Социальный аспект в гиг-экономике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Логинова, Е. В. Социальный аспект в гиг-экономике / Е. В. Логинова, Е. Н. Колпаков, А. П. Анисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 202-203. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80488/ (дата обращения: 16.10.2024).



О гиг-экономике в целом

Стремительно развивающийся фриланс эксперты сравнивают с эпохой мануфактур конца 18 века, когда в Мире впервые начал использоваться вольнонаёмный труд. Сегодня многие специалисты предлагают свои услуги напрямую, продвигают личный бренд, находясь в авангарде гиг-экономики, то есть экономики совместного пользования.

Обосновано, что открытый рынок труда способствовал нарастанию популярности новых форм частичной и нестандартной занятости за счет признания фрилансинга и краудсорсинга в качестве удобных видов занятости для всех категорий населения. Заметный сдвиг на рынке труда произошел в 2014 г. и был связан с достаточным уровнем зрелости крауд-технологий, которые позволили каждому человеку осуществлять трудовую деятельность независимо от уровня образования, профессиональной подготовки, территориальной принадлежности. Такие сдвиги отразились на структуре рынка труда и потребовали действенных мер по формированию правового поля для урегулирования отношений в системе «работодатель-краудсорсер». Происходящие трансформации сформировали новую социально-экономическую модель, получившую название «гигономика». Отличительными признаками данной модели являются всеобщее распространение новых видов частичной занятости и краткосрочных трудовых контрактов за счет замещения долгосрочных трудовых отношений с работодателем, что отразилось на структуре рынка труда и потребовало принятия решений по регулированию трудовых отношений нового типа.

Гигономика как новая модель нестандартной занятости характеризуется всё большим уходом на неполную занятость, переводом трудовых отношений в зону снижения фонда оплаты труда, например, когда для разработки каких-либо коммерческих и некоммерческих, добровольных началах, социально значимых проектов нанимаются фрилансеры на краудсорсинговых платформах. В то же время коммерческие выгоды бизнеса от краудсорсинга в бизнес-модели современных компаний способствовали переходу работодателей к использованию новых форм занятости.

Также плюсом для компаний будет то, что не надо будет нанимать и покупать специальное оборудование для сотрудников, а они могут просто выложить свое задание на краудсорсинг, расписать его выполнение и за это задание возьмется так называемый индивидуальный предприниматель, который разбирается в данной сфере.

Человек современного мира может спокойно зарабатывать себе деньги на жизнь благодаря своему смартфону и помогая индивидуальному предприятию или краудсорсинговой компании.

Примером гиг-экономики можно представить специалиста, который занимается разработкой компьютерного программного обеспечения и живет в Украине. Это его профиль на веб-сайте Upwork, который является мировой платформой для фрилансеров. Он продает свои работы людям в Соединенных Штатах, это открывает для него возможность зарабатывать деньги, превосходящие среднюю заработную плату соотечественников, потому что они могут продавать свой труд только в Украине.

Другой пример − работник, который живет в Сакраменто. Он водит Uber. В начале каждой недели он едет из Сакраменто в Залив, проводит четыре или пять дней в Заливе, за рулем по 14 часов для Uber, ночует в своей машине на стоянке San Francisco. Он зарабатывает больше денег, остается более занятым, так как в районе Залива процентные ставки выше. Итак, оба этих парня — истории успеха в гиг-экономике, и что интересно в них, так это с точки зрения экономики труда в более широком смысле, это истории иммиграции. Гиг-экономика увеличивает иммиграцию.

Социальный аспект как принцип коммерческой и некоммерческой работы

Социальный краудсорсинг (некоммерческий) — включение людей (краудсорсеров), в процессы решения капитало-, трудо-, знание емких социально значимых задач, с использованием краудсорсинговых платформ в сети Интернет на добровольной основе.

Как показал опрос большинство офисных сотрудников (85 %) готовы идти во фриланс. 62 % из них хотели бы работать удалённо, оставаясь в штате компании. И самим компаниям такой подход более выгоден, нежели содержание огромных офисов с большим количеством рабочих мест. Многие западные бизнес-корпорации уже работают по такой схеме, в России же это лишь зарождается. Нужна чёткая законодательная база, которая позволит нашим компаниям держать удалённый штат служащих.

Эксперты также отмечают, что отношение к фрилансерам постепенно меняется, поэтому гик-экономика будет расти. Долю рынка фриланса пока невозможно оценить, так как большая часть независимых специалистов продолжает оставаться в тени. Все ждут более прозрачных условий вступления в налоговые отношения с государством.

Проблемы и пути решения краудсорсинга в России

В России регулирование дистанционных работников является Федеральный закон от 05. 04. 2013 года № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым в Трудовой кодекс РФ приведена новая глава 49.1. Частичная занятость в соответствии классифицируется как «частичная занятость или неполный рабочий день». В этой сфере достаточно развиты такие компании как Uber, Яндекс и Delivery club.

Большинство компаний, которые работают в формате интернет-онлайн-магазинов, их деятельность для работников заключается в ведении документации, отправке посылок, консультирования людей.

Так как ни мировая, ни российская статистика не учитывают краудсорсеров как работников, в настоящее время невозможно рассчитать абсолютные показатели, которые отражали бы реальное положение дел на рынке труда.

Среди причин, сдерживающих развитие краудсорсинга в России, можно отметить: несовершенство законодательной базы по регулированию

отношений, возникающих в реализации развития краунд-проектов. Некомпетентность или нехватка специализированных сотрудников для специальностей в данной области. Низкий уровень осведомленности российского населения о существовании инновационного ведения бизнеса такого как краудсорсинга.

Решение данных проблем будет способствовать развитию краудсорсинга в России, что откроет новые возможности в сфере решения трудоемких и разноаспектных задач в различных областях.

Фриланс и его дальнейшее будущее в мире

В связи с новыми методами и технологиями работы вход на рынок фриланса стал максимально доступным, но вместе с тем увеличилась и конкуренция в этой сфере. В совокупности с социальной незащищенностью фрилансеров возрастает напряженность, которая перетекает в реформационные процессы, такие как проект Хамильтона, который предлагает обеспечивать базовой страховкой фрилансеров, а также ограничивать количество заказов для разумной нагрузки на работника. Существует мнение, что это будет сложной реформой, поскольку сама привлекательность фриланса заключается в свободных отношениях, где все риски ложатся на работника, но в тоже время дает свободу входа и выхода с рынка.

Литература:

  1. Научная статья под авторством Л. В. Лапидус, Ю., М. Полякова — Гигономика как новая социально-экономическая модель: развитие фрилансинга и краудсорсинга
  2. Логинова Е. В. ПРЕИМУЩЕСТВА ГИГ-ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(27). — Новосибирск: СибАК, 2020. — С. 28–33.
  3. Логинова, Е. В. Удаленная работа и международная гиг-экономика: общие черты / Е. В. Логинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 110–112. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76499/ (дата обращения: 22.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, частичная занятость, компания, нестандартная занятость, отношение, работник, рынок труда, структура рынка труда, Украина.


Задать вопрос