Статья посвящена исследованию влияния античных космологических концепций на современную науку, выявление концепций, которые внесли вклад в развитие изучения космоса, космогонии, изучение взаимозависимости человека и космоса, современное положение этих концепций.
Ключевые слова: космология, астрономия, античная философия, современная наука.
The article is devoted to the study of ancient cosmological concepts for modern science, the identification of concepts that contributed to the development of the study of the cosmos, cosmogony, the study of the interdependence of man and the cosmos, the current position of these concepts.
Key words : cosmology, astronomy, ancient philosophy, modern science.
В становлении изучения космоса для современной науки положили начало концепции античных философов. Некоторые из этих концепций повлияли на ход развития изучения астрономии. С появлением философских школ философы пытались объяснить как для себя, так и для других происхождение мира, космоса и место человека в нем. Но чтобы объяснить и познать окружающий мир, нужно прийти к поиску первоначала. Но как понять, какое было первоначало? Ведь человек всегда видел только небосвод, и все его накопленные знания не давали понимания развития космоса. В последующем появились два основных направления — материализм (материальное) и идеализм (идеальное), которые повлияли на античную, средневековую и современную картину космоса.
В настоящее время современная наука достигла больших знаний в понимании космоса, законов, принципов образования и происхождения космических тел, но основной отправной точкой в понимании космоса стала античная философия.
Цель статьи — разбор развития античных концепций происхождения мира, изучение материалистического и идеалистического течения в космологии и их влияния на ученых в исследовании космоса.
«Космология» (греч. — учение о мире) — раздел физики, изучающий Вселенную в больших масштабах и включающий в себя учение о структуре и эволюции всей охваченной астрономическими наблюдениями видимой части Вселенной» [1].
Космологизм для античности — раздел греческой философии, заключающийся в том, что вся философия сведена к вопросу об устройстве окружающего мира.
В период античности космос не отрицает богов, но пользуется ими только как атрибутно, так что и сам космос трактуется не в своей абсолютной данности, но в своей преимущественно объективной данности. Человек в античности представлен как отражение вселенной. Ведь в современной науке человек состоит из элементов, которые есть и в космосе.
Единого представления космологии в античности не существовало, так как у человечества не было достаточно накопленных знаний, чтобы объяснить окружающий нас мир. А те знания, что были, сводились к богам и мифологическим персонажам. Поэтому начали появляться философские школы, которые пытались объяснить мир и устройство космоса, основной вопрос — откуда все произошло?
В процессе понимания мира с точки зрения развития философии происходит «раскол» в направлениях — материалистов, признающих, что материя является первоосновой всего (Фалес, Анаксимен) и идеалистов, для которых первоосновой является идеальное, духовное (Платон).
Вселенная, согласно Фалесу, представляет собой жидкую массу, в центре которой находится воздушное тело в форме чаши, повернутой открытой стороной вниз. Философские взгляды Фалеса также связаны с космологическими идеями. Фалеса интересовали два тесно связанных вопроса, а именно: откуда все взялось и в чем состоит суть. Для Анаксимена первоначалом был воздух, из сжатого воздуха состоит Земля и Солнце. Представитель противоположной позиции Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. Отлично сознавая мощь созданного им аппарата идей, он стремился выработать представление как о Космосе, так и об обществе. Весьма показательно, как Платон использует в этой связи свою концепцию идей, скромно замечая, что он претендует лишь на «правдоподобное мнение». Космическую картину мира Платон дает в диалоге «Тимей» [3].
Исходный пункт Платона таков: постулируется существование идей (ясно, что Платон не мог не начать с них), материи и Бога, который понимается как демиург, т. е. мастер. Из смеси идей и материи демиург создает мировую душу и распространяет по всему пространству. Мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии — огонь, воздух, землю. Соответственно гармоническим математическим отношениям Бог придал Космосу наиболее совершенную форму — форму сферы. В центре Космоса — Земля. Орбиты планет и звезд подчиняются гармоническим математическим соотношениям. Бог-демиург творит также и живые существа.
Но в становлении нынешнего образа Космоса повлекло изучение как материализма, так и идеализма. Ученые XIV–XVI веков пытались найти подтверждение или опровержение концепций, которые были составлены много веков назад. Так, например, гелиоцентрическая система мира возродилась только в XVI веке, когда польский астроном Николай Коперник разработал теорию движения планет вокруг Солнца на основании принципа Пифагора о равномерных круговых движениях. Результаты своих трудов он обнародовал в книге «О вращениях небесных сфер», изданной в 1543 году. Согласно его концепции смена дня и ночи, а также движение Солнца по небу объясняются вращением Земли вокруг своей оси. Точно также, при помощи движения Земли вокруг Солнца, объясняется движение нашего светила по небосводу в течение всего года [2].
Пифагор предложил в своей концепции что Земля круглая, и принцип вращения Солнца и Земли. Но почему через столько столетий эту концепцию подтвердили исследовательским методом? Почему раньше это нельзя было сделать? Основным «барьером» в изучение космоса была религия, которая не давала столько веков изучать законы космоса, что оставила следы и в нынешней астрономии.
Для изучения космоса нужно было сперва понять причины появления Земли, и как она устроена, ведь ее изучение давало больше знаний о происхождения других небесных тел. Сейчас для современной науки ответ очевидный — Земля круглая и вращается вокруг Солнца, ведь сейчас можно посмотреть со спутника в прямом эфире или на картинках, как выглядит Земля. Но для античности это было понять во много раз сложнее, ведь нет никаких технологий, способных транслировать, никак не увидеть ее настоящую форму. Тогда античные философы выдвигали по этому поводу свои концепции.
Для Анаксимандра Земля была в форме цилиндра, она парит в космосе, а также является центром мира. Она была окружена кольцами, где горит огонь, звезды горят тускло, так как там огня меньше, а Солнце горит ярко потому, что в этом кольце больше всего огня. В то время как для Пифагора Земля была круглой, он считал, что плоская Земля не может гармонично выглядеть с небесной сферой.
Безусловно, это стало большим толчком для нынешней науки, ученые начали искать этому подтверждение. Они смотрели на уплывающие корабли и замечали, что корабль постепенно пропадает за горизонтом. Однако исследователи пытаются понять еще одну вещь космоса — ограничен или нет космос? Для этого используются как современные телескопы, так и изучение в концепциях философов.
«Для античности космос представлялся конечным, ограниченным пространственном телом. Сам Аристотель отрицал бесконечность космоса на том основании, что человек вообще не может воспринимать никакое бесконечное тело, поскольку все тела, которые воспринимает человек, всегда конечные, то есть являются самыми обыкновенными. В смысле времени античный космос тоже конечен. Но он может разрушаться и создаваться заново. Однако создание нового космоса есть не что иное, как воспроизведение прежнего космоса. Античный космос существует вне времени. Он абсолютно не прогрессивен, и какие бы изменения в нем не происходили, он в конечном счете является всегда одним и тем же, не только ограниченным в пространстве, но и во времени, совершенно не допускающим никакого прогресса» [4].
Спустя тысячелетия ученые до сих пор обращаются к концепциям античных философов, чтобы понять, вечен ли космос или нет, существуют параллельные миры и т. д. Возможно, в будущем человечество сможет смотреть иначе на космос, и тогда появятся больше ответов на интересующие вопросы для человека о космосе.
Литература:
- Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: https://bigenc.ru/physics/text/2101733 (дата обращения: 22.03.21)
- Отец греческой математики [Электронный ресурс] URL: https://asteropa.ru/sistema-mira-kopernika/#nauchnaya-revolyuciya-nikolaya-kopernika (дата обращения: 22.03.2021)
- Космология Платона [Электронный ресурс] URL: https://sci.house/filosofiya-osnovi-scibook/kosmologiya-platona-20023.html (дата обращения: 22.03.21)
- От Пифагора к Платону становление образа Античного Космоса [Электронный ресурс] URL: https://2dip.su/рефераты/830386/ (дата обращения: 22.03.21)