В одном из фильмов главный герой говорит: «Развитие человеческого духа невозможно без нового опыта» … Отлично сказано! Особенно это важно для педагога. Данная профессия требует постоянного развития компетенций! Чтобы соответствовать сегодня профессии «педагог», человек должен не только понять и принять требования профессии к личности, но и стараться овладеть определенными знаниями, умениями, развить в себе качества, необходимые в профессиональной деятельности.
М. М. Рубинштейн считал «задачу подготовки учителя первейшей и особое внимание уделял развитию личности педагога. В формировании будущего учителя, подчеркивал он, необходимо установить: во-первых, что дала учителю природа и что он должен развить в себе; во-вторых, то, что должна дать наука и что он должен приобрести главным образом в процессе теоретической работы; в-третьих, то, что он должен создать в себе сам». [2]
Для современного учителя важно сочетать в себе личностные качества, профессиональные компетенции и свой неповторимый индивидуальный стиль. Именно это дает возможность обеспечить результативность и успешность образовательного процесса.
Сегодня учитель — это художник, ученый, способный к рефлексии собственной профессиональной деятельности.
Необходимо умело сочетать личностные качества и профессиональные компетенции. Это сочетание позволяет стать мастером своего дела, обеспечить успешное сотрудничество учителя и ученика в познании мира.
С января 2017 года стал применятся новый профессиональный стандарт педагога. Этот стандарт применяется во всех учебных заведениях РФ. «Новый стандарт был веден в связи с тем, что современный мир изменяется так же, как и люди в нем, в частности дети. С появлением профессионального стандарта педагога изменились и правила подготовки преподавателей. Профессиональные стандарт делает педагога более свободным, но в то же время делает его более ответственным за результат его деятельности. Педагогический стандарт необходим для того, чтобы воплотить в жизнь новые стандарты современного образования. Благодаря стандарту российского образование способно будет выйти на международный уровень». [3]
В данном стандарте указаны новые компетенции педагога. Например, педагог должен уметь выстраивать деятельность с одаренными детьми, а также с детьми с особыми потребностями, обучать детей с особенностями развития. Авторы статьи работают учителями-дефектологами в Центре социальной поддержке и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров». Наши ученики — это дети с ментальными нарушениями в развитии.
В статье Мартыновой И. М. «Система коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью» обращается внимание на то, что «психологической основой обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта в России являются положения о возможностях их развития и о единстве законов развития нормального и умственно отсталого ребенка, впервые выдвинутые Л. С. Выготским и подтвержденные в работах выдающихся психологов, работавших под его руководством (Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, И. М. Соловьев и другие)». [5]
Л. С. Выготский писал, что умственно отсталый ребенок — прежде всего, ребенок, способный к развитию, хотя данный процесс имеет свои особенности. Следует отметить, что трудности, с которыми ребенок непосредственно сталкивается, способствуют процессу активного приспособления, и как следствие, вырабатываются ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки умственного отсталого ребенка.
На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С. Выготский отметил, под воздействием среды формируются сложные виды психической деятельности, таким образом развитие умственно отсталого ребенка совершается главным образом за счет развития высших психических функций.
Хорошо известно, что именно Л. С. Выготский, рассматривая проблему взаимоотношения обучения воспитания, исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой.
Л. С. Выготский ввел такие понятия, как «зона актуального развития и зона ближайшего развития». Именно понимание данных зон позволяет учителю спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы дать возможность ученику действовать самостоятельно или дать возможность выполнять с помощью учителя то, что самостоятельно сделать пока не получается.
Таковы теоретические основы, на которых базируется стратегия коррекционно-развивающего процесса в работе с умственно отсталым школьником. Учителю необходимо для своего «особого» ученика сделать обучение доступным и интересным. Этому способствует использование на уроке информационных технологий.
В своей статье Сабирова Х. С. «Современные информационные технологии в работе педагога» пишет: «21 век называют веком информации. Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Современное образование немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Глобальный процесс информатизации общества, культуры ставит новые задачи перед образовательной системой. Одним из путей воспитания самостоятельной, творческой личности, способной свободно ориентироваться в существующем информационном обществе, является целенаправленное, продуманное включение современных информационных средств в учебно-воспитательный процесс». [4]
Сегодня использование информационных технологий в работе — это вынужденная необходимость, чтобы считаться высокопрофессиональным педагогом.
Мы в своей работе с учениками используем интерактивную доску Hitachi Starboard FX-Trio-77E. Информация на сайте http://www.hitachi-interactive.ru/products/fx77trio.htm предоставляет нам следующую информацию.
«Новая интерактивная доска Hitachi Starboard FX-Trio-77E сочетает в себе все преимущества досок серии FX и добавляет к ним новые возможности.
Помимо управления и рисования с помощью электронного маркера новая модель Hitachi Starboard FX-Trio-77E позволяет делать все то же самое пальцем или любым другим объектом. И при этом ее поверхность остается такой же прочной, как у других досок Hitachi, потому что в отличие от других досок, которые позволяют управлять пальцем, она основана не на резистивной технологии, когда датчики встраиваются в поверхность, — в новой доске Hitachi в рамку встроены видеодатчики, которые отслеживают точку касания.
По обе стороны рабочей поверхности доски расположены кнопки, позволяющие получить быстрый доступ к основным функциям меню.
Электронный маркер позволяет преподавателю в любой момент перехватить управление и внести коррективы в то, что делают учащиеся у доски. Для того, чтобы предотвратить несанкционированное использование доски, можно отключить возможность управления без маркера.
Таким образом, новая интерактивная доска Hitachi Starboard FX-Trio-77E сочетает в себе преимущества инфракрасных (надежность, матовый экран) и сенсорных (возможность управлять пальцем и любым предметом, а не только специальным маркером) досок и добавляет к ним новую возможность одновременной работы нескольких пользователей». [1]
Использование данной интерактивной доски открывает широкие возможности для внедрения в процесс обучения коррекционно-развивающих Flash игр и программ, с повторяющимися и постепенно усложняющимися заданиями. Например, программы от психологического центра «Адалин». На сайте https://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml рассматриваются различные пособия, например, развивающее пособие «Комплексная программа развития интеллекта» (Часть 1 и Часть 2). Использование данного пособия позволяет развить мышление, память и внимание. Это особо важно при работе с детьми с умственной отсталостью, так как данные психические функции у них нарушены. Пособие состоит из двух частей. Каждая часть пособия включает в себя книгу с развивающими заданиями и CD-ДИСК с компьютерными методиками (для компьютеров под управлением ОС Windows).
Игра для умственно отсталого ребенка, является мотивацией к решению определенных задач, что обогащает процесс обучения.
Наличие ярких и красочных изображений делает процесс обучения привлекательным и увлекательным. Позитивное настроение ребенка способствует лучшему усвоению материала.
Далее на сайте приведены примеры только одиннадцати компьютерных методик. Всего первая и вторая части пособия содержат 550 заданий. Приведем описание некоторых из них:
— В основе методики «Фабрика» лежит умение действовать по заданному правилу, что важно для умственно отсталого ученика, для которого перенос действия в новые условия затруднен.
— Методика «Поиск заданной последовательности» формирует произвольные процессы внимания, которые у умственно отсталого сильно нарушены, а также затрагивает воспитание эмоционально-волевой сферы, а именно работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности.
— Методика «Бусы», «Мозаика» развивает пространственное мышление. У умственно отсталого ребенка сильно страдает наглядно-образное мышление, обедняя тем самым его жизнь. Выполнение данного вида задания способствует коррекции мыслительных процессов.
Использование данных пособий на уроках с воспитанниками с ментальными нарушениями создает комфортные условия обучения, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающихся.
Литература:
- http://www.hitachi-interactive.ru/products/fx77trio.htm
- https://scibook.net/osnovyi-pedagogiki-knigi/sovremennyie-trebovaniya-uchitelyu-60113.html
- https://spravochnick.ru/pedagogika/sovremennye_trebovaniya_k_pedagogu/
- https://infourok.ru/sovremennie-informacionnie-tehnologii-v-rabote-pedagoga-2221736.html
- https://infourok.ru/sistema-korrekcionnoy-raboti-s-detmi-s-umstvennoy-otstalostyu-1481293.html
- https://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml