В статье представлено исследование социальной политики, направленной на защиту безработных граждан России. Был рассмотрен опыт зарубежных стран в финансировании деятельности служб занятости. Более детально изучены направления финансового обеспечения социальной защиты населения в России. Проанализирована доля пособия по безработице в прожиточном минимуме за последние 5 лет. В конце исследования был сделан вывод о том, что за последние годы возросла доступность и качество услуг по содействию занятости российского населения.
Ключевые слова: занятость населения, социальная политика, содействие безработным, финансирование социальной защиты безработных.
The article presents a study of social policy aimed at protecting unemployed citizens of Russia. The experience of foreign countries in financing the activities of employment services was reviewed. The directions of financial support of social protection of the population in Russia are studied in more detail. The article analyzes the share of unemployment benefits in the subsistence minimum for the last 5 years. At the end of the study, it was concluded that in recent years, the availability and quality of services to promote employment of the Russian population has increased.
Keywords: employment population, social policy, assistance to the unemployed, financing of social protection of the unemployed.
Глобальной проблемой социально-экономического развития является безработица, динамика которой отражает эффективность проводимой социальной политики, а также экономическое развитие государства.
На обеспечение рабочими местами, обеспечение минимального размера оплаты труда, социальную защиту населения, а также на повышение уровня жизни населения направлена социальная политика государства.
От финансирования зависит качество и эффективность деятельности служб занятости населения. На рисунке 1 представлен размер финансирования деятельности служб занятости в процентах от ВВП.
Рис. 1. Размер финансирования деятельности служб занятости в процентах от ВВП
Направления финансового обеспечения социальной защиты населения представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Направления финансового обеспечения социальной защиты населения
Активная защита населения основана на Постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения». Цель программы — создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 927382719,5 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований Программы представлены на рисунке 3 [1].
Рис. 3. Объемы бюджетных ассигнований Программы «Содействие занятости населения», тыс. рублей
Пассивная защита населения России основана на выплате пособий по безработице. На законодательном уровне ежегодно устанавливается минимальное и максимальное значение пособия по безработице. Размер пособия по безработице зависит от продолжительности и вида трудовой или иной деятельности гражданина, предшествующей началу безработицы, величины среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, а также местности, в которой проживает гражданин.
На 2021 год минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 1 500 рублей, а максимальная — 12 130 рублей. В 2021 году максимальную величину пособия по безработице тем, кто имеет на него право, будут платить в размере 12130 рублей в первые три месяца периода безработицы, 5000 рублей в следующие три месяца периода безработицы.
В Челябинской области с учетом районного коэффициента минимальный размер пособия составляет — 1 725 рублей, максимальный — 13 949,50 рублей [2].
В таблице 1 приведена доля пособия по безработице в прожиточном минимуме.
Таблица 1
Доля пособия по безработице в прожиточном минимуме
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Max размер пособия по безработице, рублей |
4 900 |
4 900 |
8 000 |
12 130 |
12 130 |
Прожиточный минимум для трудоспособного населения, рублей |
10 701 |
10 842 |
11 653 |
11 731 |
12 702 |
Соотношение пособия по безработице и прожиточного минимума, % |
45,8 |
45,2 |
68,7 |
103,4 |
95,5 |
Проведя анализ можно отметить, что в последние годы размер максимального пособия по безработице вырос с 45,8 % от прожиточного минимума до 95,5 % от прожиточного минимума, то есть в 2 раза. Однако такой максимальный размер пособия выплачивается только в первые три месяца после регистрации в центре занятости населения, на последующие три месяца размер уменьшается до 5 000 рублей.
Политика государства по финансированию занятости населения направлено на решение таких задач, как снижение социальной напряженности благодаря поддержке населения, утратившего доход, а также совершенствование использования трудового потенциала.
И так, проанализировав систему социальной защиты безработного населения можно сделать вывод, что за последние годы возросла доступность и качество услуг по содействию занятости российского населения.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/.
- Сайт «Госуслуги. Документы. Отзывы» / Электронный ресурс: https://gogov.ru/.