Сущность и специфика кадрового менеджмента в региональных государственных органах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Бештоева, И. М. Сущность и специфика кадрового менеджмента в региональных государственных органах / И. М. Бештоева, Е. И. Кобышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80407/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрываются концептуальные подходы к сущности кадрового менеджмента в региональных органах государственной власти, исследуется специфика классификации кадров органов власти в регионах, анализируются доктринальные трактовки обозначенных понятий.

Ключевые слова: кадровый менеджмент, политика государства, персонал, государственная служба, кадровый профессионализм.

Модернизация социально-политической системы России невозможна без совершенствования всей системы кадрового менеджмента в органах государственного управления. Обозначенные главой государства национальные цели развития Российской Федерации до 2030 года [1], могут быть достигнуты только при условии кадровой обеспеченности во всех эшелонах власти. В связи с этим, на первый план выходит и уровень кадрового профессионализма в системе государственного управления, и достаточность управленческих кадров, а также, что немало важно, возможность внедрения передовых технологий кадрового менеджмента в органах государственной власти.

Президент Российской Федерации на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию особо подчеркнул, что «те национальные цели развития и те национальные проекты как инструменты достижения этих целей не смогут быть реализованы без кадрового обеспечения работы. Мы понимаем, что поскольку значительная часть этой работы, можно сказать, большая часть работы будет и должна быть сосредоточена в регионах, там и должен появиться этот кадровый потенциал, который обеспечит нам реализацию поставленных задач» [2].

Именно поэтому, определение стратегических ориентиров совершенствования кадрового менеджмента в органах государственной власти регионального уровня, представляется на сегодняшний день архиважной задачей.

Основные направления совершенствования кадрового менеджмента в органах государственной власти всех уровней были обозначены в Указе Президента РФ «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» [3]. Во исполнение обозначенного указа Правительством Российской Федерации было подготовлено Распоряжение, в котором сформулированы основные четырнадцать позиций, требующих немедленного усиления. Наиболее актуальными являются следующие из них:

— совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы;

— стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной деятельности;

— развитие системы государственных гарантий для госслужащих;

— внедрение новых форм профессионального развития;

— ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

Исследование проблематики современной управленческой и правоприменительной практики федерального и регионального уровня позволяет констатировать, что в системе кадрового менеджмента в органах государственной власти существуют нереализованные резервы поднятия кадровой деятельности на более высокий качественный уровень.

Среди особых проблем можно выделить:

— необходимость совершенствования научной обоснованности, проводимой в органах государственной власти (особенно регионального уровня) кадровой политики,

— затрудненность внедрения современных технологий работы с кадрами в системе государственного управления,

— недостаточный уровень реального профессионального развития персонала государственной службы. И др.

На региональном уровне особо остро проявляется необходимость в формировании концептуальных принципов регулирования кадровой деятельности, разработке социальных технологий развития кадровой деятельности в сферах поиска, подбора, воспитания кадров, соответствующих парадигме общественного и государственного развития, успешного проведения общественных преобразований.

Опираясь на ключевые научные теории в области управления, можно сформулировать понятие кадрового менеджмента в системе государственных органов. Так, В. А. Сулемов определяет сущность кадрового менеджмента в органах государственной власти как установление управленческо-правового регулирования кадровых отношений и процессов использования человеческих ресурсов [4].

Современная модель управления базируется на осознании важнейшей роли человеческого капитала. Учет этого фактора обязателен при построении эффективной системы государственного управления. Именно такое содержательное наполнение субординационных и прочих взаимоотношений всех субъектов кадровых процессов и составляет специфику кадрового менеджмента в органах государственной власти.

Переход всей системы государственного управления к новым целям развития страны невозможен без решения первоочередной задачи по кадровому обеспечению государственного аппарата. Кадровый менеджмент в органах государственной власти регионального уровня на современном этапе ориентирован не только на количественную обеспеченность человеческими ресурсами, но и на то, чтобы имеющийся кадровый потенциал использовался эффективно, а также на создание системы стимулов профессионального развития.

Очевидно, что новые реалии требуют создания нового механизма кадрового менеджмента в органах государственной власти регионального уровня. Так, требуются совершенно новые стратегии регулирования самих кадровых процессов, отражающие отказ от исключительно административного способа в пользу ценностно-ориентированного. Необходима четкая регламентация компетенции и предметов ведения по вопросам кадровой деятельности. Кроме того, налицо явные пробелы в научной обоснованности кадрово-управленческих решений.

Определение сущности кадрового менеджмента в органах государственной власти регионального уровня требует анализа отдельных теоретических и методологических категорий и понятий. Прежде всего, следует определится с доктринальной трактовкой такой понятийной единицы как кадры. Известные специалисты в области кадрового менеджмента предлагают относить к кадрам государственного органа, лиц, обладающих соответствующим специальным образованием и находящихся в постоянном штатном составе данной структурной единицы государственного аппарата.

При этом в научных источниках предлагается классифицировать кадры государственного органа (любого уровня) на следующие виды:

— кадры, выполняющие технические или обслуживающие функции;

— специалистов;

— управленческий эшелон.

Необходимо, однако, понимать, что в своей структуре орган государственной власти может иметь государственные должности. Тогда правильной будет точка зрения, согласно которой к кадрам органа государственной власти относят всех специалистов, занимающих государственные должности. Причем, правильно рассматривать не только руководящий состав, но и государственных служащих нижестоящих звеньев.

Смежным понятием с понятием «кадры» является категория «персонал». Персонал является более широкой категорией так как включает не только государственных служащих, находящихся штате на постоянной основе, но и временных специалистов, а также всех обслуживающих технических работников. С научной точки зрения, такой подход является дискуссионным, но не лишенным оснований. Для правильной трактовки следует, всё-таки, учитывать разницы в объеме и содержании обозначенных понятий.

Очень часто при раскрытии сущности и специфики кадрового менеджмента в органе государственной власти употребляют термин «кадровый потенциал». При всей кажущейся схожести вышерассмотренных понятий и термина «кадровый потенциал», данный термин всё-таки относится к специфической характеристике кадров. Кадровый потенциал, с точки зрения кадрового менеджмента, это величина скрытых способностей и возможностей кадровых единиц, которые могут быть раскрыты при наступлении определенных условий.

Для эффективного кадрового менеджмента в органе государственной власти необходимо рассматривать и принимать во внимание всю совокупность существующих научных понятий и определений. Это позволит обеспечить поступательное развитие процессов кадрового обеспечения. При этом нельзя допускать перекоса в какую-то одну сторону: нельзя сосредотачиваться исключительно на количественном показателе кадровой обеспеченности, или наоборот только на потенциале отдельных специалистов.

Кадровый менеджмент в органе государственной власти регионального уровня должен быть:

— научно-обоснованной и тщательной организованной деятельностью;

— иметь четкую методологию и быть практико-ориентированным на решение стоящих управленческих задач;

— формировать кадровый состав, обладающий высоким профессионализмом и нравственностью;

— способствовать развитию у государственных служащих компетенций, направленных на эффективное выполнение должностных обязанностей в соответствии с требованиями закона, обеспечивающих, в конечном итоге, реализацию задач и функций органов государственной власти.

Система кадрового менеджмента органа государственной власти регионального уровня в своей структуре имеет целый ряд звеньев:

— управленческое;

— организационное;

— экономическое;

— образовательное;

— политическое;

— социально-психологическое и др.

Основная задача кадрового менеджмента в органах государственной власти регионального уровня заключается в обеспечении потребностей органа власти в специалистах определенного уровня образования, специализации и квалификации.

Динамика развития общественных отношений, и как следствие, появления новых требований к органам власти требуют от кадрового менеджмента в органах государственной власти регионального уровня так называемой деятельности на опережение. То есть, кадровый менеджмент должен обеспечивать заблаговременное наращивание резерва специалистов для полноценного функционирования государственного аппарата в его уже существующих и только появляющихся структурных подразделениях.

Методологический инструментарий расчета качественных и количественных параметров для обеспечения потребностей органов государственной власти регионального уровня в кадрах требует глубокой научной проработки.

Ещё одним существенным фактором, влияющим на успешность кадрового менеджмента, является рациональность расстановки кадров в органе государственной власти. Именно рациональная расстановка, порой, позволяет избежать лишних финансовых и экономических издержек по содержанию раздутого аппарата государственного органа.

Восприятие кадров как особой ценности позволяет относится к индивидуальным способностям каждого отдельно взятого государственного служащего как нематериальному активу. Развитие и наращивание необходимых качеств у сотрудников также способствует увеличению потенциала органа государственной власти.

Чрезвычайно важным для развития кадрового менеджмента в органе государственной власти регионального уровня является управление карьерой каждого сотрудника. Здесь должно иметь место планирование карьеры и перечень мероприятий по ее развитию.

Не меньшее значение имеет система социально-экономического стимулирования, и предусмотренная в законодательстве система правовой защиты кадрового состава государственных органов регионального уровня.

В рамках ценностного подхода, используемого сегодня в кадровом менеджменте в органах государственной власти, особо важна сформированность общих ценностей и установок, нравственных идеал*ов и конечных социально-политических и управленческих целей.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что кадровый менеджмент в органах государственной власти базируется также и на системном подходе. В связи с этим, можно рассматривать кадровый менеджмент как часть всей управленческой системы в области государственного управления.

Выводы. Кадровый менеджмент в органах государственной власти регионального уровня — это самостоятельная система управления внутри государственной системы управления, которой свойственно наличие собственных субъектов, объектов и процессов управления.

Кадровый менеджмент в органах государственной власти тесно взаимодействует с внешней средой:

— осуществляется в рамках, определенных конституционным и административным законодательством Российской Федерации;

— основывается на принципах, присущих концепции классического менеджмента;

— реализует некоторые технологии свойственные другим сферам социального управления.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // // [Электронный ресурс] — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 24.04.21)
  2. Путин отметил важность кадрового потенциала регионов для развития страны. // Известия, 6 февраля 2021. [Электронный ресурс] — URL: https://iz.ru/973186/2021–02–06/putin-otmetil-vazhnost-kadrovogo-potentciala-regionov-dlia-razvitiia-strany (дата обращения 24.04.2021)
  3. Указ Президента РФ от 24 июня 2019 года № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/44367 (дата обращения 24.04.2021)
  4. Управление персоналом государственной службы: Уч.-метод. пособие. — М.: Изд-во РАГС // [Электронный ресурс] — URL: https://www.studmed.ru/view/ohotskiy-ev-upravlenie-personalom-gosudarstvennoy-sluzhby_a224ed03098.html?page=1 (дата обращения 24.04.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, кадровый менеджмент, региональный уровень, орган, государственное управление, Российская Федерация, кадровая деятельность, государственный аппарат, государственный орган, система.


Ключевые слова

персонал, кадровый менеджмент, государственная служба, политика государства, кадровый профессионализм

Похожие статьи

Анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти

В статье автор проводит анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти Российской Федерации, исследует различные взгляды представителей научного сообщества на понятие кадровой политики, а также формирует собственное определение...

Кадровый менеджмент в системе управления государственной службой

В статье описаны теоретико-методологические основы государственной кадровой политики в государственной службе. Основные задачи формирования кадрового резерва и организации работы с ним. Принципы формирования кадрового резерва.

Кадровая политика на государственной гражданской службе как основа управления персоналом организации

В статье анализируется сущность и понятие кадровой политики на государственной гражданской службе. Актуальность исследования теоретических аспектов кадровой политики обусловлена ее значимостью для организации управления персоналом государственной слу...

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государствен...

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В статье рассмотрены понятие и определение кадровой политики как важнейшего инструмента управления персоналом.

Формирование компетенций государственных гражданских служащих в условиях смены парадигмы образования

В статье рассмотрены проблемы и условия формирования компетенций государственных служащих в условиях смены парадигмы образования. Проанализированы качественные характеристики кадрового состава государственных органов на примере Новосибирской области.

Состояние кадрового обеспечения муниципальной службы: проблемы и пути развития

В статье рассматриваются основные трудности при организации и формировании кадровой работы в системе муниципальной службы. Актуальность и практическое значение данной проблемы обусловлено тем, что кадровая технология обеспечения муниципальной службы ...

Совершенствование управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля

Статья посвящена проблемам совершенствования управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля. Представлены результаты исследования современного состояния управления персоналом в этих органов, проведенного авторами. На о...

Похожие статьи

Анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти

В статье автор проводит анализ теоретико-нормативных основ кадровой политики в органах власти Российской Федерации, исследует различные взгляды представителей научного сообщества на понятие кадровой политики, а также формирует собственное определение...

Кадровый менеджмент в системе управления государственной службой

В статье описаны теоретико-методологические основы государственной кадровой политики в государственной службе. Основные задачи формирования кадрового резерва и организации работы с ним. Принципы формирования кадрового резерва.

Кадровая политика на государственной гражданской службе как основа управления персоналом организации

В статье анализируется сущность и понятие кадровой политики на государственной гражданской службе. Актуальность исследования теоретических аспектов кадровой политики обусловлена ее значимостью для организации управления персоналом государственной слу...

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

В статье автор анализирует профессиональное развитие государственных гражданских служащих, учитывая потенциал их личности. На основе анализа выявлены направления развития системы профессионального развития в контексте современных вызовов государствен...

Совершенствование кадровой политики коммерческого предприятия

В статье рассмотрены понятия, цели, задачи, условия и механизм реализации и оценки кадровой политики, состояние кадровой политики на примере коммерческой организации. Разработаны предложения по совершенствованию кадровой политики на коммерческом пред...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В статье рассмотрены понятие и определение кадровой политики как важнейшего инструмента управления персоналом.

Формирование компетенций государственных гражданских служащих в условиях смены парадигмы образования

В статье рассмотрены проблемы и условия формирования компетенций государственных служащих в условиях смены парадигмы образования. Проанализированы качественные характеристики кадрового состава государственных органов на примере Новосибирской области.

Состояние кадрового обеспечения муниципальной службы: проблемы и пути развития

В статье рассматриваются основные трудности при организации и формировании кадровой работы в системе муниципальной службы. Актуальность и практическое значение данной проблемы обусловлено тем, что кадровая технология обеспечения муниципальной службы ...

Совершенствование управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля

Статья посвящена проблемам совершенствования управления персоналом в органах внешнего государственного финансового контроля. Представлены результаты исследования современного состояния управления персоналом в этих органов, проведенного авторами. На о...

Задать вопрос