Успешность сдачи сессии и копинг-стратегии студентов при разных форматах обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 30.04.2021

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Каюмова, А. А. Успешность сдачи сессии и копинг-стратегии студентов при разных форматах обучения / А. А. Каюмова, Ш. А. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 492-495. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80567/ (дата обращения: 19.12.2024).



Работа посвящена изучению копинг-стратегий у студентов в виртуальной среде (онлайн-обучении) и оффлайн-обучении. Мы предполагаем, что копинг-стратегии студентов будут различаться в зависимости от формата обучения.

Ключевые слова: копинг стратегии, экзаменационный стресс, виртуальная реальность, успешность обучения, онлайн обучение.

Актуальность. В марте 2020 года был объявлен масштабный карантин в связи с пандемией COVID-19. И с этой даты вся деятельность университета перешла в виртуальную среду, в основном платформу ZOOM. И на сегодня учеба в условиях онлайн режима является на данный момент обычной реальностью большого количества людей. Наше исследование направлено на сравнение выявление наиболее успешных стратегий копинга в связи в условиях зимней сессии. Как отражается условие обучения в онлайн режиме на отношение к среде, деятельности и людям в целом? Является ли онлайн режим особенностью, которая влияет на выбор определенного способа совладания со стрессом, отраженным в чертах и копинг стратегиях личности или же этот выбор продиктован необходимостью поиска новых моделей поведения? Ответ на эти вопросы является наиболее актуальным для понимания отношения людей к онлайн режиму обучения и выявления эффективных и неадаптивных копинг-стратегий.

Среда современного человека наполнена разными стрессорами, что характерно для цифровой эпохи. И одним из таких стрессоров является информационный стресс, который проявляется в разных видах и усилен онлайн обучением. К примеру, экзаменационный стресс у студентов вуза. Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. [1]. Экзаменационный стресс или экзаменационный нервоз — это информационная перегрузка и частная форма психического стресса при подготовке к экзамену или зачету во время запоминания большого объема учебного материала, часто приводящая к экзаменационному нервозу [3]. Последствиями экзаменационного невроза могут быть нарушения функций вегетативной нервной системы, нарушение процесса обмена веществ и гомеостаза, нарушение цикла сна, быстрая утомляемость [2].

Проблема исследования. Виртуальная среда дает определенные преимущества в обучении (экономия средств и времени на транспорте, экономия времени), но вместе с этим у него есть ограничения (часовые пояса) и недостатки (отсутствие личного контакта, сенсорная депривация, соединение с Интернетом, отключение света, сложность разделения времени между учебой и реальной жизни). Проблемой нашего исследования ставится вопрос какая из применяемых студентов копинг-стратегий в период экзаменационного стресса является эффективной в виртуальной среде.

Предмет: исследование копинг-стратегий применяемых студентов в период экзаменационного стресса.

Цель: сравнить копинг- стратегии и успешность обучения при разных форматах обучения.

Выборка: 50 студентов факультетов Психологии и ПМиИ от 2ого курса до 4 курса, которые только закрыли сессию.

Методы: опрос, анкета

Студентов спрашивали объективную успешность сдачи зимний сессии при оннлайн- и оффлайн-обучении. Сравниваем копинг-стратегии, использованные в реальности и в виртуальной среде.

Методика: адаптированная русскоязычная версия методики «Ways of coping questionnaire», «Опросник способов копинга» Е. В. Битюцкой.

Шкалы методики:

  1. Планомерное решение проблемы — усилия, направленные на изменение ситуации и включающие как когнитивные способы (сосредоточение, анализ ситуации, поиск решения, планирование), так и поведенческие стратегии (активные действия с целью преобразовать ситуацию, реализация плана).
  2. Обращение за поддержкой к социальному окружению — способы решения проблемы с помощью других людей, использование социальных связей.
  3. Положительная переоценка ситуации — усилия, направленные на изменение отношения к ситуации, создание положительного субъективного образа события, сосредоточение на своем личностном росте.
  4. Противостояние (конфронтативный копинг) — активная стратегия, описывающая столкновение позиций, активное сопротивление ситуации.
  5. Самоконтроль — усилия человека по сдерживанию чувств и эмоций, стремление не показывать своих переживаний, контролировать их проявление.
  6. Самообвинение предполагает, что субъект берет на себя ответственность за сложившуюся ситуацию.
  7. Фантазирование и надежда на внешние силы (пассивный копинг) — уход в мечты, перекладывание ответственности за происходящее на внешние силы: судьбу, высшие силы, чудо.
  8. Дистанцирование — защитный способ, при котором человек пытается забыть ситуацию, уменьшить её значение.
  9. Уход от ситуации (или отвлечение) — способы, направленные на избегание проблемы.

Анализ собранных данных

Многие наши шкалы имеют ненормальное распределение. Следовательно, при дальнейшем анализе данных мы будем использовать непараметрические данные.

Показатель альфа Кронбаха показать высокие показатели. Мы оставляем все пункты шкал и все шкалы согласованы.

Для построения полной картины виртуально и онлайн обучения предоставим вам успешность сдачи сессии онлайн и оффлайн форматах. Средняя оценка при онлайн формате сдачи сессии — 4,27, оффлайн — 4,51. При онлайн сдачи 14 студентов получили больше «Удовлетворительных» оценок, при оффлайн — 4. При онлайн сдачи 6 студентов получили оценку «Хорошо», при оффлайн — 16.

Успешность сдачи сессии при онлайн обучении.

Рис.1. Успешность сдачи сессии при онлайн обучении.

Успешность сдачи сессии при оффлайн обучении

Рис. 2. Успешность сдачи сессии при оффлайн обучении

У нас одни и те же студенты, которые сравнивали свои ощущения и показатели успешности обучения при онлайн- и оффлайн-обучении. Поэтому мы используем непараметрический тест Вилкиксона для связанных выборок.

По результатам данного теста мы обнаружили значимую разницу между несколькими шкалами онлайн и оффлайн обучения: Социальная поддержка (ранг больше в офф-формате), Позитивная переоценка (ранг больше в он-формате), Самообвинение (ранг больше в офф-формате), Фантазирование (ранг больше в он-формате), Дистанцирование (ранг больше в он-формате).

Мы так же проверили с помощью корреляции Спирмена между показателями успешности сессии при онлайн и офлайн обучении с выбором студентов на вопросы «В каком формате было легче готовиться к экзаменам?» и «В каком формате было легче сдавать экзамен?». Связи не обнаружено между показателями подготовки к экзаменам и успешности сдачи онлайн и оффлайн сессии. Между показателя сдачи экзамена и оффлайн-обучения обнаружена прямая значимая, но слабая связь (p=0,533; r=0,091). Между показателя сдачи экзамена и онлайн-успешностью обнаружена обратная сильная и значимая связь (p=0,235; r= -1,173).

Интерпретация полученных данных

Копинг-стратегия «планомерное решение проблем» значимой разницы при онлайн и оффлайн обучении не было найдено. Те студенты, которые используют рациональные когнитивные стили и поведенческие стратегии на изменение ситуации, могут одинаково успешно справиться со сдачей сессии при любом формате обучения.

Копинг-стратегия «обращение за поддержкой к социальному окружению» Больше применяется при оффлайн формате обучения, где есть реальный контакт с вторым человеком на нескольких модальностях. При лично встречи студенты могут передавать сообщения развернуто и получать более полную обратную связь. Скорее всего эффект общения, что человека услышали, посочувствовали, выговориться и передать свои переживания получается лучше при живом общении, чем при виртуальном. Хотя студент может в любое рабочее время написать вопрос и целью получения важной информации преподавателя, ответ будет получен отсроченно (имеет место и разница часовых поясов, и разных графика работы, и обучения студентов и преподавателя), когда при живом общении преподавателя можно «поймать» на кафедре.

Копинг-стратегия «положительная переоценка ситуации» больше применяется при виртуальном обучении. Используя эту копинг-стратегию, студенты изменяют свое отношение к ситуации и создают положительный субъективный образ события, который хорошо реализуется для удаленного формата обучения. Студент может не учесть некоторые объективные факторы, которые могут ему помешать сдать успешно сессию — отключение электроэнергии, плохое соединение с Интернетом и т. д. Не чувствуется напряженная атмосфера экзамена, накручиваемая другими студентами. Возможно, что ощущения ожидания перед дверью экзаменационного кабинета намного слабее, студент чувствует родные стены дома, что придает ему большую уверенность в себе.

Копинг-поведение «противостояние» показывает одинаковый результат при любом формате обучения. Эта стратегия, предполагающая активное сопротивление ситуации, может осуществляться при разных условиях одинаково хорошо. К примеру, можно отключить уведомления в необходимых группах в социальных сетях и даже архивировать их в Телеграме. Такие поведенческие аспекты позволяют вне зависимости от онлайн- или оффлайн-режима использовать данную копинг-стратегию, и эффективность будет так же примерно одинаковой.

«Самоконтроль» также применяется и в онлайн- и оффлайн-обучении. Студенты в обоих форматах обучения могут критиковать себя и попытаться сгладить сложившуюся ситуацию.

Копинг-стратегия «самообвинение» больше применяется при онлайн обучении. Учитывая, что большая ответственность при онлайн обучении лежит на студентах, применение этой стратегии копинга с некоторой стороны оправдано и ожидаемо.

«Фантазирование и надежда на внешние силы» как копинг стратегия показывает больший результат при офлайн-формате. Как пассивный копинг, возможно, что студент надеется на возникновение форс-мажорных обстоятельств, которые будут мешать проведению экзамена или зачета или на поблажки для дистанционного обучения.

Возможно, по схожим обстоятельствам срабатывает и защитная копинг-поведение «дистанцирование». У студента есть возможность подключиться к конференции, выключить камеру и звук и заниматься «своими» посторонними делами. Это сильно снижает эмоциональное напряжение и в случаях стрессовых ситуаций так же является эффективным, но не очень практичным способом справляться с обстоятельствами.

Копинг-поведение «уход от ситуации» одинаково применяются в двух форматах обучения. Студент может одинаково хорошо переключать внимание возможно на еду, сон, развлечения и при дистанционном формате, и при очном формате обучения. Однако данная копинг-стратегия, конечно, наиболее максимально легко используема в условиях онлайн-формата обучения, т. к. в оффлайн-формате в живой аудитории отвлечься на еду или какие-то сторонние вещи будет сложно с учетом регламента проведения обучения.

Для студентов имеет значение формат сдачи экзамена. При оффлайн-сдаче экзамена студенты лучше закрывают сессию. В этой ситуации есть больше факторов, которые влияют на оценку студента на зачёте или экзамене: подготовить аудиторию, поднять настроение преподавателю юмором, получить поддержку сокурсников и т. д. Что помогает студенту лучше раскрыть свой потенциал и показать свои знания.

Также по количеству полученных оценок «удовлетворительно» видно, что их количество меньше при онлайн-обучении. В традиционном формате преподавателю легче осуществлять контроль над усвоением знаний студентами.

Заключение

Любой человек развивается в отношениях с кем-то. Даже в обучении, реальный контакт с преподавателем показывает лучшие результаты по успешности сдачи сессии. Применение копинга «социальная поддержка», которая является самой ресурсной, тоже лучше осуществляется при оффлайн-формате. С учетом карантина и пандемии дистанционное обучение является хорошим вариантом, который требует доработки в вопросах осуществления контроля, включенности студентов и преподавателей в учебный процесс, какая платформа лучше подходит для этого, как можно компенсировать отключение света или плохое интернет-соединение?

Закончить нашу работу хотелось бы сточками из стихотворения Эдуарда Асадова: «Человеку нужен человек, а душе нужна душа».

Литература:

  1. Битюцкая, Е. В. Опросник способов копинга: методическое пособие. М.: ИИУ МГОУ, 2015. — 80 c.
  2. Киселева Е. В.; Акутина С. П., «Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия», Журнал «Молодой учёный». № 6 (140) Педагогика. Февраль, 2017.
  3. Пряничникова Ю. Х., Экзаменационный стресс и его профилактика// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. Науч. Конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 184–186.
  4. Щербатых Ю. В., Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, формат обучения, онлайн обучение, виртуальная среда, экзаменационный стресс, успешность сдачи сессии, онлайн, онлайн режим, ситуация, стратегия.


Похожие статьи

Эффективность использования интерактивных методов обучения

Исследование оценивает влияние инновационных методов обучения на современное образование. Анализируются результаты внедрения интерактивных технологий, виртуальных лабораторий и онлайн-платформ на активность студентов и развитие критического мышления....

WebQuest как метод обучения студентов колледжа основам безопасности жизнедеятельности

В статье представлен WebQuest как особый метод обучения, ориентированный на высокий уровень активности студента. WebQuest позволяет не только формировать предметные знания. В процессе реализации WebQuest реализуется активное взаимодействие участников...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Интеллектуальный анализ данных и бизнес-аналитика в 2024 году

В статье автор рассматривает современные технологии интеллектуального анализа данных и бизнес-аналитики, их роль в повышении эффективности бизнес-процессов, а также российские платформы для интеграции данных.

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

Использование реальных экономических кейсов в обучении

В статье автор пытается обозначить основные методы выбора и адаптации кейсов, преимущества кейсов, а также анализирует преимущества и ограничения этого подхода с точки зрения студентов и преподавателей.

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости

В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уде...

Похожие статьи

Эффективность использования интерактивных методов обучения

Исследование оценивает влияние инновационных методов обучения на современное образование. Анализируются результаты внедрения интерактивных технологий, виртуальных лабораторий и онлайн-платформ на активность студентов и развитие критического мышления....

WebQuest как метод обучения студентов колледжа основам безопасности жизнедеятельности

В статье представлен WebQuest как особый метод обучения, ориентированный на высокий уровень активности студента. WebQuest позволяет не только формировать предметные знания. В процессе реализации WebQuest реализуется активное взаимодействие участников...

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь с копинг-стратегиями

В статье представлено исследование эмоциональной устойчивости у студентов и ее взаимосвязь с копинг-стратегиями. Обоснована актуальность развития эмоциональной устойчивости на этапе получения образования в вузе, в частности, с помощью обучения студен...

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Интеллектуальный анализ данных и бизнес-аналитика в 2024 году

В статье автор рассматривает современные технологии интеллектуального анализа данных и бизнес-аналитики, их роль в повышении эффективности бизнес-процессов, а также российские платформы для интеграции данных.

Инновационные методы обучения: новые подходы к образованию

В статье авторы исследуют инновационные подходы в образовательном процессе.

Использование реальных экономических кейсов в обучении

В статье автор пытается обозначить основные методы выбора и адаптации кейсов, преимущества кейсов, а также анализирует преимущества и ограничения этого подхода с точки зрения студентов и преподавателей.

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Применение нейрогаджетов в тренингах развития эмоционального интеллекта

В статье авторы пытаются оценить нейрогаджет как средство развития эмоционального интеллекта.

Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости

В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уде...

Задать вопрос