Автор статьи утверждает, что искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления. Причины коррупции автор определяет как комплекс факторов объективного и субъективного характера, в своей совокупности, порождающие такие негативные последствия, как неэффективное расходование государственных средства и ресурсов, потеря налогов в результате подрыва налоговой системы, низкое качество государственных услуг, оказываемых населению и др.
Статья может представлять интерес для служащих сферы государственного управления, студентов и всех тех, кого интересует данная тема.
Ключевые слова: государственное управление, коррупция, коррумпированность, причинный комплекс, служащие.
The author of the article argues that it is possible to eradicate corruption only in an idealistic society, but it is not only possible to prevent it, but also necessary, and for this it is necessary to operate with the terminological apparatus and know the reasons for this negative phenomenon. The author defines the causes of corruption as a set of factors of an objective and subjective nature, which together generate such negative consequences as inefficient spending of public funds and resources, loss of taxes as a result of undermining the tax system, poor quality of public services provided to the population, etc. The article may be of interest to employees of the field of public administration, students and all those who are interested in this topic.
Keywords: public administration, corruption, corruption, causal complex, employees.
Коррупция в сфере государственного управления затрудняет развитие государства и общества, она не только угроза верховенству закона, но и демократическим свободам и правам человека, а также социальной справедливости [4].
Бесспорно, искоренить коррупцию возможно только в идеалистическом обществе, но предупреждать ее не только можно, но и нужно, а для этого необходимо оперировать терминологическим аппаратом и знать причины этого негативного явления.
Учитывая, что государственное управление — это целенаправленная деятельность органов государственной власти, направленная на преобразование российского общества и достижения целей, предусмотренных Конституцией РФ, предлагаем коррупцию в сфере государственного управления определять как социально-негативное явление, инициируемое гражданами и должностными лицами, в разных областях государственного управления для разрешения жизненно необходимых потребностей (как личных, так и третьих лиц).
В сфере государственного управления свои функциональные обязанности реализуют, в том числе и обычные граждане, «ничего человеческое им не чуждо». Сказанное позволяет утверждать, что природа причин коррупции чрезвычайно сложна и вобрала в себя целый комплекс причин объективного и субъективного характера [5, с. 32].
Первая группа причин, требующих внимание — это причины экономического характера, в числе которых следующие:
– экономическая нестабильность, находящаяся в зависимости от политики и внешних явлений;
– население обнищало, а государство неспособно обеспечить государственным служащим достойное содержание. Причина, особенно она актуальная в условиях, когда страна переживает выход из кризиса, связанного с пандемией COVID-19;
– сформировалась группа материально обеспеченных людей, которые могут давать взятки, иногда огромные;
– нет должной нормативно правовой базы, а и реализация имеющихся законов слабо контролируется.
Следующие причины, способствующие такому негативному явлению как коррупция — это причины политического характера, в их числе:
– достаточно традиционная для России непрозрачность власти;
– развитие новых систем политического патронажа;
– некомпетентность государственных служащих;
– нет эффективных правовых механизмов, позволяющих смещать коррумпированных лиц;
– безответственность адвокатского корпуса и зачастую судебного сообщества. Причина подтверждается многочисленными примерами. Например: «по приговору суда бывший следователь Следственного отдела МВД по району Теплый Стан Москвы и столичный адвокат получили по 10 лет колонии за то, что пытались за 12 миллионов рублей переквалифицировать уголовное дело на менее тяжкую часть статьи УК РФ» [2]; «в Волгограде при получении взятки в размере 2,5 млн. рублей задержали федерального судью Дзержинского районного суда. Деньги передавала супруга арестованного по делу о покушении на губернатора» [1].
Как справедливо отмечает М. А. Мушинский: «главная причина коррупции — это отсутствие политической воли к принятию адекватных законодательных и властно-организационных решений со стороны представителей органов государственной власти» [3, с. 54]. Считаем, что дефект, на который указывает М. А. Мушинский, можно наблюдать как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации
В числе других причин, способствующих коррупции в сфере государственного управления, выделим причины социально-психологического и нравственного характера. К числу данных причин следуют относить следующие:
– упадок нравственных норм;
– государственная нестабильность формирует у служащих чувство неуверенности;
– круговая порука среди коррупционеров;
– низкий уровень правосознания населения;
– многовековая история мздоимства, сделавшая коррупцию традицией, вписанной в образ жизни.
Можно предположить, что причиной решать проблемы при помощи мелких подношений и подарков стал тотальный дефицит «бывшего прошлого». В силу инерции гражданского мышления многие подношения стали восприниматься не как взятка, а как обязательный ритуал, атрибут взаимоотношений, без которого невозможно устроить ребенка в престижную школу или самому устроиться на престижную работу. Благодарят буквально за все, не только для того, чтобы не обидеть отсутствием благодарности, но и чтобы самому не чувствовать себя неудобно из-за не приготовленной заранее благодарности. Есть глубоко убежденные люди, считающие, что хороших специалистов мало, и их нужно стимулировать, тем самым способствуя бытовой коррупции в социальной сфере. Мало кто не сталкивался с благодарностями врачам, после успешно проведенной операции или стимулированием на успешную операцию. В основном неформальные платежи получили особое распространение там, где сразу виден результат работы: в стоматологии, хирургии и др.
Причины, представленные в рамках статьи, как комплекс факторов объективного и субъективного характера, способны породить следующие последствия:
– государственные средства и ресурсы расходуются неэффективно;
– вследствие подрыва налоговой системы государство теряет налоги;
– происходит замедление экономического роста вследствие уменьшения инвестиций в производство;
– снижается качество оказываемых услуг населению;
– расширяется теневая экономика;
– возрастает социальное неравенство в обществе;
– доверие к государственным органам утрачивается;
– снижается нравственность;
– безработица и инфляция повышается;
– в обществе формируются устойчивые радикально настроенные группы и организации.
Литература:
- В Волгограде федерального судью застали за получением крупной взятки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://v1.ru/text/criminal/2020/08/08/69410347/ (дата обращения 17.04.2021).
- Заработали «на сухари». Адвокат и следователь получили сроки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/10/reg-cfo/advokat-i-sledovatel-poluchili-sroki-za-vziatochnichestvo-i-moshennichestvo.html (дата обращения 17.04.2021).
- Мушинский М. А. В механизме противодействия коррупции должны сбалансированно использоваться все инструменты. Законодательство о борьбе с коррупцией и вопросы его совершенствования в современной России / Сборник материалов «круглого стола». — Иркутск: ИРНИТУ, 2015. С. 54–56.
- Путин В. В. Демократия и качество государства. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. kommersant.ru/doc/1866753 (дата обращения: 14.04.2021).
- Синельщиков Ю. П. Коррупция в России: история, состояние, причины, меры борьбы. — Москва, 2017. -92 с.