Применение электронных учебных курсов в обучении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 28.04.2021

Статья просмотрена: 2214 раз

Библиографическое описание:

Мироненко, Е. А. Применение электронных учебных курсов в обучении / Е. А. Мироненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 344-346. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80492/ (дата обращения: 24.04.2025).



В данной статье рассматривается актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении.

Ключевые слова: электронный курс, электронный учебный курс, программный продукт.

В условиях происходящей цифровизации общества и экономики, система образования претерпевает значительные изменения, происходит адаптация техник и методик обучения к новым возможностям информационных технологий. В частности, широко распространяется дистанционный подход к обучению, в классическом очном образовании начинают активно использоваться интерактивные электронные учебные курсы.

Целью данной статьи является рассмотрение актуальность, положительные и отрицательные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении

В настоящее время ведется активная разработка программных средств, дающих возможность преподавателю, учителю самостоятельно, без привлечения дополнительных специалистов, разрабатывать и применять интерактивные электронные образовательные курсы.

Интерактивный электронный образовательный курс можно определить, как программный продукт, включающее в себя теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности и формализованности процедур оценки знаний.

Интерактивность выражается в наличии обратной связи между обучающимся и преподавателем, и возможностью взаимодействия, обучающегося с обучающей системой.

Обучение с использованием интерактивных методов позволяет интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного использования знаний [2].

На сегодняшний день рынок программного обеспечения для разработки электронных учебных курсов неуклонно расширяется, на данном рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные компании. К наиболее популярным программным средствам относятся:

– iSpring Suite;

– Moodle;

– CourseLab.

Выбор программного продукта для разработки электронного учебного курса является сложной задачей. Кроме имеющейся функциональности, наличия русифицированной версии и методической поддержки, нередко решающими аргументами становятся стоимость программы, наличие бесплатной или пробной версии.

Применение интерактивного электронных учебных курсов в обучении дает возможность преподавателю использовать для обучения разнообразный информационный контент (видеофрагменты, аудиозаписи), значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы студентов.

Нельзя не отметить особую востребованность интерактивных электронных учебных курсов в дистанционном образовании, заочном обучении, при повышении квалификации.

Для понимания сущности интерактивного электронного учебного курса рассмотрим процесс его создания:

  1. На первом этапе разработки формулируется цель, ставится задача на разработку электронного учебного курса. Происходит выбор программного средства разработки курса;
  2. На втором этапе происходит обоснование разработки, строится психологический портрет обучающегося, готовится пояснительная записка, тематический план курса. Разрабатываются методические рекомендации к проведению занятий, методические рекомендации к самостоятельной работе студентов;
  3. На данном этапе происходит разработка основных элементов курса: планов лекционных и практических занятий, практических заданий, упражнений, тестов, вопросов для самостоятельной работы, формируется глоссарий, список литературы и интернет-источников;
  4. На предпоследнем этапе происходит разработка средств итогового контроля знаний и оценки результатов освоения дисциплины;
  5. На финальном этапе разработки, через выбранное средство разработки, происходит оформление электронного учебного курса в готовый продукт.

Как можно видеть, электронный курс это особым образом сконструированная и логически выстроенная информационная модель необходимого объема, структуры и последовательности изучения учебного материала, а также оптимальной формы его представления.

Необходимо отметить, что электронный курс должен не только в максимальной степени компенсировать дидактические потери вследствие ограниченного контакта с преподавателем, но и давать уникальные возможности виртуального обучения, в частности, с использованием средств мультимедиа [1].

Выделяют следующие положительные стороны применения интерактивных электронных учебных курсов в обучении:

  1. Появляется возможность передавать обучающимся информацию самыми различными способами: видеофайлами, аудиозаписями, графически, схемами, чертежами и т. п.;
  2. Электронный образовательный курс можно подстраивать под уровень знаний обучающегося;
  3. Появляется возможность построения индивидуализированной образовательной траектории;
  4. Происходит интенсификация самостоятельной работы обучающихся, наблюдается усиление самоконтроля, повышение самооценки обучаемого;
  5. В большинстве случаев у обучающихся наблюдается повышение мотивации, интереса к обучению за счет разнообразия форм работы и различных форм предоставления информации;
  6. Сокращается время необходимое на обработку, нахождение второстепенной информации, не относящейся к изучаемой дисциплине. В электронном курсе могут быть гиперссылки, по которым обучающиеся могут дополнительно обратиться к необходимым определениям, просмотреть видеофильмы, справочный материал;
  7. Реализуется своевременная и объективная оценка результатов деятельности студентов.

Однако, существуют и проблемы, возникающие при разработке и подготовке к занятиям с применением электронных учебных курсов, и при их проведении:

  1. Наблюдается недостаточный уровень компьютерной грамотности у некоторых преподавателей;
  2. Имеются сложности в интеграции информационно-коммуникационных технологий в почасовую структуру занятий;
  3. Наблюдается недостаточная мотивация к работе у студентов и, как следствие, частое их отвлечение на иные действия;
  4. Недостаточное количество доступной литературы по вопросам применения электронных учебных курсов в учебном процессе;
  5. Недостаточная развитость информационной инфраструктуры;
  6. Недостаточный уровень компьютерной грамотности у некоторой части студентов [3].

Происходящий на наших глазах процесс цифровизации общества, дает системе образования новый инструмент в виде информационных образовательных технологий. Данные технологии позволяют усовершенствовать традиционный образовательного процесса, что приводит к повышению эффективности и результативности обучения, формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучаемых.

Таким образом можно сделать вывод о том, что использование интерактивных электронных учебных курсов в процессе обучения оправдано, эффективно и способствует развитию не только обучающегося, но и преподавателя.

Литература:

  1. Короповская, В. П. Методические основы создания электронного учебного курса: методические рекомендации / В. П. Короповская, О. К. Мясникова. — Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2015. — 39 c. — Текст: непосредственный.
  2. Медведева, О. А. Интерактивные возможности электронного учебного курса, разработанного на основе системы Moodle / О. А. Медведева. — Текст: непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 1. — С. 62–67.
  3. Пустовалов, В. К. Электронные элементы учебно-методических комплексов и их влияние на качество образовательного процесса / В. К. Пустовалов. — Текст: электронный // Белорусский национальный технический университет: [сайт]. — URL: http://www.bntu.by/news/67-conference-mido/1584–2014–11–23–09–56–18.html. (дата обращения: 25.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): курс, электронный курс, электронный учебный курс, обучение, программный продукт, возможность, компьютерная грамотность, недостаточный уровень, обучающийся, система образования.


Похожие статьи

Интерактивные электронные учебные курсы (ИЭУК) как средство повышения качества образования

В данной статье рассматриваются вопросы создания интерактивных электронных учебных курсов на основе средств информационных технологий и методика их применения. Основная цель применения интерактивных электронных учебных курсов — повышение эффективност...

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Похожие статьи

Интерактивные электронные учебные курсы (ИЭУК) как средство повышения качества образования

В данной статье рассматриваются вопросы создания интерактивных электронных учебных курсов на основе средств информационных технологий и методика их применения. Основная цель применения интерактивных электронных учебных курсов — повышение эффективност...

Электронный учебно-методического комплекс как средство реализации дистанционного обучения

В статье рассматриваются особенности разработки и применения электронного учебно-методического комплекса для реализации дистанционного обучения.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Электронные средства обучения

В статье рассматривается текущее состояние современного использования электронных средств обучения, их формальная классификация и тенденции использования. Проведен анализ факторов развития данных систем и отраслей для их применения. Произведена крити...

Особенности использования интерактивных методов на уроках технологии

В данной статье описываются особенности, преимущества использования интерактивных методов на уроках технологии.

Электронные средства и методы обучения для повышения эффективности учебного процесса

В статье рассмотрены основные электронные средства и методы обучения для повышения эффективности и качества обучения. Особое внимание уделяется организации использование современных электронных средств и методы обучения, и их эффективности в учебном ...

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС

В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.

Задать вопрос