В статье представлены результаты исследования, насколько современные родители в русских семьях Хакасии компетентны в области традиционного воспитания детей. Проверялась гипотеза о сохранении православных традиций в современной семье при помощи анкетирования, беседы с родителями, сделаны выводы о частичной их сохранности.
Ключевые слова: сибирская русская семья, православные традиции воспитания.
В связи с кризисом современной семьи, проявляющимся, прежде всего, в потере традиционных духовных начал семейной жизни, все чаще мы стали возвращаться к своим традициям как в общих рамках сохранения и развития культуры, так и в рамках семейного воспитания. Аналитический обзор научных историко-педагогических трудов показал, что во многих педагогических работах о православном учении содержатся различные традиции семейного воспитания, не совпадающие с ценностями современной семьи. Это заставляет исследователей современной семьи тщательно изучать педагогическую практику в регионах, отдельных воспитательных системах/
Сегодня имеется значительное число работ, освещающих положение русской семьи до второй половины XIX в. и в период второй половины XIX — начала XX вв. Исследованием семейных традиций народов и воспитания в семье занимались Г. Н. Волков, Л. О. Володина, В. М. Григорьев, В. С. Кукушин, Д. И. Латышина, В. А. Неволина, И. И. Шангина и другие [1, 2, 3]. Однако комплексных работ, посвященных традициям воспитания детей в русской семье на территории Сибири, явно недостаточно. Среди имеющихся исследований следует назвать труды педагогов кафедры педагогики во главе М. И. Шиловой Красноярского педуниверситета им. В. П. Астафьева. В трехтомной монографии «Сибирский характер как ценность» (Красноярск, 2006–2009) авторы осветили историко-педагогический, философский аспекты становления сибирских субэтносов; показали истоки ценностных ориентаций молодежи, обусловленных спецификой социально-экономических, историко-культурных факторов, определивших развитие огромного сибирского региона с разнообразным типов культур [2].
Система обычаев и традиций любого народа — это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через систему традиций каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, сохраняя самое важное и ценное. Традиции — это социальное и культурное наследие, воспроизводящееся и сохраняющееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Согласно нашей гипотезе следовало выявить, сохранились или нет православные традиции воспитания детей в русской сибирской семье, проживающих в с. Усть-Бюр Республики Хакасия. Всего обследовано 34 родителя, представителей 19 семей.
Для изучения традиций в современной сибирской семье мы использовали методы беседы и анкетирование родителей. Вопросы анкеты включали вопросы о необходимости традиций, разнообразие традиций, а также методы приобщения детей к семейным традициям и т. п.
За основу анализа результатов исследования взяты критерии оценки личностных параметров по О. В. Фроловой (2002 г.): когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Показателями проявления когнитивного компонента выступают знания о традициях русского народа и проявление устойчивого интереса к ним, а также положительного эмоционального отношения к ним. Поведенческий компонент наиболее ярко проявляется в принятии семьей народных праздничных и других традиций, активное участие в общественных празднично-обрядовых событиях, а также соблюдение традиций и обычаев в повседневной жизни, приучение детей к ним в быту.
Количественные результаты анкетирования родителей семей обобщены и представлены в нижеследующей таблице.
Таблица
Результаты анкетирования знаний родителей о традициях русского народа (когнитивный компонент)
Вопрос/ уровень знаний |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||||
Поддерживается ли интерес в Вашей семье к историческому прошлому своей Родины? |
да, обязательно |
возможно, если они сами собой сложились |
нет, это пережитки прошлого |
|||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|||
12 |
35 % |
15 |
44 % |
7 |
21 % |
|||
Рассказываете ли Вы детям о традициях своей семьи и предков? |
Да |
Редко |
Не рассказываю |
|||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|||
13 |
38 % |
17 |
50 % |
4 |
12 % |
|||
Достаточно ли у вас сведений о народных традициях в русских семьях? |
Да |
Не совсем |
Нет |
|||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|||
16 |
47 % |
14 |
41 % |
4 |
12 % |
|||
Итого |
41 |
40 |
46 |
45 |
15 |
15 |
||
Как видно, в данной группе опрошенных преобладает средний уровень (45 %) знаний о народных традициях, они показали общие представления без глубокого знания традиций, но выразили к ним интерес и желание изучать в целом народную культуру и народное творчество родного края в рамках семьи. С высоким уровнем знаний выявлено 40 % исследуемых родителей, у которых проявились хорошие знания традиций и культуры своего народа, устойчивый интерес к истории и культуре народов родного края. Низкий уровень знаний выявлен у 15 % родителей, не показавших заинтересованности в теме.
Что касается эмоционально-ценностного компонента, полученные данные также условно оценены по тем же уровням. Итак, устойчивое положительное эмоциональное отношение к русским национальным традициям показали 41 % респондентов, для них характерны чувство гордости за народ, высказывания о том, что «свое родное всегда ближе». У 44 % родителей выявлен высокий уровень эмоционального восприятия народных культурных традиций, православных праздников, ассоциируемых с днями почитания предков, уважения истории и народной памяти. Отмечаются красочность и необычность празднования Крещения, Пасхи, Троицы, традиций, сплачивающих семью и объединяющих односельчан. У 15 % представителей семей не обнаружено явного проявления эмоционального интереса к национальным традициям. Не указаны семейные традиции.
Оценка поведенческого компонента личности осуществлялась с учетом материалов беседы, когда родители проявляли активность и рассказывали о семейных традициях, связанных с трудом, отдыхом и посещением культурно-досуговых мест. Отметим, что в целом преобладают количественные показатели опрошенных с высоким (40 %) и средним (41 %) уровнями действия, характеризуемые тем, что члены семьи активно участвуют в народных праздниках села и района. Они с детьми поддерживают работников сельского Дома культуры при проведении конкурсных проектов на лучший национальный костюм, национальную кухню, спортивную семью и т. д. Указывали, что большинство народных праздников и мероприятий отмечается в семье. Часть семей посещает народные праздники в роли зрителей, а семейные традиции имеют неправославную направленность. 19 % семей условно отнесены к семьям с низкой приверженностью к национальным традициям, поскольку указали в ответах, что традиций не имеют или «редко и неохотно посещают всеобщие праздники», дома у себя обычно не придерживаются традиций.
Результаты анкетирования показали, что, несмотря на трудности советского времени для религиозно-православной семьи, часть семей все-таки сохранила некоторые православные традиции, хотя и в деформированном виде. Например, празднование таких событий, как «Рождество», «Масленица», «Пасха»; приготовление определенных ритуальных блюд (блины, кутья, крашение яиц и др.); крещение детей, почитание старших родственников; проведение колядок, различные свадебные обряды (сватовство, выкуп, игровое похищение невесты, обсыпание молодых рисом или пшеном), обряды погребения и т. д. Потомственные сибирские русские крестьяне воспитывают детей в более свободном общении, взаимопомощи в труде и одновременно в постоянной взаимосвязи с окружающей природой, раньше воспитывали в строгом почитании природных объектов. Частично переняв от сибирских аборигенов языческие обычаи поклонения силам природы, старшие и опытные охотники, рыболовы формировали у детей физическую выносливость, закалку, трудолюбие, терпеливость и внимание к человеку. При этом различия в традициях воспитания детей были обусловлены еще и географическим местом проживания семьи: таежная, лесостепная или степная зона.
Итогом исследовательской работы являются выводы о том, что сохранившиеся в семьях с. Усть-Бюрь знания о православных традициях нестабильны и неглубоки. В семейном воспитании важно помнить, что семья с твердыми традиционными устоями и верой обычно благополучна, устойчива к жизненным испытаниям. В такой семье присутствуют доброта, красота отношений, твердость в убеждениях, трудолюбие и уважение к окружающим. Однако право выбора религиозных предпочтений и их соблюдение в семье — это личное дело каждого взрослого члена общества.
Литература:
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для вузов- 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 175 с.
- Сибирский характер как ценность: коллективная монография / под общ. ред. докт. педаг. наук, проф. М. И. Шиловой; Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Том 1. — Красноярск, 2004. — 256 с.
- Шангина, И. И. У кого детей много, тот не забыт Богом / И. И. Шангина // Русские дети: основы народной педагогики. — СПб, — 2006. — С. 5–12.