В статье рассмотрена сущность и понятие акционерных корпораций с участием государства. Раскрыты особенность акционерных обществ с участием государства. Выведено авторское определение. Актуальность темы определяется тем, что при государственном участии в управлении акционерной организацией существует двойственная роль государства, с одной стороны государство — это государство-предприниматель, а с другой стороны государство — институт власти. В акционерных корпорациях с государственным управлением данные роли совместно выступают в лице государства, при этом роль института власти имеет первостепенное значение.
Ключевые слова: корпорации, государство, государство-участник, акционерные общества с государственным участием.
The article considers the essence and concept of joint-stock corporations with the participation of the state. The features of joint-stock companies with the participation of the state are disclosed. The author's definition is derived. The relevance of the topic is determined by the fact that with state participation in the management of a joint-stock organization, there is a dual role of the state, on the one hand, the state is the state-entrepreneur, and on the other hand, the state is an institution of power. In joint-stock corporations with public administration, these roles are jointly represented by the state, and the role of the institution of power is of paramount importance.
Keywords: corporations, state, state-party, joint-stock companies with state participation.
Ранее существовало много различных подходов к пониманию сущности корпорации, однако, суть была одна: корпорация является организацией, которая основана на началах членства, и ведет свою деятельность с целью реализации интересов ее членов. В 2014 году в ГК РФ было закреплено на законодательном уровне определение корпорации: «Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)» [1].
Таким образом, корпорацию можно определить как юридическое лицо, которому характерны два отличительных признака.
Первый признак корпорации — учредители (участники) юридического лица обладают правом участия (членства) в нем. Это основной признак корпорации, именно членство определяет правовой статус корпорации. Членство — это набор прав и обязанностей участников корпорации по отношению к корпорации, которых нет у учредителей унитарных юридических лиц. Согласно принципам наделения правами и обязанностями корпорация обладает правами и обязанностями по отношению к своим членам. Поэтому, можно отметить определенную правовую взаимосвязь между участником корпорации и самой корпорацией существует определенная правовая связь, называемую отношениями участия (членства).
Второй признак корпорации — учредители (участники, члены) формируют «общее собрание», то есть высший орган управления юридического лица. В том случае, если это некоммерческие корпорации или производственные кооперативы, где число участников более ста, то в уставом таких организаций может быть предусмотрено наличие такого высшего органа управления, как съезд, конференция или иной представительный коллегиальный орган. В таком случае, на съезде или конференции могут участвовать не все члены корпорации, а только их делегаты.
Корпорации бывают коммерческие и некоммерческие. В ст. 65.1 ГК РФ содержится перечень организационно-правовых форм корпоративных юридических лиц [1].
Большое влияние на национальную экономику оказывают внимание крупнейшие корпорации Российской Федерации, так как доля государственного участия есть у всех. Зачастую такие корпорации называют государственными, несмотря на то, что большая часть акций негосударственные.
Формами организации корпорации с участием государства бывают как публичные акционерные обществ, так и унитарные предприятия либо государственные корпорации. Государственные корпорации являются некоммерческими организациями, цель создания которых — социальные либо другие общественно полезные функции. В отличие от публичных акционерных обществ, государственные корпорации обязаны раскрывать информацию, а также от унитарных предприятий их отличает то, что они неподконтрольны некоторым государственным.
Как отмечает Шашкова А.В, особенностью российских корпораций с участием государства, с формой организации акционерное общество, является монопольное либо приближенное к монопольному положению на рынке (фактически обеспечиваемое государством) [3, С. 66]. Они являются транснациональными корпорациями либо ведут активную деятельность на внутреннем и иностранных рынках. Такие корпорации являются холдингами, в составе которых более мелкие организации отрасли или смежных отраслей.
С одной стороны, государство является совладельцем бизнеса, одним из партнеров-акционеров, и оно так же сталкивается с проблемами, возникающими и у других акционеров, а именно, незащищенностью прав собственности, низкой эффективностью акционерного общества, снижением своей доли в акционерной собственности.
С другой стороны, государство является специфическим акционером, который не имеет чисто коммерческих целей. Государство как акционер заинтересовано в налаживании производства, получении прибыли на основе повышения его эффективности, приумножения собственности. Здесь государство играет более сложную роль, являться арбитром в корпоративных конфликтах, влиять на их разрешение, проводить стабилизирующее воздействие на функционирование корпораций, предотвращать дезинтеграцию значимых для экономики страны предприятий, своим участием способствовать эффективности компаний.
Последняя цель во многом зависит от применяемых инструментов государственного контроля и его степени, так как при чрезмерном контроле не только блокируются злоупотребления в акционерном обществе, но и создаются препятствия для рыночного хозяйствования и привлечения внешних инвестиций.
Для повышения эффективности деятельности корпораций (акционерных обществ) с участием государства необходим государственный контроль за дивидендной политикой, чтобы пресекать сокрытия прибыли, невыплаты дивидендов, нерационального использования прибыли на неправомерно высокие зарплаты менеджерам. Так по мнению Харчилава Х. П. и Боттаева А. Ю., представитель государства играет важную роль в организации. Он не является простым контролером, представляющим государство. Представитель является также активным участником в органах управления, который вырабатывает политику компании, реализует ее, принимает решения, занимается разработкой стратегии развития компании [2, С. 90].
И так, корпорация с участием государства — это организация, участники которой обладают правом членства в ней, формируют высший орган управления, а также ведет свою деятельность с целью реализации интересов ее участников, где роль государства не исключительно коммерческая выгода, а повышение эффективности деятельности организации.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (последняя редакция) / Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/.
- Харчилава, Х. П. Корпоративное управление в компаниях с государственным участием / Х. П. Харчилава, А. Ю. Боттаев //Управление. — № 1 (15). — 2017. — С. 88–92.
- Шашкова, А. В. Место корпораций с государственным участием в осуществлении эффективного корпоративного контроля // Искусство управления. — 2016. — № 1. — С.60–74.