На базе сборника стихотворений И. Анненского «Кипарисовый ларец» в статье рассматриваются авторские сложные прилагательные, определяются наиболее типичные для языка поэта лексико-семантические группы сложных прилагательных. Выявляются их особенности употребления в лирике поэта. Также анализируются некоторые случаи использования поэтом сложных прилагательных.
Ключевые слова : сложные прилагательные, поэты-символисты, колоративные прилагательные, И. Анненский.
Вопросы изучения художественного слова и его эстетических возможностей всегда остаются актуальными в лингвистической науке. Многие поэты и писатели использовали в своих произведениях сложные прилагательные с целью сделать свои творения более яркими и запоминающимися. Причем у каждого писателя или поэта существует свой идиостиль.
Чаще всего одобряли использование сложных прилагательных поэты — символисты: А. Белый, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок и др. Существует множество работ, посвященных характеристике языка символистов, но, по мнению Н. А. Кожевниковой, лингвиста, представителя Виноградовской школы в языкознании, лучшая работа в отечественной науке по данной теме — В. Гофман «Язык символистов», опубликованная в 1937 г. В его статье говорится о том, что они культивировали различные виды сложных прилагательных: «Ин. Анненский писал: «Большая зыбкость прилагательного, а отсюда и его большая символичность, так как прилагательное не навязывает нашему уму сковывающей существенности, делает прилагательное едва ли не самым любимым словом Бальмонта...». Бальмонт не любит окаменелости сложений, как не любит ее и наш язык. Но зато он до бесконечности множит зыбкие сочетания слов, настоящее отражение воспеваемых поэтом минутных и красивых влюбленностей...» [3]. Так, в творчестве И. Анненского можно встретить огромное количество прилагательных, в особенности поэт часто использует сложные прилагательные для того, чтобы лучше передать свои чувства и эмоции. Именно эту особенность его стиля мы и рассмотрим.
В поэтическом сборнике И. Анненского «Кипарисовый ларец», по нашим подсчетам, около 70 сложных прилагательных. Это достаточно большое количество. Среди них есть сложные прилагательные, образованные способом чистого сложения: златисто-розовых углей, в гроздьях розово-лиловых, Неву буро-желтого цвета, вспышки бело-алые и др . Данные прилагательные называются колоративными, они показывают разнообразие цветовой гаммы. При этом очень часто употребляются «розовый цвет»: бледно-розовым овалам, златисто-розовых углей, хмельно-розовым напитком, сизо-розовый отсвет; «черный цвет»: мучительно-черных крыла, воздушно-черный стан, ярко-черную грудь, мутно-черные пятна; «синий цвет»: сине-призрачных высот, картонно-синий свод, влюбленно-синих глаз и др. Розовый — «мягкий» цвет, который чаще всего в стихотворениях Анненского обозначает зарю, юность: «По бледно-розовым овалам,/ Туманом утра облиты…». Черный символизирует тьму, мрак, смерть и темную сущность: «Два мучительно-черных крыла/ Тяжело мне ложились на грудь…». Синий ассоциируется с водой и воздухом, с одной стороны, это цвет истины и божественности в лирике поэта, с другой, одиночества и разочарования: «Застылость этих четких линий/ И этот свод картонно-синий…» или «Вы — сине-призрачных высот/ В колодце снимок помертвелый…» Также мы можем увидеть прилагательные, обозначающие «световой» признак: бледно-желтым цветом, грязно-бледных дней, мутно-черные пятна, шар темно-алый и др. Присутствуют в лирике И. Анненского и сложные прилагательные, имеющие вкусовые значения: хмельно-розовым напитком, день молочно-парный, сладостно-сильный зажим, памятник сладостно-воздушный и др . Не меньше прилагательных, которые обозначают качества людей, их характер: он нежно-зыбок, рук молитвенно-покорных, путано-нежных мотков, кто-то жалостно-чуткий, искривленно-жуткий, мучительно-черный стручок и др.
И. Анненский употребляет и прилагательные, которые соединяют в себе два антонима. Еще русский поэт В. Брюсов говорил об его особом методе, который «обладал способностью к каждому явлению, к каждому чувству подходить с неожиданной стороны. Его мысль всегда делала причудливые повороты и зигзаги; он мыслил по странным аналогиям, устанавливающим связь между предметами, казалось бы, вполне разнородными» [2]. Например, «От уверенно-зыбкой постройки/ До тоскливо замедленных дум…». В данном случае слово «уверенный» обозначает по толковому словарю С. И. Ожегова следующее: «Твердый, не колеблющийся, не сомневающийся», а слово «зыбкий» — «находящийся в состоянии легкого колебания, зыби, легко приходящий в колебание». И в словосочетании «в банально — пестрой зале» мы можем увидеть два противоположных по значению слова. «Банальный» — «лишенный оригинальности, избитый», а одно из значений слова «пестрый» — «состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный» (по словарю С. И. Ожегова). Данный прием, употребление оксюморонных прилагательных, позволяет поэту придать загадочности своему произведению и акцентировать внимание читателя на некоторых деталях.
Но, помимо употребления в сложных прилагательных антонимов, используются в лирике И. Анненского и синонимы. Так, словосочетание «линяло-ветхое небо» содержит прилагательное «линялый» — «полинявший, выцветший» и прилагательное «ветхий» — «разрушающийся, негодный от старости; дряхлый» [4]. Синонимы помогают создать более точную характеристику настроения лирического героя, а также показывают его отношение к осени.
Часто встречались и производные от прилагательных, обозначающие цвета. Так, сложное прилагательное буро-желтый , от основы которой образуются: прилагательное желтый , глагол пожелтели, желтеет, деепричастие желтея , причастие желтеющей. А от основы сложного прилагательного златисто-розовых образуются: прилагательное золотой, существительное позолота, глагол златить, золотится, деепричастие золотя. Это позволяет достаточно часто употреблять ключевую лексему, обозначающую различные цветовые оттенки.
Таким образом, в лирике И. Анненского встречается много сложных прилагательных, которые образуют следующие группы: адъективы, обозначающие цвет, адъективы, обозначающие «световой» признак, адъективы, использующиеся для характеристики вкусовых значений и адъективы со значением характеристики качеств людей. Среди перечисленных наиболее частотными выступают прилагательные лексико-семантической группы с обозначением «светового» признака. И. Анненский способен создать в своих стихотворениях при помощи сложных прилагательных таинственную атмосферу, позволяющую лучше понять замысел автора, увидеть особенности его идиостиля.
Литература:
- Анненский И. Ф. Кипарисовый ларец. -Санкт-Петербург: АЗБУКА, 2019. -272 с.
- Брюсов В. Я. Далекие и близкие // Статьи и рецензии. Собрание сочинений в 7 томах. М.: Худ. лит. 1973. Т. 6. 205 с.
- Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство. Т, 27–28. М., 1937.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб., -Москва: Мир и образование, 2015. -1375 с.