В данной статье рассматривается декомпозиция процесса формирования расписания в нотациях IDEF0, DFD, IDEF3 с целью нахождения процессов, которые возможно автоматизировать.
Ключевые слова: декомпозиция, моделирование, IDEF0, DFD, IDEF3, формирование расписания
Формирование и анализ расписания в вузе — сложный процесс, в котором необходимо учитывать множество факторов, требующих дополнительных трудозатрат на их нахождение.
Моделирование в IDEF0
Рис. 1. IDEF0. Контекстная диаграмма
Основной блок — Формирование расписания в вузе
Входной информацией системы являются: Список дисциплин, Информация о нагрузке на преподавателей.
Выходной информацией системы является: Расписание.
Механизмы информацией системы являются: Учебно-методическое управление (УМУ), Тандем, Кафедры.
Управляющие информацией системы являются: Информация об оснащенности аудиторий, Учебный план, Правила составления расписания, Санитарно-эпидемиологические нормы.
Рис. 2. IDEF0. Декомпозиция контекстной диаграммы
Мы декомпозировали общий блок «Формирования расписания в вузе» на связанные между собой элементы. В нашем случае делится на 3 основных этапа: Формирование расписания бакалавриата, Формирование расписания магистратуры, Совмещение расписания.
Рис. 3. IDEF0. Декомпозиция блока «Формирование расписания бакалавриата»
Блоки «Формирование расписания бакалавриата» «Формирование расписания магистратуры» мы декомпозируем еще на 4 этапа: Распределение лекций по всем курсам, Распределение практик, Распределение аудиторий, Проверка накладок и оснащения.
Рис. 4. IDEF0. Декомпозиция блока «Совмещение расписания»
Блок «Совмещение расписания» мы декомпозируем еще на 3 этапа: Формирование общего расписания, Проверка на накладки, несостыковки, Утверждение расписания.
Моделирование в DFD
Рис. 5. DFD. Декомпозиция контекстной диаграммы
На данной модели отображается основной процесс (сама система в целом) и ее связи с внешней средой (внешними сущностями). Это взаимодействие показывается через потоки данных.
Внешние сущности изображают входы в систему и/или выходы из нее. Внешние сущности: Учебно-методический отдел, Кафедры.
Хранилище данных изображают объекты в покое. Хранилища: Тандем, Хранилище расписания, Список проблем.
Стрелки (потоки данных) описывают движение объектов из одной части системы в другую.
Рис. 6. DFD. Декомпозиция блока «Формирование расписания бакалавриата»
Блоки «Формирование расписания бакалавриата» и «Формирование расписания магистратуры» мы декомпозируем еще на 4 блока: Распределение лекций по всем курсам, Распределение практик, Распределение аудиторий.
Рис. 7. DFD. Декомпозиция блока «Проверка проблем»
Блок «Проверка проблем» мы декомпозируем еще на 3 этапа: Формирование общего расписания, Проверка на накладки, несостыковки, Утверждение расписания.
Моделирование в IDEF3
Рис. 8. IDEF3. Декомпозиция контекстной диаграммы
IDEF3 является стандартом документирования технологических процессов, происходящих на предприятии, и предоставляет инструментарий для наглядного исследования и моделирования их сценариев.
Функциональные элементы: Формирование расписания бакалавриата, Формирование расписания магистратуры, Проверка проблем, Исправление проблем.
Рис. 9. IDEF3. Декомпозиция блока «Формирование расписания бакалавриата»
Блок «Формирование расписания бакалавриата» и «Формирование расписания магистратуры» декомпозируем на 3 последовательных блока: Распределение лекций по всем курсам, Распределение практик, Распределение аудиторий.
Рис. 10. IDEF3. Декомпозиция блока «Проверка проблем»
Блок «Проверка проблем» мы декомпозируем на 3 синхронных этапа и 1 завершающий: Проверка оснащенности аудиторий, Проверка нагрузки на преподавателей, Проверка на наличие накладок, несостыковок, Загрузка проблем в хранилище.
Рис. 11. IDEF3. Декомпозиция блока «Исправление проблем»
Блок «Исправление проблем» мы декомпозируем на 3 асинхронных этапа: Изменение расписания бакалавриата, Изменение расписания магистратуры, Установка необходимого оборудования.
Заключение
В результате была достигнута основная цель — рассмотрен процесс формирования расписания с целью дальнейшей автоматизации конкретных блоков (процессов). Это поможет существенно сократить время работы составителей расписания, уменьшить затраты на человеческие ресурсы.
Литература:
- Цуканова, О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов / О. А. Цуканова. — Санкт-Петербург: Университет ИТМО, 2015. — 100 c. — Текст: непосредственный.
- Трофимов CASE-технологии. Практическая работа в Rational Rose / Трофимов, А. С. —: Бином-Пресс, 2002. — 288 c. — Текст: непосредственный.
- Ипатова Методологии и технологии системного проектирования информационных систем. / Ипатова, Р. Э. — Москва: Флинта, 2008. — 256 c. — Текст: непосредственный.