Организация взаимодействия детей и родителей через продуктивные виды деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Лазута, Т. П. Организация взаимодействия детей и родителей через продуктивные виды деятельности / Т. П. Лазута. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80441/ (дата обращения: 16.11.2024).



Пришел ребенок в этот мир. Он не такой как все. И очень важно для него, кто рядом по судьбе.

Семья — первый социальный институт в жизни ребенка. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить все потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается особый ребенок.

Я работаю воспитателем В ГКУ ЦСПР «Роза ветров» г. Москвы. Этот центр специально создан для семей, имеющих особого ребенка.

Хорошо известно, что появление в семье ребенка с нарушениями в развитии — всегда затяжной психологический стресс для всех членов семьи. Постоянное психофизическое и эмоциональное напряжение родителей. Страх и неуверенность за ребенка. Желание скрыть сам факт рождения особого ребенка. Ограничение общения с другими семьями, снижение статуса семьи. Неоправданные ожидания родителей (неудовлетворенность родителей). Нарушение внутрисемейных отношений. Меняется взгляд на мир, на отношение к себе и своему особому ребенку (чувство вины).

Жизнь такой семьи меняется раз и навсегда. Окружающий мир вдруг становится кошмаром, а ребенок, его родители и вся семья вынуждены приспосабливаться к новым жизненным обстоятельствам. Как правило, приходится менять весь семейный уклад. Боль и страдание становятся частью повседневной жизни. Взгляды, система ценностей, жизненные амбиции проходят проверку в результате этого события.

Данная травма и ситуация, в которой находятся эти родители, не способствуют взаимодействию родителей и ребенка.

Семья особого ребенка стоит перед серьезными проблемами, которые в значительной степени придется решать ей самой.

Это проблемы медицинского характера (практический навык выполнения мед рекомендаций, госпитализация, путевки в санатории, и т. д.). Экономические (смена работы вынужденное сокращение рабочего дня, смена работы, снижение мат. обеспеченности). Воспитание и обучение (особенности воспитания и обучения ребенка, направленные в основном на жизненные компетенции). Социальные и профессиональные (родитель не реализуется профессионально, уклад жизни в семье подчиняется интересам ребенка, требует вынужденных перерывов в работе для ухода и лечения ребенка). Психологические (негативное восприятие ребенка окружающими, тревога за ребенка, развод).

«Особые дети очень чувствительны к окружающим. Часто, многие думают, что люди им не интересны, что такие дети избегают контакта с окружающими. Напротив, эти дети нуждаются в любви и ласке, а главное в принятии их боли». [3]

Поэтому контакт с родителями особенно важен этим детям!

Но сами родители испытывают целый комплекс негативных переживаний. И задача, общая задача всех специалистов центра не оставить без внимания переживания родителей.

Творческая группа «Радуга развлечений», в которой я состою, поставила перед собой цель: помочь родителям выстроить позитивное конструктивное взаимодействие с детьми. Из опыта работы мы поняли, что наиболее доступной для взаимодействия родителя и ребенка является продуктивная деятельность.

В развитии творческих способностей детей она играет важную роль т. к. наряду с игровой, является ведущей. Дети отдают предпочтение продуктивной деятельности благодаря своей наглядности, доступности, приближенности к игре.

Творческий процесс создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от негативных переживаний, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. [2]

Как известно, развитие творческих способностей зависит от богатства опыта ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, тем больше он знает и усвоил, тем продуктивнее его развитие. Именно с накопления опыта начинается любое развитие. Детям демонстрируют процесс аппликации, рисования, лепки, привлекая их внимание к совместным действиям, к полученному результату.

Занятия творчеством нравятся детям, особенно если мама или папа тоже мастерят что-то рядом. Эти совместные занятия развивают в их отношениях глубокое доверие. Кроме того, они оказывают положительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и учат его эффективному сотрудничеству. Вместе с формированием умений и навыков продуктивной деятельности, доступных к овладению, у особого ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация, память. А также творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья и значимым фактором успешности и социализации особого ребенка.

Перед тем как мы рассмотрим конкретно на примере, как это работает, надо сказать, что наши очные встречи, которые происходили один раз в месяц, перешли в дистанционный формат. И в этом году встречи- онлайн через Zoоm стали привычной формой общения.

Работа с родителями и детьми ведется дистанционно через Zoоm. Вначале родители вместе с детьми изучают материал на заданную тему — смотрят презентации, видеоролики, мастер-классы, а затем выполняют совместную творческую работу.

Рассмотрим алгоритм более подробно. Работа выстраивается поэтапно. На первом этапе мы мотивируем родителей на продуктивные виды деятельности, делая их привлекательными. С этой целью мы оправляем им мотивирующее видео разной тематики, привлекая их внимание к творчеству. На следующем этапе выбираем различные темы по продуктивным видам деятельности. В основе этих тем сезонные изменения в природе. В соответствии с разработанными темами подбираются видеоролики, мультфильмы, презентации, мастер-классы. С помощью данного познавательного видеоматериала дети и родители начинают знакомство на заданную тему. Важно отметить, что семья на этом этапе работы находится в едином информационном поле. Далее записывается обучающее видео с презентацией технологии, используемой при изготовлении той или иной поделки. А далее задается определенная тема для выполнения совместной творческой работы, где у родителей появляется возможность взаимодействовать со своим ребенком.

Так мы всей командой провели мастер класс на тему «Волшебный пластилин». (Мы лепили снеговика)

Вначале мы в доступной форме показали детям и их родителям презентацию «Технологии работы с пластилином», рассказали о его свойствах: вязкость, мягкость, пластичность.

Задали вопрос — когда он становится мягким и пластичным? (если его разогреть в ладошках).

Затем попробовали это на практике. Из разогретого пластилина предложили скатать шарики-комочки разной величины. Затем соединить комочки между собой и добавить недостающие детали — проявить творческие способности.

И дети, и родители с удовольствием выполняли предложенные задания. Было видно, что совместная деятельность доставляет им истинное удовольствие и радость, дает прекрасный повод в процессе работы для общения.

Для обеспечения физической активности, психологической разгрузки были предложены мульт-песенки в рамках темы, при прослушивании которых дети вместе с родителями подпевали и выполняли движения.

Используя данный алгоритм деятельности, нам было позволено:

— Познакомить родителей с особенностями современных дистанционных технологий, их возможностями и побудить ких дальнейшем использованию.

— Объединить усилия воспитателей и родителей при организации данного проекта.

— Обеспечить дистанционную работу с родителями адаптивным образовательным материалом для домашнего и самостоятельного изучения.

— Обогатить знания родителей в области воспитания и развития посредством совместной, продуктивной деятельности, во время которой налаживается эмоциональный контакт с ребенком.

Важно отметить, что данная технология способствует тому, что родители с детьми начинают взаимодействовать .

Литература:

  1. Осадчая Е. А. Особый ребенок в нашей семье. Статья — г.Кишинев (Молдова), 22.09.2013г.
  2. Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Письмо Министерства Образования Науки РФ от 10.12.2012 № 07–832
  3. Тарасова Н. Г. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества. Статья — г.Волгоград 2020г.
  4. Применение дистанционных технологий в обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Учебно-методическое пособие. — Кемерово, 2013. — 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, особый ребенок, родитель, продуктивная деятельность, семья, продуктивный вид деятельности, развитие, смена работы, совместная творческая работа.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Организация сотрудничества семьи и школы в процессе развития личности ребенка на ступени начального общего образования

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством совместной деятельности

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Стимулирование познавательной и творческой активности студентов через организацию самостоятельной работы

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья

Организация сотрудничества семьи и школы в процессе развития личности ребенка на ступени начального общего образования

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством совместной деятельности

Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения

Стимулирование познавательной и творческой активности студентов через организацию самостоятельной работы

Задать вопрос