткой часов.
На уровне основной школы в рамках изучения естественных и гуманитарных дисциплин можно добиваться становления экологической культуры как культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе понимания необходимости бережного отношения к природе и ее ресурсам. На данном этапе обучения очень важна межпредметная координация учебного плана и рассмотрение каждой конкретной темы с учетом биологических, химических, физических, общегеографических, экономических знаний и прикладной практической деятельности.
Мы рассмотрим возможность интеграции экологического образования и воспитания в процесс трудового обучения, в частности возможности уроков труда и внеклассной и внешкольной работы, направленных на обогащение экологических знаний учащихся и активизацию их экологической деятельности.
Работа по экологическому образованию учащихся на учебных занятиях по труду носит преимущественно информативный характер, в связи с чем не используется в полной мере воспитательный потенциал применяемых «экологических» материалов для развития экологического мышления школьников. В этом отношении внеклассная и внешкольная работа по трудовому обучению способствует более эффективному решению поставленной задачи, наиболее полной реализации принципов политехнизма, межпредметной связи, краеведения, системного подхода.
При выборе конкретных форм внеклассной и внешкольной работы экологического содержания, мы исходили из следующего: эта работа не должна уводить учащихся в сторону от основного содержания программного материала по трудовому обучению. Необходимо связать познавательную деятельность учащихся с целями учебно-воспитательного процесса, осуществляемого на уроках. Содержание внеклассных и внешкольных занятий должно быть наполнено интересной информацией и фактами, отражающими актуальные проблемы регионального и общемирового характера.
Изучение передового опыта, анализ литературы в рамках исследуемого вопроса, личный опыт автора позволили определить основные формы внеклассной и внешкольной работы по экологическому образованию и воспитанию, которые отражены в таблице.
№ |
Виды и формы внеклассной работы экологического содержания
|
Виды и формы внешкольной работы экологического содержания |
1. |
Кружки. |
Производственные экскурсии по трудовому обучению экологической направленности. |
2. |
Вечера по экологической тематике. |
Экскурсии: экскурсия на природу, экскурсия на производство, экскурсия в научные лаборатории. |
3. |
Факультативные занятия. |
Участие в работе секций станции юных техников, станции юных натуралистов. |
4. |
Конференции по экологии. |
Самостоятельные наблюдения природных явлений, метеорологические измерения, фиксирование их в лагерях труда и отдыха. |
5. |
Чтение научно-популярной литературы и журналов по вопросам экологии. |
Участие в деле охраны и рационального использования природных ресурсов в ученических производственных бригадах. |
6. |
Рефераты, доклады и самостоятельные работы по экологии. |
Участие в школьных и городских субботниках. |
7. |
КВН на экологические темы. |
|
8. |
Экологическая деятельность учащихся на пришкольном участке. |
|
9. |
Недели экологии. |
|
Опыт и исследования показывают, что деятельность учащихся в процессе внеклассной и внешкольной работы по своему характеру и содержанию может быть разнообразной.
При подготовке к экскурсии в процессе беседы с учащимися учитель сообщает краткую информацию следующего содержания:
Ни в одной из областей деятельности человека связь между населением и окружающей средой не проявляется более отчетливо, чем в области потребления энергии;
К 2025 году глобальное потребление энергетических ресурсов увеличится на 40% по сравнению с показателями 1980 года;
На долю возобновляемых источников энергии приходится всего 21% от общего объема потребляемой энергии в мире.
Солнечная, ветровая, геотермальная энергия, а также альтернативные источники топлива, типа этанола, находят пока ограниченное применение.
Из этого следует, сто электрическая энергия на сегодняшний день является приоритетной и относительно экологически чистой. Поэтому так остро стоит вопрос о ее рациональном расходовании.
Учащимся предлагается записать ключевые понятия и вопросы, которые они могут задать в ходе экскурсии:
Универсальность электроэнергии. Сферы ее использования (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное хозяйство и др.);
Преимущество использования электрической энергии по сравнению с другими видами энергии и ее недостатки;
Производство и использование электроэнергии:
Электростанция и окружающая среда. Электростанция и источники топлива.
По итогам экскурсии были сделаны выводы.
Электроэнергия имеет ряд преимуществ перед другими источниками энергии, а именно:
ископаемое топливо (уголь, нефть, газ) относится к невосполняемым природным ресурсам. Его использование оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду:
во-первых, в результате сжигания угля и природного газа происходит выброс в атмосферу огромного количества углекислого газа, одного из парниковых газов, ответственных за глобальное потепление;
во-вторых, автомобильный бензин, используемый во многих развивающихся странах, содержит токсичные вещества;
в-третьих, уголь, сжигаемый в устаревших печах, загрязняет сажей и золой воздушную среду многих городов и регионов и увеличивает количество респираторных заболеваний.
Проблемы в электроэнергетике: электро-энергия вырабатывается на тепловых, атомных гидроэлектростанциях, то есть находится в полной зависимости от других ресурсов. Поэтому вопрос о ее экономном потреблении связан со сбережением всего комплекса природных ресурсов.
Далее беседа переходит в практическую плоскость: учитель предлагает сформулировать рекомендации или советы о том, как можно экономить энергозатраты в мастерских, где проходит трудовое обучение: (например, «выключать неработающие станки», «следить за режимом их работы (не перегревать)», «соблюдать правила техники безопасности» и др.).
Выше нами подчеркивалось, что необходимо соблюдать преемственность в содержании, целях, задачах и педагогических технологиях классной и внеклассной деятельности.
В этом направлении после проведенного цикла уроков, связанных с изготовлением поделок из дерева (в рамках программы), было проведено внеклассное мероприятие в форме дискуссии (ролевой игры) по теме «За и против». Кратко охарактеризуем основные этапы и содержание этого занятия. Девиз: «Зеленые насаждения – это «лёгкие» нашей планеты».
Цель и задачи:
Обучить навыкам коллективного анализа возникающих проблем и принятия решений;
Развивать умение анализировать информацию и рассматривать проблему с разных сторон, оценивать последствия действий;
Способствовать приобретению умения публично выражать и отстаивать свою точку зрения;
Привлечь внимание к проблеме бережного отношения и сохранности зеленых насаждений, стимулировать поиски и пользование материалами о значении лесов для человека и природы.
Методы:
Работа в группах
Ролевая игра
Мозговой штурм
Комментирование и обобщение
Необходимые материалы: Листы бумаги.
Таблички с названием групп (экологи, дизайнеры, жители махалли, эксперты, представители хокимията). Плакаты: ЗА, ПРОТИВ. Карточки с записью проблемных вопросов. План – схема строительства.
Ход урока.
Информация учителя, в которой он объявляет о том, что сегодня учащимся предстоит участвовать в серьезном разговоре по поводу одного строительства. Для начала представим, что мы не школьники, а взрослые ответственные люди, поделим класс на группы, и каждая группа будет высказывать свое мнение по поводу решения поставленного вопроса.
Постановка проблемы: Как вы относитесь к тому, что новое жилье строится за счет сокращения (или вырубки) зеленого массива?
Как можно разумно решить эту проблему?
Подскажите, кто может быть заинтересован в этом строительстве, а кто будет против?
Процесс игры – дискуссии.
Класс делится на группы (по 3-5 человек), им раздаются карточки и информация с кратким описанием основной линии поведения и доводами для отстаивания своей точки зрения. (Например: Мы поддерживаем строительство, так как здесь приобретут квартиры молодые семьи. Мы против строительства, потому что изменится микроклимат в нашей махалле. В условиях Ташкента каждое дерево представляет собой большую ценность).
Подготовка выступлений (не более 10 минут).
Презентация (в пределах 5 минут). Никто не перебивает выступающих. Они могут записать основные позиции на листах бумаги (да –нет, за – против) и развесить их на доске или стойках.
«Представителям хокимията» предстоит выслушать аргументы всех групп, задать дополнительные вопросы, сделать свои заключения о целесообразности данного плана.
Независимым «экспертам» нужно оценить весь процесс обсуждения и сделать прогноз на будущее, какие могут быть последствия принятия решения.
Для более свободного общения можно использовать «Древо мудрости». Учитель или ученики пишут записки, в которых задают сложные вопросы по теме, заворачивают записки и прикрепляют к «дереву» (скрепкой). Дерево может быть нарисовано на бумаге, а можно использовать комнатный цветок, но вешать записки следует аккуратно. Далее учащиеся (по желанию) забирают записку и стараются ответить на вопросы. В случае необходимости приходят на помощь представители других групп.
Экологическое образование во внеклассное время позволяет повысить активность и самостоятельность учащихся, прививать им интерес к проблемам взаимосвязи общества и природы, техники, экологической трудовой деятельности, выявлять и развивать творческие способности и наклонности учащихся в разных отраслях науки и техники, формировать у школьников целостное представление о природе и обществе.
В современных условиях экологическое образование переросло рамки экологической культуры и стало основным компонентом социальной культуры ХХI века. Современному образованию важно достойно принять вызов времени, требующий глубинного объединения естественных и гуманитарных научных знаний для того, чтобы воспитать человека, способного заботиться о будущем человечества.
Литература:
Ходжабоев А.Р., Рашидов Х.Ф., Муранов Б.И., Абдукуддусов О.А., Чориев Э.Т. Концепция по трудовому обучению общеобразовательных школ Республики Узбекистан. -Т.:
Бекназаров Р.У., Новиков В.А. Охрана природи -Т.: Укитувчи, 1995.
Миланова Е.В., Рябчикова А.М. Использование природных ресурсов и охрана природи. -М.: Высшая школа, 1996.
Миронов А.В. Содержание экологическиго образования будушего учителя. -Киев: КГУ, 1990
Новыков Ю.Н., Бекназаров Р.У. Охрана окружаюшей среды -Т.: Ибн Сино, 1992.
Соловьев С.С. Тенденции развития экологического воспитания школьников в процесс внеурочной деятельности. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -М.: 1987.
Пустовайт Н.А. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения сельскохозяйственному труду. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -К.: 1988.
Турдикулов Э.А. Экологическое образование учашихся в процесс изучения фанов естественно-научного цикла. Автореф. дисс. док. пед.наук. -М.: 1982.
Андревская З.Я. Формирование ответственного отношения к природоохранительной деятельности у учащихся IV-VII классов. Автореферат дисс. канд.пед.наук. -Челябнск, 1977 г.
Пустовайт Н.А. Экологическое воспитание школьников в процессе обучения сельскохозяйственному труду. Автореф. дисс. канд.пед.наук. -К.: 1988.