Сложные прилагательные в лирике И. Анненского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Малышева, Д. С. Сложные прилагательные в лирике И. Анненского / Д. С. Малышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 300-301. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80422/ (дата обращения: 18.12.2024).



На базе сборника стихотворений И. Анненского «Кипарисовый ларец» в статье рассматриваются авторские сложные прилагательные, определяются наиболее типичные для языка поэта лексико-семантические группы сложных прилагательных. Выявляются их особенности употребления в лирике поэта. Также анализируются некоторые случаи использования поэтом сложных прилагательных.

Ключевые слова : сложные прилагательные, поэты-символисты, колоративные прилагательные, И. Анненский.

Вопросы изучения художественного слова и его эстетических возможностей всегда остаются актуальными в лингвистической науке. Многие поэты и писатели использовали в своих произведениях сложные прилагательные с целью сделать свои творения более яркими и запоминающимися. Причем у каждого писателя или поэта существует свой идиостиль.

Чаще всего одобряли использование сложных прилагательных поэты — символисты: А. Белый, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок и др. Существует множество работ, посвященных характеристике языка символистов, но, по мнению Н. А. Кожевниковой, лингвиста, представителя Виноградовской школы в языкознании, лучшая работа в отечественной науке по данной теме — В. Гофман «Язык символистов», опубликованная в 1937 г. В его статье говорится о том, что они культивировали различные виды сложных прилагательных: «Ин. Анненский писал: «Большая зыбкость прилагательного, а отсюда и его большая символичность, так как прилагательное не навязывает нашему уму сковывающей существенности, делает прилагательное едва ли не самым любимым словом Бальмонта...». Бальмонт не любит окаменелости сложений, как не любит ее и наш язык. Но зато он до бесконечности множит зыбкие сочетания слов, настоящее отражение воспеваемых поэтом минутных и красивых влюбленностей...» [3]. Так, в творчестве И. Анненского можно встретить огромное количество прилагательных, в особенности поэт часто использует сложные прилагательные для того, чтобы лучше передать свои чувства и эмоции. Именно эту особенность его стиля мы и рассмотрим.

В поэтическом сборнике И. Анненского «Кипарисовый ларец», по нашим подсчетам, около 70 сложных прилагательных. Это достаточно большое количество. Среди них есть сложные прилагательные, образованные способом чистого сложения: златисто-розовых углей, в гроздьях розово-лиловых, Неву буро-желтого цвета, вспышки бело-алые и др . Данные прилагательные называются колоративными, они показывают разнообразие цветовой гаммы. При этом очень часто употребляются «розовый цвет»: бледно-розовым овалам, златисто-розовых углей, хмельно-розовым напитком, сизо-розовый отсвет; «черный цвет»: мучительно-черных крыла, воздушно-черный стан, ярко-черную грудь, мутно-черные пятна; «синий цвет»: сине-призрачных высот, картонно-синий свод, влюбленно-синих глаз и др. Розовый — «мягкий» цвет, который чаще всего в стихотворениях Анненского обозначает зарю, юность: «По бледно-розовым овалам,/ Туманом утра облиты…». Черный символизирует тьму, мрак, смерть и темную сущность: «Два мучительно-черных крыла/ Тяжело мне ложились на грудь…». Синий ассоциируется с водой и воздухом, с одной стороны, это цвет истины и божественности в лирике поэта, с другой, одиночества и разочарования: «Застылость этих четких линий/ И этот свод картонно-синий…» или «Вы — сине-призрачных высот/ В колодце снимок помертвелый…» Также мы можем увидеть прилагательные, обозначающие «световой» признак: бледно-желтым цветом, грязно-бледных дней, мутно-черные пятна, шар темно-алый и др. Присутствуют в лирике И. Анненского и сложные прилагательные, имеющие вкусовые значения: хмельно-розовым напитком, день молочно-парный, сладостно-сильный зажим, памятник сладостно-воздушный и др . Не меньше прилагательных, которые обозначают качества людей, их характер: он нежно-зыбок, рук молитвенно-покорных, путано-нежных мотков, кто-то жалостно-чуткий, искривленно-жуткий, мучительно-черный стручок и др.

И. Анненский употребляет и прилагательные, которые соединяют в себе два антонима. Еще русский поэт В. Брюсов говорил об его особом методе, который «обладал способностью к каждому явлению, к каждому чувству подходить с неожиданной стороны. Его мысль всегда делала причудливые повороты и зигзаги; он мыслил по странным аналогиям, устанавливающим связь между предметами, казалось бы, вполне разнородными» [2]. Например, «От уверенно-зыбкой постройки/ До тоскливо замедленных дум…». В данном случае слово «уверенный» обозначает по толковому словарю С. И. Ожегова следующее: «Твердый, не колеблющийся, не сомневающийся», а слово «зыбкий» — «находящийся в состоянии легкого колебания, зыби, легко приходящий в колебание». И в словосочетании «в банально — пестрой зале» мы можем увидеть два противоположных по значению слова. «Банальный» — «лишенный оригинальности, избитый», а одно из значений слова «пестрый» — «состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный» (по словарю С. И. Ожегова). Данный прием, употребление оксюморонных прилагательных, позволяет поэту придать загадочности своему произведению и акцентировать внимание читателя на некоторых деталях.

Но, помимо употребления в сложных прилагательных антонимов, используются в лирике И. Анненского и синонимы. Так, словосочетание «линяло-ветхое небо» содержит прилагательное «линялый» — «полинявший, выцветший» и прилагательное «ветхий» — «разрушающийся, негодный от старости; дряхлый» [4]. Синонимы помогают создать более точную характеристику настроения лирического героя, а также показывают его отношение к осени.

Часто встречались и производные от прилагательных, обозначающие цвета. Так, сложное прилагательное буро-желтый , от основы которой образуются: прилагательное желтый , глагол пожелтели, желтеет, деепричастие желтея , причастие желтеющей. А от основы сложного прилагательного златисто-розовых образуются: прилагательное золотой, существительное позолота, глагол златить, золотится, деепричастие золотя. Это позволяет достаточно часто употреблять ключевую лексему, обозначающую различные цветовые оттенки.

Таким образом, в лирике И. Анненского встречается много сложных прилагательных, которые образуют следующие группы: адъективы, обозначающие цвет, адъективы, обозначающие «световой» признак, адъективы, использующиеся для характеристики вкусовых значений и адъективы со значением характеристики качеств людей. Среди перечисленных наиболее частотными выступают прилагательные лексико-семантической группы с обозначением «светового» признака. И. Анненский способен создать в своих стихотворениях при помощи сложных прилагательных таинственную атмосферу, позволяющую лучше понять замысел автора, увидеть особенности его идиостиля.

Литература:

  1. Анненский И. Ф. Кипарисовый ларец. -Санкт-Петербург: АЗБУКА, 2019. -272 с.
  2. Брюсов В. Я. Далекие и близкие // Статьи и рецензии. Собрание сочинений в 7 томах. М.: Худ. лит. 1973. Т. 6. 205 с.
  3. Гофман В. Язык символистов // Литературное наследство. Т, 27–28. М., 1937.
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб., -Москва: Мир и образование, 2015. -1375 с.
Основные термины (генерируются автоматически): прилагательное, значение слова, лирик поэта, поэт, хмельно-розовый напиток.


Ключевые слова

сложные прилагательные, поэты-символисты, колоративные прилагательные, И. Анненский

Похожие статьи

Диалектная лексика в рассказах В. М. Шукшина

В данной статье рассматривается диалектная лексика, функционирующая в рассказах В. М. Шукшина и репрезентирующая особенности речи персонажей и автора; в работе вычленяются лексические группы диалектизмов (фонетические, словообразовательные, лексико-с...

Сложные имена прилагательные — цветообозначения в поэзии К. Д. Бальмонта

Данная статья посвящена исследованию структурно-семантических особенностей сложных прилагательных-цветообозначений в языке поэзии Константина Бальмонта. Особое внимание уделяется анализу семантики препозитивных и постпозитивных компонентов сложных пр...

Стилистическая роль риторических фигур в сборнике «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева

Статья посвящена проблеме определения стилистической роли риторических фигур в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева, в ходе которого определяются особенности употребления языковых единиц, в частности риторических фигур, и их стилистическая роль в...

О категории числа имени существительного в диалектах хантыйского языка

В статье рассматривается грамматическая категория числа имени существительного диалектов хантыйского языка. Статья построена на сравнительном материале малоизученного вах-васюганского наречия как представителя восточной группы диалектов и казымского ...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры»

В статье анализируются ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры» с точки зрения их значения и особенностей употребления в тексте. Рассматривается связь ключевых слов с темой и идеей рассказа, определяется воспитательный потенциал произведения. В ...

Мотив слёз в лирике Л. Д. Червинской

В статье рассмотрен один из наиболее частотных мотивов лирики Л. Д. Червинской — слезы. В данном мотиве отражены характерные особенности лирической героини Червинской, раскрывающие ее отношение к себе и отношения с окружающей ее действительностью. Сл...

Авторская трансформация фразеологизмов в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

В статье рассматриваются особенности употребления фразеологических единиц в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Выявляются способы индивидуально-авторской трансформации фразеологизмов в произведении, исследуется роль фразеологических ...

Индивидуально-авторские новообразования в функции создания художественного образа как одна из характерных черт идиолекта Василия Каменского

В статье рассматриваются индивидуально-авторские новообразования, выступающие в роли изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах футуриста В. Каменского. Анализируется использование поэтом новообразований в функции создания художествен...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Похожие статьи

Диалектная лексика в рассказах В. М. Шукшина

В данной статье рассматривается диалектная лексика, функционирующая в рассказах В. М. Шукшина и репрезентирующая особенности речи персонажей и автора; в работе вычленяются лексические группы диалектизмов (фонетические, словообразовательные, лексико-с...

Сложные имена прилагательные — цветообозначения в поэзии К. Д. Бальмонта

Данная статья посвящена исследованию структурно-семантических особенностей сложных прилагательных-цветообозначений в языке поэзии Константина Бальмонта. Особое внимание уделяется анализу семантики препозитивных и постпозитивных компонентов сложных пр...

Стилистическая роль риторических фигур в сборнике «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева

Статья посвящена проблеме определения стилистической роли риторических фигур в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева, в ходе которого определяются особенности употребления языковых единиц, в частности риторических фигур, и их стилистическая роль в...

О категории числа имени существительного в диалектах хантыйского языка

В статье рассматривается грамматическая категория числа имени существительного диалектов хантыйского языка. Статья построена на сравнительном материале малоизученного вах-васюганского наречия как представителя восточной группы диалектов и казымского ...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры»

В статье анализируются ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры» с точки зрения их значения и особенностей употребления в тексте. Рассматривается связь ключевых слов с темой и идеей рассказа, определяется воспитательный потенциал произведения. В ...

Мотив слёз в лирике Л. Д. Червинской

В статье рассмотрен один из наиболее частотных мотивов лирики Л. Д. Червинской — слезы. В данном мотиве отражены характерные особенности лирической героини Червинской, раскрывающие ее отношение к себе и отношения с окружающей ее действительностью. Сл...

Авторская трансформация фразеологизмов в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»

В статье рассматриваются особенности употребления фразеологических единиц в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Выявляются способы индивидуально-авторской трансформации фразеологизмов в произведении, исследуется роль фразеологических ...

Индивидуально-авторские новообразования в функции создания художественного образа как одна из характерных черт идиолекта Василия Каменского

В статье рассматриваются индивидуально-авторские новообразования, выступающие в роли изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах футуриста В. Каменского. Анализируется использование поэтом новообразований в функции создания художествен...

Символ «крест» в поэзии Петра Суханова

В статье исследуется роль, место и вариативность символа «крест» в поэзии сургутского автора Петра Суханова, который, наследуя русские культурные традиции, достаточно часто использует данный символ в своих стихотворениях. Учитывая текстообразующую ро...

Задать вопрос