Особенности управления проектами строительства в нефтегазовом комплексе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.04.2021

Статья просмотрена: 728 раз

Библиографическое описание:

Родикова, А. Н. Особенности управления проектами строительства в нефтегазовом комплексе / А. Н. Родикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 225-230. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80463/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современной экономике России длительный период важную роль играет нефтегазовый комплекс. Значимость нефтяного и газового секторов обусловлена рядом причин — от общемировых тенденций, заключающихся в повышении роли этих энергоносителей и энергоемкости хозяйственной деятельности, до последствий социально-экономического кризиса, приведшего к стагнации многих отраслей обрабатывающей промышленности. Результаты деятельности нефтегазовых предприятия обеспечивают существенный вклад во внутренний валовой продукт, именно от них поступает значительная часть денежных средств в бюджет государства. Интенсивное развитие нефтегазового комплекса естественным образом сказывается на развитии всей экономики в целом. Будущее российской экономики во многом зависит от темпов и уровня развития нефтегазового комплекса.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, управление проектом, конкурентная стратегия.

The oil and gas complex has played an important role in the modern economy of Russia for a long time. The importance of the oil and gas sectors is due to a number of reasons — from global trends in the increasing role of these energy carriers and the energy intensity of economic activity, to the consequences of the socio-economic crisis, which led to the stagnation of many manufacturing industries. The results of the activities of oil and gas enterprises provide a significant contribution to the gross domestic product, it is from them that a significant part of the funds goes to the state budget. The intensive development of the oil and gas complex naturally affects the development of the entire economy as a whole. The future of the Russian economy largely depends on the pace and level of development of the oil and gas complex.

Key words: oil and gas complex, project management, competitive strategy.

Проект строительства объектов нефтегазового комплекса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных действий, мероприятий, обеспеченных нормативной документацией и финансирование, человеческими ресурсами и программой реализации.

Формат такого проекта относится к категории стратегических и требует серьезной подготовки, предварительных исследований и детального планирования процесса реализации.

Цель проекта — обеспечить эффективное развитие деятельности компании на новом территориальном рынке, сформировать клиентскую базу и обеспечить достижение необходимого уровня реализации продуктов и услуг.

Концепция проекта заключается в обеспечении присутствия компании на новом территориальном рынке и получения дополнительных клиентов и увеличения прибыли.

Прежде всего, успех подобного проекта обусловлен правильно выбранной стратегией конкурирования, которая заключается в определении конкурентного дифференцирования, в необходимости создания отличительных преимуществ фирмы от конкурентов.

Дифференцирование может позволить найти различия в самых разных областях, главное, чтобы фирма осознавала, на какой основе она сама и ее товары могут выделиться и стать узнаваемыми на рынке. Специалисты выделяют целый ряд специальных инструментов для достижения эффективного дифференцирования.

Безусловно, в процессе разработки проекта компания учитывает следующие условия:

— концентрацию потенциальных потребителей и емкость рынка;

— удобство и близость к производственным ресурсам компании;

— уровень концентрации и сила конкурентов [4].

Следующим этапом данного проекта является работа по разработке конкурентоспособного предложения продуктов и услуг для потенциальных клиентов.

Так как на рынке объектов строительства нефтегазового комплекса не так много конкурентов, то компании нужно детально изучить преимущества торговых предложений участников рынка и сформировать собственное видение. Также важным этапом разработки конкурентной стратегии является формирование оптимальной системы распределения на новом рынке.

Предприятие ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» образовано 19 марта 2004 года в г. Москве. Его организационно-правовая форма — закрытые акционерные общества.

Основными направлениями деятельности компании:

— разработка и производство объектов строительства нефтегазового комплекса, современного высокотехнологичного оборудования для газотранспортных и газодобывающих предприятий;

— проведение капитального ремонта, технического, сервисного и диагностического обслуживания технологического оборудования компрессорных станций и линейной части.

Инновационно-технологические изменения в отрасли имеют очень большое значение. ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» уделяет качеству выпускаемого оборудования, соблюдению стандартов, а также работ и услуг особое внимание, постоянно изучая новинки и инновационные технологии на данном рынке.

На рынке объектов строительства нефтегазового комплекса основными конкурентами ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» можно назвать следующие организации:

— ОАО «Газпром автоматизация»;

— ООО ПО «ГазСтройМонтаж»;

— ОАО «Нефтегазавтоматика»;

— ООО «Производственная компания «Борец»;

— ООО НПФ «Синтез»;

— ООО «Фирма «Газприборавтоматика».

Объем рынка, занимаемый ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ», составляет около 18 %. Количество конкурентов и их относительные размеры — основные и самые крупные конкуренты это ОАО «Газпром автоматизация» (40 %); ООО ПО «ГазСтройМонтаж» (23 %), ОАО «Нефтегазавтоматика» (15 %) (см. рисунок 1) [6].

Структура конкурентного рынка

Рис. 1. Структура конкурентного рынка

В настоящее время ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» занимает определенную рыночную нишу: постоянные лояльные клиенты, довольные качеством продукции и данной организации. Кроме этого, ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» постоянно отслеживает, темпы роста своей продукции, расширяет ассортимент выпускаемого оборудования, а также работ и услуг, что позволяет организации не терять популярность на промышленном рынке.

Из рисунка 1 видно, что у ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» имеются прямые конкуренты, которые могут с ним соперничать за качество предоставляемых услуг.

Приведенные показатели входных и выходных барьеров на данный рынок достаточно высокие (наличие больших начальных инвестиций, ресурсы, оборудование).

Далее необходимо провести анализ конкурентоспособности по факторам конкурентоспособности методом экспертных оценок (по 5-тибальной шкале) (Таблица 1).

Таблица 1

Анализ конкурентоспособности методом экспертных оценок [1]

Факторы конкурентоспособности

ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ»

ЗАО «Татнефть»

ЗАО «Сервиснефтьпром»

ЗАО «НефтьПром»

Ассортимент

3

5

4

4

Цена

4

4

4

5

Сбыт

3

5

5

3

Продвижение

3

5

4

2

Персонал

5

5

4

4

Средний балл:

3,6

4,8

4,2

3,6

Можно отметить, что на данном рынке ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» не является лидером рынка. Во-многом это обусловлено тем, что компания появилась на данном рынке после появления своих конкурентов и вся клиентская база уже была между ними распределена. Лидером по показателям конкурентоспособности является ЗАО «Татнефть». Второе место у ЗАО «Сервиснефтьпром». ЗАО «Газамашпроект» занимает третье место в рейтинге вместе с ЗАО «Нефтьпром».

Важно отметить, что компания работает на рынке, на котором сложно выделить какие-либо конкурентные преимущества, не обладая большой историей присутствия на рынке. Именно поэтому ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» нужно разработать собственную конкурентную стратегию, учитывая свой конкурентный и ресурсный потенциал.

Для оценки привлекательна ли отрасль, в которой функционирует рассматриваемое предприятие ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ», используем следующую таблицу 2.

Таблица 2

Анализ привлекательности отрасли строительства нефтегазового комплекса [3]

Характеристики

Оценка с т. зрения привлекательности (от 1 до 5 баллов)

Вес важности, %

Взвешенная оценка, %

1. уровень интенсивности конкурентов

1

0,01

0,01

2. рентабельность отрасли

2

0,03

0,06

3. входные барьеры

4

0,1

0,4

4. приверженность потребителей к одному бренду предприятия

4

0,1

0,4

5. технологические новации

5

0,3

1,5

6. спрос на продукцию

4

0,2

0,8

7. наличие товаров-заменителей

2

0,01

0,02

8. высокая дифференциация продукции

5

0,25

1,25

Итого:

-

1

4,44

Анализ проведен на основе мониторинга документальных источников, предоставленных аналитической службой компании. Оценка с точки зрения привлекательности: 1 низкая, 3 средняя, 5 высокая. Вес важности: какая доля данного фактора в общей группе привлекательности. Взвешенная: умножаем оценку привлекательности на вес важности.

Вывод: оценка привлекательности отрасли = 4,44 (4,44 > 3), это говорит о том, что отрасль, в которой функционирует ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ», является привлекательной.

Очень часто при принятии решения о расширении в процессе планирования системы распределения товаров (продажи, мероприятий по продвижению) прибегают к услугам посредников. Их может быть много или мало, это могут быть зарубежные дистрибьюторы, крупные оптовые дилеры или мелкие перекупщики — так или иначе все компании, через которые проходит товар на пути от производителя к потребителю, образуют взаимосвязанные цепочки — каналы сбыта.

Важно отметить, что строительство объектов нефтегазового комплекса должно быть всегда сопряжено с использованием современных методов анализа конкурентных преимуществ и выделения их, что позволит компании стать лидером или достичь необходимой доли рынка.

Конкурентная стратегия строительства объектов нефтегазового комплекса должна быть ориентирована на решение следующих задач:

— расширение клиентской базы,

— поиск новых источников ресурсов — предприятий нефтедобывающей отрасли, которые будут поставлять комплектующие, сырье,

— близость к рынкам сбыта.

В отношении развития каналов сбыта важно запланировать объемы будущей реализации для:

— канала прямых продаж,

— для канала оптовых продаж,

— для канала эксклюзивных продаж (например, для особых клиентов — Газпром, по гос.заказам и т. п.).

Прирост продаж в каждом направлении должен рассчитываться исходя из целевых ориентиров по расширению доли рынка на территории в целом и доли данного канала на данной территории.

Программа реализации проекта:

— сформировать зарубежную потребность и оценить потенциал территории,

— определить потенциал удовлетворения потребности территории,

— сформировать выгоды реализации проекта для компании, потребителей и посредников,

— сформировать график реализации проекта,

— сформировать бюджет проекта.

Данный проект может быть реализован с помощью формирования проектной команды, которая в период 1,5 месяца сможет оценить конкурентную обстановку в регионе и определить сроки зарубежного расширения.

Этапы проекта:

— изучение рынка,

— анализ конкурентов и их преимуществ,

— изучение потребностей конкурентов,

— оценка возможностей компании,

— расчет стоимости зарубежного присутствия,

— определение бюджета реализации проекта,

— определение календарного графика реализации проекта,

— реализация проекта,

— оценка эффективности реализации проекта.

Период реализации проекта: 4 месяца.

Проектная команда состоит из нескольких организационных групп: руководитель, инженер, маркетолог и экономист. Каждый из них реализует свой спектр задач. Однако, совокупно их усилия должны быть направлены на достижение общего результата — разработка и реализация проекта.

ЗАО «ГАЗМАШПРОЕКТ» обладает достаточно высоким уровнем конкурентных преимуществ и может рассчитывать на завоевание высокой доли рынка на соседних территориях присутствия, если сделает интересное и привлекательное конкурентное предложение, в большей степени выраженное снижением цены на предоставляемое оборудование и сервисную поддержку.

Исходя из планируемых объемов затрат и продаж можно сформировать финансовое обоснование проекта.

Таблица 3

Смета бюджета проекта [2, 5]

Позиция

Затраты на месяц (тыс. руб.)

Разовые затраты (тыс. руб.)

Аренда офиса

2 272,73

-

Обслуживание офиса (телефония, интернет, уборка, кофе, вода, канцелярские товары)

1 181,82

-

Заработная плата технических специалистов

6 969,70

-

Заработная плата управляющего директора, который также ответственен за продажи и бизнес-развитие

7 575,76

-

Заработная плата административного персонала (секретарь, юрист, бухгалтер)

2 727,27

-

Медицинская страховка для сотрудников

303,03

-

Затраты на открытие вида деятельности

-

909,09

Затраты на маркетинг (бонусы, представительские расходы)

1541,67

-

Затраты на командировки

2 000,00

-

Оргтехника

-

7 272,73

Офисная мебель

-

5 000,00

Запас и налоги (затраты на расширение персонала, инфляционные и валютные риски, изменение налогового законодательства)

4166,67

-

Итого

28738,65

13181,82

Прогноз продаж основан на понимании sales цикла (от года до трех лет) по доходным проектам и на марже от 40 % (по продажам ПО) до 80 % (по оказанию услуг).

Определим эффективность проекта:

— NPV = 566 млн. руб.

— IRR квартальный = 10,24 %

— IRR годовой = 41,02 %

Поскольку показатель NPV больше ноля, то проект инвестиционно привлекателен.

IRR > r, т. е. доходность проекта больше, чем желаемая ставка дохода на вложенный капитал. При таких показателях можно предположить, что проект будет принят как достаточно прибыльный, однако, следует также учитывать и риски проекта, которые будут рассмотрены ниже.

Период окупаемости проекта составляет 2,01 года.

Далее проведем оценку проекта согласно специальным концепциям расчета эффективности внедрения интернет-проектов.

Используем методику REJ для оценки инвестиционной привлекательности проекта (в расчетах используются данные, которые являются коммерческой тайной компании, соответственно не могут быть оглашены).

Данная методика тесно переплетена с формированием самого бизнес-плана по проекту. Специфика в том, что помимо бизнес-плана проекта требуется провести стратегическую оценку эффективности проекта.

Перечень рисков проекта с указанием их веса приведен в таблице 4. Проведем оценку рисков по 100 бальной системе тремя экспертами: 0 — риск несущественен; 25 — риск скорее всего не реализуется; 50 — о наступлении события ничего определенного сказать нельзя; 75 — риск скорее всего появиться; 100 — риск наверняка реализуется.

Таблица 4

Риски

Эксперты

Vi средняя вероятность

Балл Wi Vi

1-й эксперт

2-й эксперт

3-й эксперт

(1+2+3)/3

Нестабильность качества сырья и материалов

25

50

25

33,3

6,7

Сбои в работе оборудования

75

50

50

58,3

11,7

Недостаточная квалификация производственного персонала

25

25

25

25,0

5,0

Задержки поставок сырья и материалов

75

75

50

66,7

13,3

Наступление непредвиденных обстоятельств (пожар)

50

50

50

50,0

10,0

Нестабильный спрос на продукцию

25

25

50

33,3

4,2

Непредвиденные расходы, в том числе из-за инфляции

50

50

25

41,7

5,2

Неплатежеспособность заказчиков, возникновение безнадежной дебиторской задолженности

50

25

50

41,7

5,2

Неустойчивость спроса

50

25

25

33,3

4,2

Появление альтернативных изделий и сопутствующих услуг

75

100

75

83,3

10,4

Снижение цен конкурентами

25

25

50

33,3

4,2

Рост цен на сырье и материалы

100

75

25

66,7

8,3

Неблагоприятные изменения в законодательстве

25

25

25

25,0

3,1

Оценка рисков

Учитывая уже проведенное выше исследование, определим соответствие эффективности проекта целям предприятия (табл. 5).

Таблица 5

Соответствие показателей эффективности бизнес-плана целям предприятия

Ключевые показатели эффективности

Соответствие

Увеличение числа клиентов и их заказов

Да

Производительность труда работников

Да

Увеличение чистой прибыли на работника

Да

Итак, по оценке проекта согласно методике REJ, проект признан инвестиционно привлекательным и эффективным.

Литература:

  1. Азарова Т. В. К вопросу о цели конкуренции // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. — 2019. — № 8 (24). — С. 14–19.
  2. Бранденбургер Адам, Нейлбафф Барри. Конкурентное сотрудничество в бизнесе; Кейс — М., 2017. — С. 147.
  3. Гришков А. Ф. Сущность и особенности конкуренции организаций в сфере услуг // Петербургский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 114–119.
  4. Курно А. Исследование математических принципов теории богатства. — Париж, 1838. — С.61.
  5. Магомедова М. О. Алгоритм разработки конкурентной стратегии предприятия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2019. — № 8 (80). — С. 10.
  6. Масюкова Т. Г. Формирование и реализация конкурентной стратегии // в сборнике: Наука и современность Международная научно-практическая конференция. — 2017. — С. 117–120.
  7. www.gasmashproekt.ru
Основные термины (генерируются автоматически): нефтегазовый комплекс, IRR, ЗАО, NPV, REJ, вес важности, заработная плата, клиентская база, проект, рынок.


Похожие статьи

Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Дагестан)

Актуальность данной статьи заключается в том, что определяющим фактором стратегического управления региональной экономики является инвестиционная политика. В настоящее время социально-экономическая система региона находится в очень сложной ситуации, ...

Проблемы развития жилищного сектора строительного рынка Санкт-Петербурга

В статье исследованы основные тенденции в области жилищного строительства Санкт-Петербурга. В результате неблагоприятного воздействия различных факторов (ослабление национальной валюты, ухудшение эпидемической обстановки, санкции со стороны других го...

Анализ реализации политики повышения энергоэффективности экономики России

В силу важности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике России, эффективное управление энергетическими ресурсами является приоритетным направлением для обеспечения устойчивого развития страны. В 2014 г. на долю ТЭК приходилось 70 % экспо...

Развитие современной ракетно-космической отрасли: роль научно-технических инноваций

Резкое обострение конкурентной борьбы на уровне ведущих стран мирового сообщества обусловливают необходимость инновационного развития важнейших для экономики государства отраслей народного хозяйства, в том числе и ракетно-космической отрасли (РКО). И...

Развитие инновационной деятельности в условиях модернизации национальной экономики Республики Казахстан

Развитие инновационной системы для любой страны позволяет развивать как экономику отдельного региона и города, так и экономику страны в целом. От уровня успеха инновационной деятельности будут зависеть непросто возможности страны по созданию требующи...

Роль АПК Центрально-Чернозёмного района в сельском хозяйстве России

Построение стратегии развития региона напрямую зависит от грамотного анализа социально-экономического развития субъектов федерации. С этой целью в данной работе оценивается ряд показателей Центрально-Чернозёмного экономического района в динамике с 20...

Вклад нефтегазового комплекса в развитие экономики Российской Федерации

В статье рассмотрено положение нефтегазового комплекса в народном хозяйстве страны, проанализированы основные факторы, влияющие на сложившуюся ситуацию, в условиях падения мирового промышленного производства и снижения цен на углеводороды.

Конкурентоспособность регионов России

Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем. Конкурентоспособность экономики региона является в настоящее время ключевым моментом обеспечения его поступательного...

Эволюция предпринимательства

На современном этапе существенно актуализировались проблемы развития предпринимательства. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, предпринимательство онтологически характеризуется некоторыми ограничениями в сфере концентрации капитал...

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций в России

В данной статье в рамках стратегии инновационного развития Правительства Российской Федерации рассматривается развитие России по инновационному сценарию, поэтому особое внимание уделяется проблемам функционирования и развития агломераций. В наши дни ...

Похожие статьи

Инвестиционная политика в системе устойчивого развития региона (на примере Республики Дагестан)

Актуальность данной статьи заключается в том, что определяющим фактором стратегического управления региональной экономики является инвестиционная политика. В настоящее время социально-экономическая система региона находится в очень сложной ситуации, ...

Проблемы развития жилищного сектора строительного рынка Санкт-Петербурга

В статье исследованы основные тенденции в области жилищного строительства Санкт-Петербурга. В результате неблагоприятного воздействия различных факторов (ослабление национальной валюты, ухудшение эпидемической обстановки, санкции со стороны других го...

Анализ реализации политики повышения энергоэффективности экономики России

В силу важности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике России, эффективное управление энергетическими ресурсами является приоритетным направлением для обеспечения устойчивого развития страны. В 2014 г. на долю ТЭК приходилось 70 % экспо...

Развитие современной ракетно-космической отрасли: роль научно-технических инноваций

Резкое обострение конкурентной борьбы на уровне ведущих стран мирового сообщества обусловливают необходимость инновационного развития важнейших для экономики государства отраслей народного хозяйства, в том числе и ракетно-космической отрасли (РКО). И...

Развитие инновационной деятельности в условиях модернизации национальной экономики Республики Казахстан

Развитие инновационной системы для любой страны позволяет развивать как экономику отдельного региона и города, так и экономику страны в целом. От уровня успеха инновационной деятельности будут зависеть непросто возможности страны по созданию требующи...

Роль АПК Центрально-Чернозёмного района в сельском хозяйстве России

Построение стратегии развития региона напрямую зависит от грамотного анализа социально-экономического развития субъектов федерации. С этой целью в данной работе оценивается ряд показателей Центрально-Чернозёмного экономического района в динамике с 20...

Вклад нефтегазового комплекса в развитие экономики Российской Федерации

В статье рассмотрено положение нефтегазового комплекса в народном хозяйстве страны, проанализированы основные факторы, влияющие на сложившуюся ситуацию, в условиях падения мирового промышленного производства и снижения цен на углеводороды.

Конкурентоспособность регионов России

Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем. Конкурентоспособность экономики региона является в настоящее время ключевым моментом обеспечения его поступательного...

Эволюция предпринимательства

На современном этапе существенно актуализировались проблемы развития предпринимательства. Это обусловлено рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, предпринимательство онтологически характеризуется некоторыми ограничениями в сфере концентрации капитал...

Предпосылки к созданию и проблемы развития агломераций в России

В данной статье в рамках стратегии инновационного развития Правительства Российской Федерации рассматривается развитие России по инновационному сценарию, поэтому особое внимание уделяется проблемам функционирования и развития агломераций. В наши дни ...

Задать вопрос