Представлены результаты деятельности хлебопекарной промышленности, исследования по анализу влияния пандемии нового коронавируса COVID‑19 на отечественный и зарубежный рынок хлеба. Источником для проведения анализа послужили оперативные отечественные и зарубежные данные статистической и корпоративной отчетности, результаты маркетинговых исследований, мнений аналитиков рынка. Авторы пришли к заключению, что пандемия ускорила действие тенденций, уже характерных для развития рынка, и предложили основные направления стратегического развития хлебопекарных бизнесов.
Ключевые слова: хлебобулочные изделия, хлебопекарная отрасль, тенденции, анализ, коронавирус, мировые тенденции.
Пищевая отрасль промышленности России и зарубежных стран является одной из ведущих отраслей агропромышленного комплекса, целью которой является обеспечение потребности населения страны в высококачественных продуктах питания, поэтому пищевая отрасль является стратегической отраслью государств.
Тогда как COVID-19 создал серьезную угрозу для продовольственной безопасности в целом, с глобальной точки зрения мировой рынок хлебопеков оказался более устойчивыми к пандемии, чем многие другие сектора.
Анализируя статистические данные доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций о мировой хлебопекарной отрасли, выявлены положительные перспективы развития: ожидается, что объем мировых продаж будет расти в среднем на 6 % к 2025 году [2].
Результаты производства рынка хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в Российской Федерации представим в виде диаграммы на рисунке 1.
Рис.1. Динамика объема рынка хлеба и хлебобулочных изделий недлительного хранения в 2018–2020 годах, млн. тонн [4]
Суммарный объём производства хлебобулочной продукции производителями имеет тенденцию плавного снижения с 5,76 до 5,58 млн. тонн. Эксперты связывают эту тенденцию с тем, что россияне стали меньше потреблять хлебные продукты в связи с желанием питаться более умеренно и вести здоровый образ жизни. Также в 2020 году снижение объясняется и тем, что россияне на время самоизоляции были вынуждены выпекать хлеб и выпечку самостоятельно, однако домашнее производство не может быть учтено в общей статистике производства данного вида продуктов.
Тенденцию изменения цен на хлеб и хлебобулочные изделия оценим по статистическим данным, представленным на диаграмме рисунка 2.
Рис. 2. Динамика цен на хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1, 2 и высшего сортов, в 2018–2020 годах, руб./кг [4]
Стоимость этих продуктов за последние три года, наоборот, постепенно возрастает, оставаясь в рамках инфляции. Это касается как хлеба и булочных изделий из муки высшего сорта, они подорожали на 10 рублей, так и произведенной из муки более грубого помола, рост цены на 5 рублей.
По прогнозам BusinesStat, в 2021–2025 гг., по мере стабилизации экономической ситуации в стране продажи хлеба и хлебобулочных изделий на российском рынке продолжат снижаться на 0,3–1,4 % в год. В 2025 году объем реализации составит 5,4 млн. тонн, что меньше значения 2020 года на 3,9 % [1].
Российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий имеет значительный потенциал в отличие от рынков ведущих западных стран и развивается в направлении основных мировых трендов.
Несмотря на наличие высокого уровня неопределенности в развитии пандемии, сейчас уже можно выделить основные направления ее влияния на рынок хлебобулочных изделий и адаптацию применяемых игроками рынка бизнес-моделей к меняющимся условиям.
Анализ тенденций и практических аспектов тенденций развития отдельных компаний позволяет выделить следующие драйверы, тренды, перспективы развития российского и зарубежного рынка хлебобулочных изделий (рис. 3).
Рис. 3. Драйверы, тренды и перспективы развития мирового рынка хлебобулочных изделий
Таким образом, сложившийся уровень конкуренции на рынке хлебобулочных изделий, наряду с потребностями общества в здоровой и разнообразной пище, повышает важность понимания поведения потребителей и процесса принятия ими решений о покупке.
Считаем, что главным трендом развития отрасли после пандемии является расширение ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий с полезными добавками, чистым составом, так как в последнее время потребитель ориентирован на здоровый образ жизни.
Особое значение приобретает активное присутствие на цифровых платформах, вопросы продвижения собственного бренда, для чего используются возможности социальных сетей.
Интересным также является опыт обращения компании к событийному маркетингу, например, в Facebook была организована рекламная кампанию под названием «Хэллоуин с Cinnabon». В ряде крупнейших пекарен США активно практикуется концепция поставки смесей для самостоятельного изготовления кондитерских изделий, подобный тренд проявляется и на европейских рынка [3].
Отрасль по производству хлеба в как в России, так и за рубежом по праву называется одной из самых стабильных, в последние годы потребление медленно снижается, в связи с чем уменьшается производство, а изменение цены происходит в пределах инфляции. Внутреннее производство практически полностью обеспечивает спрос населения, а рынок пополняется новыми игроками.
Литература:
- Анализ рынка хлеба и хлебобулочных изделий в России в 2015–2019 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2020–2024 гг. // BusinesStat: готовые обзоры рынка. URL: https://businesstat.ru (дата обращения 10.04.2021).
- Багданова О. В., Л. В. Алексеев, А. А. Петрова Современное состояние и тенденции развития российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий // Вестник Тверского государственного университета. 2020. № 2. С. 167–174.
- Махольд К. А. Тенденции развития коммуникативной политики на рынке хлебобулочных изделий: международный опыт // Молодой ученый. 2021. № 6. С. 392–394.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru. (дата обращения 10.04.2021).