В данной статье изложены основные аспекты задержки речевого развития, ее формы, диагностические критерии и основные методы коррекции данной патологии.
Ключевые слова: задержка речевого развития, логопедия, психология, ранний возраст.
Речевая функция является базовой для успешного и полноценного развития мышления ребенка, восприятия и интеллекта в целом, из этого следует, что нарушения формирования речевой системы ребенка неизбежно влечет нарушения мышления, обобщения, перцепции и является катализатором для возникновения поведенческих отклонений.
Задержка речевого развития — достаточно распространённое среди детей раннего возраста явление. Нередко родители и даже педагоги не подозревают, что у ребенка возникли затруднения в освоении родного языка, что приводит к серьезным проблемам в речевом и психическом развитии ребенка. Поэтому очень важно знать первые признаки задержки речевого развития, такие как позднее возникновение лепета, сильное недоразвитие речи и ее специфичность, в частности грамматического строя языка, критичные нарушения фонетической стороны речи, такие дети трудно вступают в контакт, у них скудный словарный запас, дети нередко излишне застенчивы, могут испытывать негативные эмоции, связанные с процессом овладения письменной речью.
В научных трудах Л. С. Выготского и И. П Павлова есть подробная информация, касающаяся высоких компенсаторных возможностей развития мозга ребенка, что дает возможность использования высокой пластичности детского мозга в коррекционно-развивающей деятельности.
В разное время изучением данной проблематики занимались такие выдающиеся отечественные ученые как А. Н Гвоздева, Н. С Жукова, Е.Ф Архипова, Е.В Воробьева, Л. М Козырева и многие другие.
Данное нарушение характеризуется, как отклонение речи говорящего от нормы развития, принятой в данной языковой среде, как правило, основной причиной являются нарушения в психо-физиологических механизмах речевой деятельности по различным причинам. [3]
В современной литературе задержка речевого развития подразделяется на первичную и вторичную.
Первичная задержка речевого развития формируется при органических поражениях головного мозга или при нарушении функций головного мозга в силу различных причин, к ним относят так же генетические заболевания такие как: синдром Дауна, болезнь Метля, синдром кошачьего крика, синдром Шерешевского — Тернера и прочие.
Вторичная задержка возникает, в большинстве случаев, на фоне первично не поврежденного головного мозга, а вследствие тяжелых соматических заболеваний, таких как порок сердца, бронхиальная астма и т. д. Как правило, подобный вариант дизонтогенеза носит системный характер и имеет неравномерное развитие.
Основная трудность при диагностике данной патологии заключается в том, что задержка речевого развития формируется зачастую у ребенка без диагностированных неврологических проблем с нормальным перинатальным анамнезом, без нарушений слуха и зрения. Ребенок воспитывается в благополучной, полной семье, где у членов семьи нет речевых нарушений. В целом ребенок может быть способен общаться, однако речь нарушена в той или иной степени.
При диагностике задержки речевого развития следует придерживаться определенных критериев, которые помогут сформировать наиболее правильное заключение и в дальнейшем помогут в построении стратегии коррекционно-развивающих мероприятий, что благотворно отразится на динамике преодоления дефекта.
Первым и наиболее важным является критерий — тяжесть (степень тяжести патологических процессов), затем течение (есть ли существенные перепады в развитии, так называемое волнообразное течение), тип (есть ли органическая патология, или имеет место быть соматогенная задержка речевого развития, вследствие так называемых тяжелых соматических заболеваний), сопутствующие проблемы (различные девиации поведения, нарушения мышления, восприятия и других когнитивных функций). Так же существует трудность в дифференциальной диагностике задержки речевого развития и умственной отсталости, однако, следует помнить, что при умственной отсталости речевая функция нарушена в равной степени с другими высшими психическими функциями.
Коррекционная работа строиться исходя из формы задержки речевого развития и ведется сразу по нескольким направлениям. Медикаментозная терапия предполагает использование ноотроопных препаратов, таких как кортексин, актовегин, церебролизин и др., однако терапия ноотропными или иными препаратами производится строго после консультации и назначения неврологом, психиатром. Безусловно комбинирование медикаментозного и педагогического воздействия ведет к повышению эффективности коррекционного воздействия.
Педагогическое воздействие предполагает всестороннее развитие ребенка, широко используется арт-терапия, музтерапия, методы предметно-сенсорного воздействия, различные методы развития мелкой и крупной моторики, логоритмика, развитие речевой функции, устранение аграмматизмов. Широко используются различные дидактические игры, в частности предметная и сюжетно-ролевая игра, подобные игры позволяют организовать совместную с педагогом деятельность и позволяют получить максимальный результат.
Основные методы:
1) Информационно-рецептивный — данный метод используется как в индивидуальной, так и в совместной с педагогом практике;
2) Репродуктивный метод подразумевает различные виды пальчиковой гимнастики, заучивание коротких стишков — потешек, выполнение несложных заданий по заданному образцу;
3) Проблемный метод основан на закреплении пройденного материала, например по средствам различных дидактических игр, закреплении нормативного звукопроизношения (например по средствам логопедического лото),дыхательная гимнастика, актуализация жестовой речи ребенка.
Все занятия проводятся регулярно, последовательно и подбираются индивидуально каждому ребенку с учетом его потребностей и степени тяжести протекания и сопутствующих патологий.
Таким образом, из всего вышеописанного следует сделать закономерный вывод, что задержка речевого развития это сложная, многогранная и порой весьма трудно выявляемая патология, характеризующаяся стойким недоразвитием речевой функции, при сохранном интеллекте, слухе и зрении. Вся коррекционная деятельность должна соответствовать возрастным нормам, степени тяжести и течения патологии, весь методический и дидактический материал должен быть подобран исходя из типа задержки речевого развития, а также сопутствующих патологий.
Литература:
- Е.Ф. Архипова. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. Пособие — М.:АСТ: Астрель, 2007.
- Н.Л Белопольская. Детская патопсихология. Хрестоматия. — М.: Когито-Центр, 2010.
- Л. С Выготский. Мышление и речь.- Спб.: Питер, 2017.
- А.С. Матвеева. Учусь говорить. Развитие речи.3- 4 года. — М.:АСТ, 2016.
- И.А. Скворцова. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М.: МЕД.пресс информ, 2013.
- Н. М Трофимова. Основы специальной педагогики и психологии. Учебное пособие — Спб.: Питер, 2010.