Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 29.04.2021

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Чернышев, Д. И. Диагностика как неотъемлемая часть процесса разработки проекта антикризисного управления предприятием / Д. И. Чернышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 241-245. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80527/ (дата обращения: 15.11.2024).



Антикризисное управление организации — это сложная система управления предприятием, от которой во многом зависит вектор развития компании, так как сам по себе кризис может повлиять на множество различных факторов, в том числе экономических, политических, социальных.

Основой выживания любого предприятия является его конкурентоспособность. Выстраивание стратегии антикризисного управления способствует понимаю того, насколько успешно организация может бороться с кризисными ситуациями и с помощью каких методов предварительной диагностики возможно грамотно провести антикризисную политику, сохранив конкурентоспособность предприятия.

Диагностика экономического состояния предприятия чрезвычайно — масштабная задача. Наличие конкретной цели ограничивает ее и делает практически разрешимой. В этом случае диагностика экономического состояния предприятия становится одним из этапов разработки и реализации стратегии предприятия, и цели такой диагностики привязываются к конкретным вопросам стратегического планирования, которое направлено на его устойчивое развитие.

Ключевые слова: диагностика, антикризисное управление, методы, инструменты, механизмы.

Заблаговременный анализ или же диагностика кризисов в организации — это объединение методов, каждый из которых направлен на обнаружение проблем и уязвимых мест, которые являются причинами плачевного финансового состояния, а также других отрицательных показателей предпринимательской деятельности организации. На рисунке 1 представлена диагностика как элемент системы при антикризисном управлении.

Диагностика как элемент антикризисного управления

Рис. 1. Диагностика как элемент антикризисного управления

Ключевым этапом при проведении диагностики является выборка информации. Это связано с трудоёмкостью получения этой информации, стоимостью различных исследований, затраченным временем на поиск, дальнейшая обработка и анализ данных. Информация не равноценна между собой. Качество и полезность некоторых исследуемых элементов превышают информативность иных данных.

Несомненно, предпочтения следует отдавать параметрам, имеющим динамический характер, а не тем, которые стабильны или медленно меняются.

С точки зрения определения кризисных ситуаций на предприятиях такой параметр, как, к примеру, величина стоимости основных фондов по количеству приносимой информации о состоянии организации значительно уступает такому параметру системы, как коэффициент ликвидности хозяйствующего субъекта. В задачах диагностики существенным является выбор наиболее информативных признаков для описания объекта

Диагностика рассматривается как [1, с 23]:

  1. Оценка деятельности организации с позиции управленческих решений;
  2. Выявление несоответствий в заданных параметрах в работающей на данный момент системе;
  3. Оценка функционирования предприятия в подвижной, изменяющейся внешней среде с целью предотвращения кризисов.

Выделяют несколько методов диагностики кризисных ситуаций, что представлено на рисунке 2.

Методы диагностики кризиса в организации

Рис. 2. Методы диагностики кризиса в организации

При диагностировании кризиса ситуаций используются такие инструменты как:

  1. Статистика;
  2. Моделирование;
  3. Прогнозирование;
  4. Эксперимент;
  5. Экспертиза;
  6. Маркетинговые исследования.

Все эти инструменты используются в зависимости от вида кризиса и степени выраженности данных явлений.

Для выявления кризисных ситуаций используется системы исследования предполагаемых изменений состояния организации с помощью признаков растущей угрозы. К видам показателей признаков нарастающей угрозы, которые принимают участие в выявлении возможных отрицательных тенденций, которые мешают осуществлению стратегических целей предприятия, относятся:

  1. Ухудшение показателей спроса на производимую организацией продукцию, падение покупательной способности населения, возрастание интереса целевой аудитории к продукции, которая производится компаниями-конкурентами;
  2. Усиление конкурентной борьбы. При этом существует опасность падения конкурентного статуса предприятия, возможность начала торговых или же ценовых войн;
  3. Невыгодные для предприятия изменения деятельности государственных или же властных структур: рост налоговых ставок и введение новых налогов, изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивое гражданское и коммерческое законодательство, возрастание контроля государства за колебаниями цен и работой предприятий в целом;
  4. Снижение качества технических ресурсов фирмы: физический износ средств технологического оснащения (СТО), эксплуатация морально устаревших СТО; использование некачественных материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособность продукции организации; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроля над потреблением энергии, что в итоге может привести к финансовым потерям;
  5. Падение качества параметров технологических ресурсов: недостаток потенциала для проведения систематических НИОКР; использование устаревших технологий, которые не могут позволить предприятию обновить поколение собственной продукции за один жизненный цикл, что приводит к падению эффективности;
  6. Неэффективная кадровая политика: ориентация работников на устаревшие методы решения проблем, излишняя уверенность в устаревшей технологии изготовления продукции, отсутствие вменяемой системы социальной, экологической и технической безопасности

Требуется очень тщательно заранее диагностировать, анализировать и управлять рисками. На начальном этапе всегда следует выявить возможное происхождение и причины кризиса на рынке или в организации. Далее следует определить степень риска, так как у предприятия должно быть понимание того, что при критическом уровне риска возникает проблема не только в малом количестве прибыли, но и с ростом затрат — вплоть до того, что их придётся возмещать за свой счёт. Самую большую опасность представляет катастрофический риск, при котором предприятие в принципе не способно справляться с пробелами, теряет всех или большую часть инвесторов, что в итоге приводит организацию к банкротству.

Для того чтобы уметь грамотно определять прямые риски для деятельности организации используются два основополагающих метода [2, с 110].

Самым популярным методом определения рисков в организации является статистический метод. При использовании данного метода рассматривается статистика возможных потерь и прибыли организации. Также формируется объём и частота экономической отдачи. Требуется составить прогноз на предполагаемое будущее. Экономическая отдача есть рентабельность и степень эффективного применения инвестиций. Экономическая отдача рассчитывается величиной прибыли на величину расходов, необходимых в таком количестве, чтобы это отдача появилась.

Также большой популярностью пользуется экспертный метод. При использовании данного метода создаётся команда экспертов. В неё могут войти различные независимые консультанты, привлечённые работники независимых аудиторских компаний, другие эксперты. Эта группа занимается тем, что устанавливает возможные причины возникновения кризиса на предприятии. В дальнейшем участники данной группы должны разработать возможные пути выхода из кризисной ситуации.

Чтобы грамотно оценить текущее состояние организации требуется использовать передовые инструменты анализа и диагностики. Выделяют следующие инструменты:

  1. Горизонтальный и вертикальный виды анализа;
  2. Расчет финансовых коэффициентов;
  3. Анализ ликвидности баланса.

Следует понимать, что оценка финансового состояния организации с помощью финансовых коэффициентов проводится по платежеспособности, рентабельности, финансовая устойчивости, деловой активности, ликвидности [3, с. 68].

Чтобы выделить основные тенденции к реструктуризации дебиторской и кредиторской задолженности следует провести тщательную диагностику. Начать следует с инвентаризации задолженности. В свою очередь она делится на текущую, просроченную и с дальнейшей выплатой штрафа. В дальнейшем для ликвидации задолженности организация должна в обязательном порядке провести анализ суммы требований и определённых средств, которыми на данный момент располагает предприятие. Следует составить прогноз по дальнейшему движению средств.

Использование методов диагностики состояния организации также позволяет определить конкретные причины попадания компании в зону банкротства. Данные причины могут быть общими, типовыми и специфическими.

Среди общих причин риска выделяют нижеперечисленные факторы:

  1. Сниженная конкурентоспособность продукции организаций, что может выражается в плохом соотношении характеристик товара и чрезмерно завышенной цены;
  2. Колеблющаяся и несвоевременная выручка;
  3. Малый удельный вес денежной составляющей в выручке от реализации продукции, что связанно с товарообменом между двумя организациями;
  4. Дебиторская задолженность перед государством за просроченные сроки оплаты заказанного товара или продукции;
  5. Излишние расходы по содержанию ведомственного жилого фонда, который остался в компании — это достаточно большая нагрузка на финансовую часть жизнедеятельности организации;
  6. Задолженность организаций перед корпорациями или монополистами в определённых областях, — в особенности в областях электроэнергии, газа, тепло- и водоснабжения;
  7. Переизбыток неиспользуемых в производстве помещений, расположенных на территории организации: сюда входят различные административные или бытовые помещения, которые пустуют из-за вынужденного сокращения производственных мощностей — они по своей сути превратились в ещё одну нагрузку на финансовое состояние компании.

Следует разобраться с определением механизма антикризисного управления. Это по своей сути совмещение взаимосвязанных элементов, которые работают так, чтобы кризисные ситуации можно было или вовремя находить и ликвидировать, или снижать полученный урон до определённого минимума.

Этот механизм состоит из перечня определённых наиболее важных элементов, куда входят:

  1. Анализ направленности организации;
  2. Продвижение организации на рынке;
  3. Структура менеджмента организации;
  4. Кадровая политика организации;
  5. Финансовая политика организации;
  6. Антикризисная политика организации;
  7. Антикризисное прогнозирование;
  8. Ликвидированные организации.

Все эти элементы жизненно необходимо учитывать и использовать и что самое главное — различать. Во время самого антикризисного управления очень легко пойти по неверному пути из-за того, что были перепутаны элементы совершенно разных принципов. В целом весь механизм диагностики в антикризисном управлении должен быть логически связан, грамотно построен и иметь под собой базу в виде определённых положений. В приоритете должен быть использован системный подход, должны учитываться определённые закономерности и все противоречия в экономической сфере деятельности [4, с. 223].

Примером диагностики и анализа может выступить АО «Средне-Невский судостроительный завод». Основная проблема организации заключается в его узкой специализации, рассчитанной на строительство военных кораблей противоминной обороны спусковым весом до 800 тонн и размерами, не превышающими по длине 85 метров и по ширине 12 метров. Проблема усугубляется сравнительно малым количеством заказов на строительство данных кораблей от ВМФ России и очень малым объемом предложений на такие суда от гражданского флота.

С помощью диагностики можно определить группу рисков, которые оказывают влияние на предприятие. В данную группу входят:

  1. Финансовые риски
  2. Экономические риски
  3. Правовые риски
  4. Риски, связанные с закупочной деятельностью

Следует определиться с тем, на что каждая из групп, приведённых в списке, может в дальнейшем повлиять.

Под финансовым риском предприятия понимается возможность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода и капитала в ситуации неопределенности условий осуществления его финансовой деятельности.

Финансовые риски, оказывающие влияние на АО «СНСЗ», могут иметь такие последствия как:

  1. Потеря прибыли;
  2. Повышение кредиторской задолженности перед поставщиками, подрядчиками и исполнителями;
  3. Потеря предусматриваемого дохода, в частности активов АО «СНСЗ» (основных средств, запасов товарно-материальных ценностей).

Экономические риски — это те риски, которые относится к будущим контрактным сделкам. Экономические риски имеют долгосрочный характер, связанный с перспективным развитием. [5, с. 96]

Конкретно для АО «СНСЗ» экономические риски выражаются через:

  1. Снижение финансового результата, сокращение возможностей развития, реконструкции производственных мощностей;
  2. Отсутствие достаточного авансирования исполнителей, снижение финансового результата;
  3. Срыв срока исполнения ГК.

Правовые риски — это текущий или будущий риск потери дохода, капитала или возникновения убытков в связи с нарушениями или несоответствием внутренним и внешним правовым нормам, таким как законы, подзаконные акты регуляторов, правила, регламенты, предписания, учредительные документы. В России правовые риски приобретают особое значение, так как в силу сравнительно короткой истории существования рыночной экономики в законодательстве по-прежнему бывают пробелы в нормативной базе.

Правовые риски на предприятии грозят привлечением к ответственности за невыполненные государственные заказы.

Рисками в закупочной деятельности организации могут повлиять на:

  1. Неполучение предполагаемой экономии в процессе осуществления закупок;
  2. Повышение риска административного правонарушения при осуществлении процедуры определения поставщика;
  3. Повышение риска затруднения решения текущих задач и, как следствие, недостижение цели деятельности учреждения в виду отсутствия либо недопустимого уровня качества необходимых товаров, работ, услуг;
  4. Несвоевременная поставка товаров, несвоевременное выполнение работ, оказание услуг.
  5. Несвоевременное проведение закупочных процедур, приобретение продукции ненадлежащего качества.

С финансовой точки зрения, исходя из проведённой диагностики, при подобных рисках рекомендуется привлекать кредитные средства у уполномоченных банков. Предприятию следует минимизировать возможных ущерб от рисков с помощью фиксирования цен в национальной валюте при закупке импортных товаров. Следует активнее сотрудничать со страховыми компаниями. На данном этапе развития предприятия это можно сделать за счет временного отказа от внешних социальных и других программ предприятия, финансируемых за счет его прибыли.

В дальнейшем финансовая стабильность (равновесие) в длительном периоде можно обеспечить такими мерами как использование эффективных материальных ресурсов для снижения себестоимости, повышение качества продукции, ускорением оборачиваемости оборотных активов.

С экономической точки зрения необходимо составить перечень исполнителей с подтверждением согласия от исполнителей на выполнение работ в соответствии Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Возможно, потребуется исключить отказ поставщиков от заключения договора.

Антикризисное управление отличается от обычного управления благодаря тому, что базируется на нескольких основополагающих принципах — это и принцип ранней диагностики, и быстрого реагирования, разумное управление во время кризиса, нахождение всех факторов риска и способность находить пути выхода из кризисных ситуаций.

Опираясь на проведённое исследование, можно сделать вывод о том, что диагностика это как систематический процесс анализа деятельности предприятия с точки зрения повышения эффективности, так и процесс поиска и предотвращения развития определённых отклонений в существующих параметрах системы, которая динамично изменяется и развивается во внешней среде из-за влияния кризисных явлений.

Диагностика как метод является отличным способом грамотно начать антикризисное управление на предприятии. Диагностирование позволяет не только проанализировать, заранее найти и исправить определённые кризисные ситуации, но и определить риски, определиться с конкретным методом решения проблем и в целом запустить весь комплекс мер борьбы с кризисными ситуациями.

Литература:

  1. Сидорович, А. В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории / А. В. Сидорович. М.: Академия, 2016. 82 с.
  2. Васин, С., Шутов В. С. Антикризисное управление Уч. пос. / С. Васин, В. С. Шутов. —: Инфра-М, 2017. — 272 c
  3. Иванова, Т. Ю. Теория организации / Т. Ю. Иванова. М.: Академия, 2018. 151 с.
  4. Турчаева, И. Н. Учет, отчетность и анализ в условиях антикризисного управления / И. Н. Турчаева, Н. А. Кокорев, Л. И. Хоружий. —: Инфра-М, 2019. — 308 c.
  5. Худякова, Е. Г. Особенности борьбы с рисками / Е. Г. Худякова. М.: Академия, 2017. 125 с.
Основные термины (генерируются автоматически): антикризисное управление, риск, предприятие, диагностик, ситуация, экономическая отдача, кредиторская задолженность, финансовый результат, экономическое состояние предприятия, элемент.


Похожие статьи

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Инновационное стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая развития организации

Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем сам...

Теоретические аспекты финансовой устойчивости как ключевого критерия финансового состояния предприятия

Одним из основных методов оценки функционирования предприятия на предмет стабильности является анализ финансовой устойчивости. Причем, как сегодня, так и с учетом дальнейшего развития. Для обеспечения постоянного и бесперебойного процесса производст...

К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия

В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет пристальное внимание вопросу обеспечения...

Принципы и виды маркетинговых стратегий предприятий ресторанного бизнеса

Исследование теоретических и практических основ экономического развития торговой отрасли показало, что существует проблема развития маркетинговых стратегий предприятия. В тоже время большинство анализов помогли выявить один из главных факторов, котор...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия

Существует множество работ различных авторов, посвященных исследованию стратегий, в которых по-разному трактуется понятие стратегии. Например, И. О. Энджел (английский экономист) считает стратегией любое явление, которое оказывает длительное воздейст...

Анализ существующего программного обеспечения для автоматизации работы предприятия

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса предприятий. Департаменты информационных технологий переходят из роли глубокого сопровождения в статус партнеров, способных предоставит...

Похожие статьи

Разработка стратегий управления изменениями в развитии строительной организации

В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды,...

Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, котор...

Инновационное стратегическое планирование как неотъемлемая составляющая развития организации

Фактор времени становится все более важным в бизнес-процессах. Вовремя принятое инновационное решение не только повышает конкурентоспособность, привлекательность компании для потребителя, но и расширяет долю рынка и влияние компании на рынке, тем сам...

Теоретические аспекты финансовой устойчивости как ключевого критерия финансового состояния предприятия

Одним из основных методов оценки функционирования предприятия на предмет стабильности является анализ финансовой устойчивости. Причем, как сегодня, так и с учетом дальнейшего развития. Для обеспечения постоянного и бесперебойного процесса производст...

К вопросу об экономической оценке уровня экономической безопасности предприятия

В связи с усложнившейся экономической ситуацией на международной арене, нестабильностью внешних экономических связей между странами и отдельными предприятиями, все большее число экономических субъектов уделяет пристальное внимание вопросу обеспечения...

Принципы и виды маркетинговых стратегий предприятий ресторанного бизнеса

Исследование теоретических и практических основ экономического развития торговой отрасли показало, что существует проблема развития маркетинговых стратегий предприятия. В тоже время большинство анализов помогли выявить один из главных факторов, котор...

Рекрутинг как важнейший этап в системе управления персоналом

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях развивающейся рыночной экономики в России эффективность деятельности предприятий зависит от качества человеческих ресурсов, поэтому технологии рекрутинга имеют серьезное влияние на достижение к...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия

Существует множество работ различных авторов, посвященных исследованию стратегий, в которых по-разному трактуется понятие стратегии. Например, И. О. Энджел (английский экономист) считает стратегией любое явление, которое оказывает длительное воздейст...

Анализ существующего программного обеспечения для автоматизации работы предприятия

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса предприятий. Департаменты информационных технологий переходят из роли глубокого сопровождения в статус партнеров, способных предоставит...

Задать вопрос