В современной экономике России длительный период важную роль играет нефтегазовый комплекс. Значимость нефтяного и газового секторов обусловлена рядом причин — от общемировых тенденций, заключающихся в повышении роли этих энергоносителей и энергоемкости хозяйственной деятельности, до последствий социально-экономического кризиса, приведшего к стагнации многих отраслей обрабатывающей промышленности. Результаты деятельности нефтегазовых предприятия обеспечивают существенный вклад во внутренний валовой продукт, именно от них поступает значительная часть денежных средств в бюджет государства. Интенсивное развитие нефтегазового комплекса естественным образом сказывается на развитии всей экономики в целом. Будущее российской экономики во многом зависит от темпов и уровня развития нефтегазового комплекса.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, управление проектом, конкурентная стратегия.
The oil and gas complex has played an important role in the modern economy of Russia for a long time. The importance of the oil and gas sectors is due to a number of reasons — from global trends in the increasing role of these energy carriers and the energy intensity of economic activity, to the consequences of the socio-economic crisis, which led to the stagnation of many manufacturing industries. The results of the activities of oil and gas enterprises provide a significant contribution to the gross domestic product, it is from them that a significant part of the funds goes to the state budget. The intensive development of the oil and gas complex naturally affects the development of the entire economy as a whole. The future of the Russian economy largely depends on the pace and level of development of the oil and gas complex.
Key words: oil and gas complex, project management, competitive strategy.
Проект строительства объектов нефтегазового комплекса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных действий, мероприятий, обеспеченных нормативной документацией и финансирование, человеческими ресурсами и программой реализации.
Формат такого проекта относится к категории стратегических и требует серьезной подготовки, предварительных исследований и детального планирования процесса реализации.
Цель проекта — обеспечить эффективное развитие деятельности компании на новом территориальном рынке, сформировать клиентскую базу и обеспечить достижение необходимого уровня реализации продуктов и услуг.
Концепция проекта заключается в обеспечении присутствия компании на новом территориальном рынке и получения дополнительных клиентов и увеличения прибыли.
Прежде всего, успех подобного проекта обусловлен правильно выбранной стратегией конкурирования, которая заключается в определении конкурентного дифференцирования, в необходимости создания отличительных преимуществ фирмы от конкурентов.
Дифференцирование может позволить найти различия в самых разных областях, главное, чтобы фирма осознавала, на какой основе она сама и ее товары могут выделиться и стать узнаваемыми на рынке. Специалисты выделяют целый ряд специальных инструментов для достижения эффективного дифференцирования.
Безусловно, в процессе разработки проекта компания учитывает следующие условия:
— концентрацию потенциальных потребителей и емкость рынка;
— удобство и близость к производственным ресурсам компании;
— уровень концентрации и сила конкурентов [4].
Следующим этапом данного проекта является работа по разработке конкурентоспособного предложения продуктов и услуг для потенциальных клиентов.
Так как на рынке объектов строительства нефтегазового комплекса не так много конкурентов, то компании нужно детально изучить преимущества торговых предложений участников рынка и сформировать собственное видение. Также важным этапом разработки конкурентной стратегии является формирование оптимальной системы распределения на новом рынке.
Предприятие ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» образовано 19 марта 2004 года в г. Москве. Его организационно-правовая форма — закрытые акционерные общества.
Основными направлениями деятельности компании:
— разработка и производство объектов строительства нефтегазового комплекса, современного высокотехнологичного оборудования для газотранспортных и газодобывающих предприятий;
— проведение капитального ремонта, технического, сервисного и диагностического обслуживания технологического оборудования компрессорных станций и линейной части.
Инновационно-технологические изменения в отрасли имеют очень большое значение. ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» уделяет качеству выпускаемого оборудования, соблюдению стандартов, а также работ и услуг особое внимание, постоянно изучая новинки и инновационные технологии на данном рынке.
На рынке объектов строительства нефтегазового комплекса основными конкурентами ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» можно назвать следующие организации:
— ОАО «Газпром автоматизация»;
— ООО ПО «ГазСтройМонтаж»;
— ОАО «Нефтегазавтоматика»;
— ООО «Производственная компания «Борец»;
— ООО НПФ «Синтез»;
— ООО «Фирма «Газприборавтоматика».
Объем рынка, занимаемый ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ», составляет около 18 %. Количество конкурентов и их относительные размеры — основные и самые крупные конкуренты это ОАО «Газпром автоматизация» (40 %); ООО ПО «ГазСтройМонтаж» (23 %), ОАО «Нефтегазавтоматика» (15 %) (см. рисунок 1) [6].
Рис. 1. Структура конкурентного рынка
В настоящее время ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» занимает определенную рыночную нишу: постоянные лояльные клиенты, довольные качеством продукции и данной организации. Кроме этого, ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» постоянно отслеживает, темпы роста своей продукции, расширяет ассортимент выпускаемого оборудования, а также работ и услуг, что позволяет организации не терять популярность на промышленном рынке.
Из рисунка 1 видно, что у ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» имеются прямые конкуренты, которые могут с ним соперничать за качество предоставляемых услуг.
Приведенные показатели входных и выходных барьеров на данный рынок достаточно высокие (наличие больших начальных инвестиций, ресурсы, оборудование).
Далее необходимо провести анализ конкурентоспособности по факторам конкурентоспособности методом экспертных оценок (по 5-тибальной шкале) (Таблица 1).
Таблица 1
Анализ конкурентоспособности методом экспертных оценок [1]
Факторы конкурентоспособности |
ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» |
ЗАО «Татнефть» |
ЗАО «Сервиснефтьпром» |
ЗАО «НефтьПром» |
Ассортимент |
3 |
5 |
4 |
4 |
Цена |
4 |
4 |
4 |
5 |
Сбыт |
3 |
5 |
5 |
3 |
Продвижение |
3 |
5 |
4 |
2 |
Персонал |
5 |
5 |
4 |
4 |
Средний балл: |
3,6 |
4,8 |
4,2 |
3,6 |
Можно отметить, что на данном рынке ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» не является лидером рынка. Во-многом это обусловлено тем, что компания появилась на данном рынке после появления своих конкурентов и вся клиентская база уже была между ними распределена. Лидером по показателям конкурентоспособности является ЗАО «Татнефть». Второе место у ЗАО «Сервиснефтьпром». ЗАО «Газамашпроект» занимает третье место в рейтинге вместе с ЗАО «Нефтьпром».
Важно отметить, что компания работает на рынке, на котором сложно выделить какие-либо конкурентные преимущества, не обладая большой историей присутствия на рынке. Именно поэтому ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» нужно разработать собственную конкурентную стратегию, учитывая свой конкурентный и ресурсный потенциал.
Для оценки привлекательна ли отрасль, в которой функционирует рассматриваемое предприятие ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ», используем следующую таблицу 2.
Таблица 2
Анализ привлекательности отрасли строительства нефтегазового комплекса [3]
Характеристики |
Оценка с т. зрения привлекательности (от 1 до 5 баллов) |
Вес важности, % |
Взвешенная оценка, % |
1. уровень интенсивности конкурентов |
1 |
0,01 |
0,01 |
2. рентабельность отрасли |
2 |
0,03 |
0,06 |
3. входные барьеры |
4 |
0,1 |
0,4 |
4. приверженность потребителей к одному бренду предприятия |
4 |
0,1 |
0,4 |
5. технологические новации |
5 |
0,3 |
1,5 |
6. спрос на продукцию |
4 |
0,2 |
0,8 |
7. наличие товаров-заменителей |
2 |
0,01 |
0,02 |
8. высокая дифференциация продукции |
5 |
0,25 |
1,25 |
Итого: |
- |
1 |
4,44 |
Анализ проведен на основе мониторинга документальных источников, предоставленных аналитической службой компании. Оценка с точки зрения привлекательности: 1 низкая, 3 средняя, 5 высокая. Вес важности: какая доля данного фактора в общей группе привлекательности. Взвешенная: умножаем оценку привлекательности на вес важности.
Вывод: оценка привлекательности отрасли = 4,44 (4,44 > 3), это говорит о том, что отрасль, в которой функционирует ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ», является привлекательной.
Очень часто при принятии решения о расширении в процессе планирования системы распределения товаров (продажи, мероприятий по продвижению) прибегают к услугам посредников. Их может быть много или мало, это могут быть зарубежные дистрибьюторы, крупные оптовые дилеры или мелкие перекупщики — так или иначе все компании, через которые проходит товар на пути от производителя к потребителю, образуют взаимосвязанные цепочки — каналы сбыта.
Важно отметить, что строительство объектов нефтегазового комплекса должно быть всегда сопряжено с использованием современных методов анализа конкурентных преимуществ и выделения их, что позволит компании стать лидером или достичь необходимой доли рынка.
Конкурентная стратегия строительства объектов нефтегазового комплекса должна быть ориентирована на решение следующих задач:
— расширение клиентской базы,
— поиск новых источников ресурсов — предприятий нефтедобывающей отрасли, которые будут поставлять комплектующие, сырье,
— близость к рынкам сбыта.
В отношении развития каналов сбыта важно запланировать объемы будущей реализации для:
— канала прямых продаж,
— для канала оптовых продаж,
— для канала эксклюзивных продаж (например, для особых клиентов — Газпром, по гос.заказам и т. п.).
Прирост продаж в каждом направлении должен рассчитываться исходя из целевых ориентиров по расширению доли рынка на территории в целом и доли данного канала на данной территории.
Программа реализации проекта:
— сформировать зарубежную потребность и оценить потенциал территории,
— определить потенциал удовлетворения потребности территории,
— сформировать выгоды реализации проекта для компании, потребителей и посредников,
— сформировать график реализации проекта,
— сформировать бюджет проекта.
Данный проект может быть реализован с помощью формирования проектной команды, которая в период 1,5 месяца сможет оценить конкурентную обстановку в регионе и определить сроки зарубежного расширения.
Этапы проекта:
— изучение рынка,
— анализ конкурентов и их преимуществ,
— изучение потребностей конкурентов,
— оценка возможностей компании,
— расчет стоимости зарубежного присутствия,
— определение бюджета реализации проекта,
— определение календарного графика реализации проекта,
— реализация проекта,
— оценка эффективности реализации проекта.
Период реализации проекта: 4 месяца.
Проектная команда состоит из нескольких организационных групп: руководитель, инженер, маркетолог и экономист. Каждый из них реализует свой спектр задач. Однако, совокупно их усилия должны быть направлены на достижение общего результата — разработка и реализация проекта.
ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» обладает достаточно высоким уровнем конкурентных преимуществ и может рассчитывать на завоевание высокой доли рынка на соседних территориях присутствия, если сделает интересное и привлекательное конкурентное предложение, в большей степени выраженное снижением цены на предоставляемое оборудование и сервисную поддержку.
Исходя из планируемых объемов затрат и продаж можно сформировать финансовое обоснование проекта.
Таблица 3
Смета бюджета проекта [2, 5]
Позиция |
Затраты на месяц (тыс. руб.) |
Разовые затраты (тыс. руб.) |
Аренда офиса |
2 272,73 |
- |
Обслуживание офиса (телефония, интернет, уборка, кофе, вода, канцелярские товары) |
1 181,82 |
- |
Заработная плата технических специалистов |
6 969,70 |
- |
Заработная плата управляющего директора, который также ответственен за продажи и бизнес-развитие |
7 575,76 |
- |
Заработная плата административного персонала (секретарь, юрист, бухгалтер) |
2 727,27 |
- |
Медицинская страховка для сотрудников |
303,03 |
- |
Затраты на открытие вида деятельности |
- |
909,09 |
Затраты на маркетинг (бонусы, представительские расходы) |
1541,67 |
- |
Затраты на командировки |
2 000,00 |
- |
Оргтехника |
- |
7 272,73 |
Офисная мебель |
- |
5 000,00 |
Запас и налоги (затраты на расширение персонала, инфляционные и валютные риски, изменение налогового законодательства) |
4166,67 |
- |
Итого |
28738,65 |
13181,82 |
Прогноз продаж основан на понимании sales цикла (от года до трех лет) по доходным проектам и на марже от 40 % (по продажам ПО) до 80 % (по оказанию услуг).
Определим эффективность проекта:
— NPV = 566 млн. руб.
— IRR квартальный = 10,24 %
— IRR годовой = 41,02 %
Поскольку показатель NPV больше ноля, то проект инвестиционно привлекателен.
IRR > r, т. е. доходность проекта больше, чем желаемая ставка дохода на вложенный капитал. При таких показателях можно предположить, что проект будет принят как достаточно прибыльный, однако, следует также учитывать и риски проекта, которые будут рассмотрены ниже.
Период окупаемости проекта составляет 2,01 года.
Далее проведем оценку проекта согласно специальным концепциям расчета эффективности внедрения интернет-проектов.
Используем методику REJ для оценки инвестиционной привлекательности проекта (в расчетах используются данные, которые являются коммерческой тайной компании, соответственно не могут быть оглашены).
Данная методика тесно переплетена с формированием самого бизнес-плана по проекту. Специфика в том, что помимо бизнес-плана проекта требуется провести стратегическую оценку эффективности проекта.
Перечень рисков проекта с указанием их веса приведен в таблице 4. Проведем оценку рисков по 100 бальной системе тремя экспертами: 0 — риск несущественен; 25 — риск скорее всего не реализуется; 50 — о наступлении события ничего определенного сказать нельзя; 75 — риск скорее всего появиться; 100 — риск наверняка реализуется.
Таблица 4
Риски |
Эксперты |
Vi средняя вероятность |
Балл Wi Vi |
||
1-й эксперт |
2-й эксперт |
3-й эксперт |
(1+2+3)/3 |
||
Нестабильность качества сырья и материалов |
25 |
50 |
25 |
33,3 |
6,7 |
Сбои в работе оборудования |
75 |
50 |
50 |
58,3 |
11,7 |
Недостаточная квалификация производственного персонала |
25 |
25 |
25 |
25,0 |
5,0 |
Задержки поставок сырья и материалов |
75 |
75 |
50 |
66,7 |
13,3 |
Наступление непредвиденных обстоятельств (пожар) |
50 |
50 |
50 |
50,0 |
10,0 |
Нестабильный спрос на продукцию |
25 |
25 |
50 |
33,3 |
4,2 |
Непредвиденные расходы, в том числе из-за инфляции |
50 |
50 |
25 |
41,7 |
5,2 |
Неплатежеспособность заказчиков, возникновение безнадежной дебиторской задолженности |
50 |
25 |
50 |
41,7 |
5,2 |
Неустойчивость спроса |
50 |
25 |
25 |
33,3 |
4,2 |
Появление альтернативных изделий и сопутствующих услуг |
75 |
100 |
75 |
83,3 |
10,4 |
Снижение цен конкурентами |
25 |
25 |
50 |
33,3 |
4,2 |
Рост цен на сырье и материалы |
100 |
75 |
25 |
66,7 |
8,3 |
Неблагоприятные изменения в законодательстве |
25 |
25 |
25 |
25,0 |
3,1 |
Оценка рисков
Учитывая уже проведенное выше исследование, определим соответствие эффективности проекта целям предприятия (табл. 5).
Таблица 5
Соответствие показателей эффективности бизнес-плана целям предприятия
Ключевые показатели эффективности |
Соответствие |
Увеличение числа клиентов и их заказов |
Да |
Производительность труда работников |
Да |
Увеличение чистой прибыли на работника |
Да |
Итак, по оценке проекта согласно методике REJ, проект признан инвестиционно привлекательным и эффективным.
Литература:
- Азарова Т. В. К вопросу о цели конкуренции // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. — 2019. — № 8 (24). — С. 14–19.
- Бранденбургер Адам, Нейлбафф Барри. Конкурентное сотрудничество в бизнесе; Кейс — М., 2017. — С. 147.
- Гришков А. Ф. Сущность и особенности конкуренции организаций в сфере услуг // Петербургский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 114–119.
- Курно А. Исследование математических принципов теории богатства. — Париж, 1838. — С.61.
- Магомедова М. О. Алгоритм разработки конкурентной стратегии предприятия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2019. — № 8 (80). — С. 10.
- Масюкова Т. Г. Формирование и реализация конкурентной стратегии // в сборнике: Наука и современность Международная научно-практическая конференция. — 2017. — С. 117–120.
- www.gasmashproekt.ru