Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 04.05.2021

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Захарова, Е. С. Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка / Е. С. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80405/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавания русского языка в начальной школе с использованием материала по теме «речевой этикет», Описаны выводы по теоретическому анализу проблемы исследования.

Ключевые слова: формирование, лексические навыки, русский язык, речевой этикет, младший школьник.

The article describes the problems of the formation of lexical skills in primary school students. The article presents the features of using speech etiquette in Russian language lessons in the formation of lexical skills in primary school students. The article describes the peculiarities of teaching the Russian language in primary school using the material on the topic «speech etiquette», and describes the conclusions on the theoretical analysis of the research problem.

Keywords: formation, lexical skills, Russian language, speech etiquette, junior school student.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) «предусматривается в качестве одного из результатов обучения — сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека» [3, с.28]. Обобщая вышенаписанное, можно сказать, что современная образовательная система требует от школы, полноценную сформированную языковую личность ребенка. Но важно отметить, что такой процесс не будет происходить сам по себе, необходимо своевременно производить качественную подготовку работы всех языковых средств.

В учебном пособии «Педагогическая риторика» Т. Г. Иргашевой отмечается, что «на уроках русского языка роль учителя заключается в моделировании объективного мира, активно применяются различные виды ситуаций: проблемные, учебно-речевые и естественно речевые. Создание подобных ситуаций в непосредственном общении диктуется самой жизнью, в учебных же условиях существует только одна ситуация — учебная, когда преподаватель и обучаемый общаются с целью научить и научиться». Формирование коммуникативно-речевых этикетных умений происходит уже в начальной школе. И этому учит риторика. «Риторика — это наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных коммуникативных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает, в конечном счете, решение социально значимых, жизненно важных задач. Таким образом, знание общих законов риторики — это общественная потребность, связанная с практической деятельностью человека. В риторике, как области гуманитарного знания, разработаны законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования, что позволяет достичь главной цели общения — обеспечение взаимопонимания между людьми, гармонизация отношений коммуникантов» [2, с.18].

Только качественное овладение лексическими навыками и умениями школьником будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, а именно лексической стороны речи.

Лексика — это основа языка, а ее единицы являются основополагающим материалом для коммуникации. В связи с этим следует отметить, что лексемы являются важным компонентом содержания при обучении русскому языку и в начальной школе необходимо уделять им наиболее особое внимание.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся.

Содержание материала в начальной школе знакомит детей с нормами устной и письменной речи, учит применять языковые средства в разных условиях в зависимости от цели или задачи речи. Но функция учителя здесь наиболее важна, так как он со стороны должен наблюдать за особенностями речевой коммуникации, помогать формулировать мысли правильно, выразительно, точно, не нарушая языковые функции речи, а направляя в нужное русло.

Исследователи отмечают, что, изучая правила этикета, учащийся присваивает часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для среды проживания. Введение словесных формул речевого этикета в систему речевого взаимодействия ребенка с окружающими способствует формированию комфортного, эмоционально позитивно заряженного коммуникативного поля, оказывает безусловное положительное влияние на духовный мир ребенка.

Развивать речевой этикет обучающихся необходимо на всех учебных предметах. Но учебный предмет «Русский язык» — это один из основных предметов в обучении младших школьников. С помощью определенных методов и приемов учитель может показать учащимся, насколько важно знать нормы русского языка и как правильно использовать речевой этикет в их жизни.

Современную лингвистику и методику преподавания русского языка характеризует заметный и все возрастающий интерес к изучению речевого этикета и формированию этикетных умений и навыков у учащихся. Интерес к речевому этикету связан с возросшим вниманием к проблемам общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета [1].

Таким образом, сферу употребления единиц (формул) речевого этикета как конкретизацию области его применения можно представить в виде совокупности ситуаций, составляющих сумму тематических групп единиц речевого этикета. Тематические группы не образуют конечного ряда — это незамкнутая сфера, переходящая в более широкую область устойчивых формул общения: приветствие, извинение, благодарность и т. д. [4].

Речевой этикет играет значительная роль в жизни современного общества, что обусловлено его функциями. Анализ лингвистических особенностей речевого этикета убедил нас, что целенаправленная и систематическая работа над выработкой умений и навыков речевого этикета должна активно вестись в начальной школе. Именно в начальных классах закладываются основы вежливости, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя как в общественных местах, так и дома.

В. Н. Ягодинский отмечает, что «соблюдение этикета способствует установлению успешных, нередко и доверительных, отношений между учителем и учеником, учителем и родителями учеников, учителем и другими учителями. Создаются благоприятные условия для эффективной воспитательно-образовательной деятельности, для педагогического общения. Оно также способствует совершенствованию личности, взявшей на вооружение правила, в которых проявляется уважение к людям и потребность доставлять им удовольствие манерами обхождения» [5, с.142].

Анализируя результаты изученного материала по проблеме формирования лексических навыков у младших школьников, мы отметили, что методика преподавания русского языка в начальной школе не отделяет изучение речевого этикета как отдельный материал, его изучение происходит постепенно, практически во всех темах, таким образом, не все дети знают правила речевого этикета, их словарный запас беден, а вследствие этого умения речевого этикетного поведения не образуются самостоятельно, именно поэтому необходимо уделять им особое внимание и дополнительное время, а также особых условий для их формирования. Именно поэтому является актуальным создание особенной, целенаправленной методики, которая поможет в процессе формирования лексических навыков, сформировать знания и умения применения речевого этикета.

Литература:

  1. Земская Е. А. Категория вежливости в контексте речевых действий // Логический анализ языка: язык речевых действий. — М.: Наука, 1994. — С. 131–136.
  2. Иргашева Т. Г. Педагогическая риторика: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / Т. Г. Иргашева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». — Абакан: ФГБОУ ВО «Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2017. — 90 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 51 с.
  4. Формановская Н.И, Употребление русского речевого этикета / Н. И. Формановская. — М.: Русский язык, 1982. — 192 с.
  5. Ягодинский В. Н. Наш этикет / В. Н. Ягодинский. — М.: Мол.гвардия, 1988. — 235 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, русский язык, начальная школа, навык, методика преподавания, особое внимание, письменная речь, проблема формирования, умение, учитель.


Похожие статьи

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Формирование рефлексии у старших школьников на уроке математики

В статье рассматривается понятие «рефлексия» с точки зрения педагогики и психологии. Описываются различные методы организации рефлексивной деятельности на уроках математики. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование рефлексии являе...

Проблемы формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена актуальной теме, связанной с проблемами формирования гибких навыков у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Выделены и описаны проблемы процесса формирования гибких навыков, раскрыты пути их решения на основе анализа...

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Тенденции современного урока русского языка: роль учебника в реализации задач формирования коммуникативной компетенции школьников

В статье анализируется потенциал школьного учебника для обеспечения научности курса русского языка и достижения целей формирования коммуникативной компетенции обучающихся. На примере урока грамматики показана роль типологии текстов в реализации функц...

Похожие статьи

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...

Этап семантизации на уроке английского языка в начальной школе

В статье даются определения всех этапов урока. Основное внимание уделяется рассмотрению этапа семантизации. Автор затрагивает важность формирования интереса младших школьников к изучению английского языка. Рассматриваются разные методы и приемы для п...

Формирование рефлексии у старших школьников на уроке математики

В статье рассматривается понятие «рефлексия» с точки зрения педагогики и психологии. Описываются различные методы организации рефлексивной деятельности на уроках математики. Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование рефлексии являе...

Проблемы формирования гибких навыков младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена актуальной теме, связанной с проблемами формирования гибких навыков у младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Выделены и описаны проблемы процесса формирования гибких навыков, раскрыты пути их решения на основе анализа...

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Сущность психолингвистического подхода при обучении иностранному языку дошкольников

В статье авторами рассматривается влияние психолингвистического подхода на развитие методики обучения дошкольников иностранному языку, показывается взаимосвязь между исследованиями когнитивных процессов при освоении иностранного языка и степенью эффе...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Тенденции современного урока русского языка: роль учебника в реализации задач формирования коммуникативной компетенции школьников

В статье анализируется потенциал школьного учебника для обеспечения научности курса русского языка и достижения целей формирования коммуникативной компетенции обучающихся. На примере урока грамматики показана роль типологии текстов в реализации функц...

Задать вопрос