Пришел ребенок в этот мир. Он не такой как все. И очень важно для него, кто рядом по судьбе.
Семья — первый социальный институт в жизни ребенка. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. Но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить все потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается особый ребенок.
Я работаю воспитателем В ГКУ ЦСПР «Роза ветров» г. Москвы. Этот центр специально создан для семей, имеющих особого ребенка.
Хорошо известно, что появление в семье ребенка с нарушениями в развитии — всегда затяжной психологический стресс для всех членов семьи. Постоянное психофизическое и эмоциональное напряжение родителей. Страх и неуверенность за ребенка. Желание скрыть сам факт рождения особого ребенка. Ограничение общения с другими семьями, снижение статуса семьи. Неоправданные ожидания родителей (неудовлетворенность родителей). Нарушение внутрисемейных отношений. Меняется взгляд на мир, на отношение к себе и своему особому ребенку (чувство вины).
Жизнь такой семьи меняется раз и навсегда. Окружающий мир вдруг становится кошмаром, а ребенок, его родители и вся семья вынуждены приспосабливаться к новым жизненным обстоятельствам. Как правило, приходится менять весь семейный уклад. Боль и страдание становятся частью повседневной жизни. Взгляды, система ценностей, жизненные амбиции проходят проверку в результате этого события.
Данная травма и ситуация, в которой находятся эти родители, не способствуют взаимодействию родителей и ребенка.
Семья особого ребенка стоит перед серьезными проблемами, которые в значительной степени придется решать ей самой.
Это проблемы медицинского характера (практический навык выполнения мед рекомендаций, госпитализация, путевки в санатории, и т. д.). Экономические (смена работы вынужденное сокращение рабочего дня, смена работы, снижение мат. обеспеченности). Воспитание и обучение (особенности воспитания и обучения ребенка, направленные в основном на жизненные компетенции). Социальные и профессиональные (родитель не реализуется профессионально, уклад жизни в семье подчиняется интересам ребенка, требует вынужденных перерывов в работе для ухода и лечения ребенка). Психологические (негативное восприятие ребенка окружающими, тревога за ребенка, развод).
«Особые дети очень чувствительны к окружающим. Часто, многие думают, что люди им не интересны, что такие дети избегают контакта с окружающими. Напротив, эти дети нуждаются в любви и ласке, а главное в принятии их боли». [3]
Поэтому контакт с родителями особенно важен этим детям!
Но сами родители испытывают целый комплекс негативных переживаний. И задача, общая задача всех специалистов центра не оставить без внимания переживания родителей.
Творческая группа «Радуга развлечений», в которой я состою, поставила перед собой цель: помочь родителям выстроить позитивное конструктивное взаимодействие с детьми. Из опыта работы мы поняли, что наиболее доступной для взаимодействия родителя и ребенка является продуктивная деятельность.
В развитии творческих способностей детей она играет важную роль т. к. наряду с игровой, является ведущей. Дети отдают предпочтение продуктивной деятельности благодаря своей наглядности, доступности, приближенности к игре.
Творческий процесс создает основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от негативных переживаний, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. [2]
Как известно, развитие творческих способностей зависит от богатства опыта ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, тем больше он знает и усвоил, тем продуктивнее его развитие. Именно с накопления опыта начинается любое развитие. Детям демонстрируют процесс аппликации, рисования, лепки, привлекая их внимание к совместным действиям, к полученному результату.
Занятия творчеством нравятся детям, особенно если мама или папа тоже мастерят что-то рядом. Эти совместные занятия развивают в их отношениях глубокое доверие. Кроме того, они оказывают положительное влияние на развитие личностных качеств ребенка и учат его эффективному сотрудничеству. Вместе с формированием умений и навыков продуктивной деятельности, доступных к овладению, у особого ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, зрительно-двигательная координация, память. А также творческая деятельность и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание являются эффективным средством укрепления психического здоровья и значимым фактором успешности и социализации особого ребенка.
Перед тем как мы рассмотрим конкретно на примере, как это работает, надо сказать, что наши очные встречи, которые происходили один раз в месяц, перешли в дистанционный формат. И в этом году встречи- онлайн через Zoоm стали привычной формой общения.
Работа с родителями и детьми ведется дистанционно через Zoоm. Вначале родители вместе с детьми изучают материал на заданную тему — смотрят презентации, видеоролики, мастер-классы, а затем выполняют совместную творческую работу.
Рассмотрим алгоритм более подробно. Работа выстраивается поэтапно. На первом этапе мы мотивируем родителей на продуктивные виды деятельности, делая их привлекательными. С этой целью мы оправляем им мотивирующее видео разной тематики, привлекая их внимание к творчеству. На следующем этапе выбираем различные темы по продуктивным видам деятельности. В основе этих тем сезонные изменения в природе. В соответствии с разработанными темами подбираются видеоролики, мультфильмы, презентации, мастер-классы. С помощью данного познавательного видеоматериала дети и родители начинают знакомство на заданную тему. Важно отметить, что семья на этом этапе работы находится в едином информационном поле. Далее записывается обучающее видео с презентацией технологии, используемой при изготовлении той или иной поделки. А далее задается определенная тема для выполнения совместной творческой работы, где у родителей появляется возможность взаимодействовать со своим ребенком.
Так мы всей командой провели мастер класс на тему «Волшебный пластилин». (Мы лепили снеговика)
Вначале мы в доступной форме показали детям и их родителям презентацию «Технологии работы с пластилином», рассказали о его свойствах: вязкость, мягкость, пластичность.
Задали вопрос — когда он становится мягким и пластичным? (если его разогреть в ладошках).
Затем попробовали это на практике. Из разогретого пластилина предложили скатать шарики-комочки разной величины. Затем соединить комочки между собой и добавить недостающие детали — проявить творческие способности.
И дети, и родители с удовольствием выполняли предложенные задания. Было видно, что совместная деятельность доставляет им истинное удовольствие и радость, дает прекрасный повод в процессе работы для общения.
Для обеспечения физической активности, психологической разгрузки были предложены мульт-песенки в рамках темы, при прослушивании которых дети вместе с родителями подпевали и выполняли движения.
Используя данный алгоритм деятельности, нам было позволено:
— Познакомить родителей с особенностями современных дистанционных технологий, их возможностями и побудить ких дальнейшем использованию.
— Объединить усилия воспитателей и родителей при организации данного проекта.
— Обеспечить дистанционную работу с родителями адаптивным образовательным материалом для домашнего и самостоятельного изучения.
— Обогатить знания родителей в области воспитания и развития посредством совместной, продуктивной деятельности, во время которой налаживается эмоциональный контакт с ребенком.
Важно отметить, что данная технология способствует тому, что родители с детьми начинают взаимодействовать .
Литература:
- Осадчая Е. А. Особый ребенок в нашей семье. Статья — г.Кишинев (Молдова), 22.09.2013г.
- Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий. Письмо Министерства Образования Науки РФ от 10.12.2012 № 07–832
- Тарасова Н. Г. Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества. Статья — г.Волгоград 2020г.
- Применение дистанционных технологий в обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Учебно-методическое пособие. — Кемерово, 2013. — 159 с.