В настоящей статье рассматриваются предусмотренные действующим законодательством юридические основания и формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве по делам о защите трудовых прав граждан. Раскрывается содержание деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве по делам о защите трудовых прав граждан. Акцентируется внимание на недостаточной разработанности понятийного аппарата института участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан. Вносятся предложения, направленные на совершенствование понятийного аппарата института участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан. Вносятся предложения об изменении правовых положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова : прокурор, прокурорский надзор, заключение прокурора, участие прокурора в гражданском судопроизводстве, трудовые права граждан, защита трудовых прав граждан.
This article examines the legal grounds and forms of participation of the prosecutor in civil proceedings in cases of protection of the labor rights of citizens provided for by the current legislation. The content of the prosecutor's activity in civil proceedings in cases of protection of the labor rights of citizens is revealed. Attention is focused on the insufficient elaboration of the conceptual apparatus of the institution of the participation of the prosecutor in civil proceedings to protect the labor rights of citizens. Proposals are made aimed at improving the conceptual apparatus of the institution of the participation of the prosecutor in civil proceedings to protect the labor rights of citizens. Proposals are being made to amend the legal provisions of Article 392 of the Labor Code of the Russian Federation.
Key words: prosecutor, prosecutor's supervision, prosecutor's conclusion, prosecutor's participation in civil proceedings, labor rights of citizens, protection of labor rights of citizens.
В условиях современной отечественной правовой действительности достаточно часто допускаются многочисленные нарушения трудовых прав граждан. Подтверждением высказанной позиции служат статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Так, в период с января по август 2020 года было выявлено 224145 нарушений в сфере оплаты труда, направлено в суды 107165 исковых заявлений в суд, внесено 22 568 представлений, к дисциплинарной ответственности было привлечено 13781 должностное лицо. На основании постановления прокурора было привлечено к административной ответственности 15 162 лица, направлено в суд 772 материала для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 663 уголовных дела [6].
В условиях реализации мер, направленных на предотвращение распространения пандемии COVID-19 особое внимание должностных лиц органов прокуратуры отводится надзору за соблюдением трудовых прав граждан. Причиной подобного положения дел служит то, что нередко введенный режим самоизоляции используется недобросовестными работодателями как повод не производить работникам выплату заработной платы, а во многих правовых ситуациях, в качестве повода для их увольнения.
Каждому факту допущенного нарушения трудовых прав работников дается принципиальная правовая оценка. Объект надзора должностных лиц органов прокуратуры образуют деятельность центров занятости, государственных трудовых инспекций и службы судебных приставов, а также вопросы соблюдения техники безопасности на производстве.
Реализуя комплекс полномочий по защите трудовых прав граждан, прокурор вправе обращаться в суд с исковым заявлением, инициируя тем самым гражданское судопроизводство в защиту трудовых прав конкретного работника, обратившегося в прокуратуру и выступая в судопроизводстве в качестве истца. При этом на прокурора возлагается обязанность представить в суд заявление гражданина о защите его нарушенных прав в судебном порядке. Заявление, направленное в адрес прокурора должно содержать сведения об исковых требованиях (о восстановлении на работе, о компенсации морального вреда и пр.).
В ст. 392 ТК РФ регламентируются сроки обращения с заявлением в суд, но не устанавливаются сроки предшествующего ему обращения в контрольно-надзорные органы. Приведенные обстоятельства неоднократно становились предметом обсуждения в научных кругах, поскольку наличие обозначенного законодательного пробела может служить причиной злоупотребления правом [9].
Для решения обозначенной проблемы, применительно к объекту настоящего исследования, считаем необходимым дополнить ст. 392 ТК РФ, предусмотрев в ней сроки обращения граждан в прокуратуру.
С учетом приведенных обстоятельств, вносится предложение дополнить ст. 392 ТК РФ частью 2.1. изложив ее в следующей редакции:
«Прокурор вправе обратиться в суд, за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев с момента получения жалобы гражданина, чьи трудовые права были нарушены или иной информации о нарушении трудовых прав граждан.
По спорам об увольнении гражданина — в течение двух месяцев с момента получения жалобы гражданина.
Прокурор вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику в течение одного года с момента получения жалобы гражданина или иной информации о фактах невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работникам при увольнении».
Полагаем, что внесенное предложение позволит устранить существующий в настоящее время пробел в законодательстве, а равно будет способствовать более эффективной и упорядоченной реализации механизма обращения прокурора в суд с целью защиты трудовых прав граждан.
В качестве второй формы реализации прокурором полномочий по защите в гражданском судопроизводстве трудовых прав граждан выступает вступление прокурора в процесс, инициированный самим работником, либо работодателем для дачи заключения. Перечень дел обязательного участия прокурора закреплен в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ: о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.
В настоящее время в действующем законодательстве отсутствуют легальная дефиниция понятия «заключение прокурора», а также требования к форме и содержанию заключения.
ГПК РФ не содержит четких указаний относительно момента вступления прокурора в гражданское судопроизводство для дачи заключения.
С учетом приведенных обстоятельств, представляется справедливой точка зрения отдельных представителей гражданско-процессуальной доктрины, относительно того, что «прокурор имеет возможность вступить в процесс для дачи заключения по делу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, на стадии судебного разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу» [1; 3].
Как отмечалось ранее, отсутствие законодательных требований к форме заключения прокурора также является поводом для научных дискуссий. В научной литературе отмечается, что оно может быть составлено как в устной, так и в письменной форме [4, С. 24; 3, С. 7].
Так, по мнению О. В. Исаенковой и А. Н. Григорьева «письменное заключение, составленное до начала судебного разбирательства, позволяет определить позицию по делу, а прокурору надлежит излагать суду заключение устно, с занесением в протокол судебного заседания, если отложение разбирательства дела для составления письменного заключения может привести к затягиванию судопроизводства» [3, С. 6].
В научной литературе находят отражение и иные точки зрения. Так, по мнению ряда авторов, «все заключения прокурора должны быть в письменной форме» [1; 2; 7; 8; 10].
В подтверждение высказанной позиции С. Г. Бывальцева отмечает, что «при изложении заключения прокурора только в устной форме могут быть упущены существенные моменты, имеющие значение для дела. Кроме того, заключение может быть неточно отражено в протоколе» [1, С. 30].
В абз. 4 ч. 6 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» от 11 января 2021 № 2 отмечается, что «при рассмотрении дела по правилам упрощенного (письменного) производства, по которому участие прокурора является обязательным, прокурор обязан направлять в суд заключение в письменной форме» [5].
Полагаем, что в силу отсутствия прямого указания, во всех остальных случаях, заключение прокурора дается в устной форме.
Как отмечалось ранее, требования к содержанию заключения прокурора, также не установлены на законодательном уровне.
Представляется, что заключение прокурора должно отражать объективную и обоснованную правовую оценку спорной правовой ситуации, сформулированную в ходе непосредственного исследования в судебном разбирательстве доказательств, а также установленных с их помощью фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его разрешения.
Обобщая проанализированные научные подходы к трактовке понятия «заключение прокурора», представляется необходимым сформулировать авторское определение исследуемого понятия, применительно к объекту настоящего исследования, изложив его следующим образом:
«Заключение прокурора по делам о защите трудовых прав граждан — это выраженное в устной, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, письменной форме объективная и обоснованная правовая оценка спорной правовой ситуации, сформулированная в ходе непосредственного исследования в судебном разбирательстве доказательств, а также установленных с их помощью фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его разрешения».
Вступление прокурора в процесс для дачи заключения как форма его участия в гражданском судопроизводстве по делам о защите трудовых прав имеет своим назначением ориентирование суда на вынесение законного и обоснованного решения, чему способствует всестороннее и полное выяснение всех юридически значимых обстоятельств.
Согласно ст. 6 Приказа Генпрокуратуры России «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве»: «при выявлении в ходе судебного разбирательства нарушений закона обращаться к суду с ходатайством о вынесении частного определения в адрес соответствующей организации или должностного лица, допустивших такие нарушения» [5].
Таким образом, в настоящее время формами участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан являются: подача прокурором искового заявления в суд и непосредственное участие в его рассмотрении и разрешении на стороне истца, а также вступление в гражданский процесс для дачи заключения. Каждая из обозначенных форм доказала свою безусловную эффективность при осуществлении защиты трудовых прав граждан, вместе с тем, отдельные аспекты их процессуальной регламентации требуют уточнения.
При этом важно подчеркнуть, что независимо от формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве по делам о защите трудовых прав граждан, он всегда выступает в качестве процессуально самостоятельного представителя государства, от имени которого осуществляет надзор за соблюдением законности.
Подводя итог проведенному исследованию оснований и форм участия прокурора в гражданском судопроизводстве, в целях совершенствования, понятийного аппарата анализируемого правового института, сформулированы авторские трактовки следующих юридических категорий:
– деятельность прокурора по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве — это реализуемый в установленном законом порядке посредством участия в гражданском судопроизводстве комплекс полномочий прокурора, направленный на предупреждение и пресечение нарушений трудовых прав граждан, а равно восстановление нарушенных трудовых прав, возмещение причиненного ущерба и привлечение виновных лиц к ответственности;
– основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан представляют собой предусмотренные законом юридические предпосылки, обуславливающие необходимость инициирования прокурором гражданского судопроизводства вследствие выявленных нарушений трудовых прав граждан, а равно непосредственного участия в рассмотрении и разрешении заявленного иска;
– форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве по защите трудовых прав граждан — это реализуемая в установленном законом порядке в рамках гражданского судопроизводства юридическая модель исполнения прокурором возложенных на него полномочий по защите трудовых прав граждан;
– заключение прокурора по делам о защите трудовых прав граждан — это выраженное в устной, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством письменной форме объективная и обоснованная правовая оценка спорной правовой ситуации, сформулированная в ходе непосредственного исследования в судебном разбирательстве доказательств, а также установленных с их помощью фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для его разрешения.
Литература:
- Бывальцева С. Г. Заключение прокурора в гражданском процессе // Законность. 2010. № 5. С. 30–33.
- Гадиятова М. В. Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел судами: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 212 с.
- Исаенкова О. В., Григорьев А. Н. Участие прокурора в исковом производстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 3. С. 6–11.
- Кулакова В. Ю. Участие в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления. М., 2001. 206 с.
- «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве»: приказ Генпрокуратуры России от 11 января 2021 № 2 // СПС «Консультант Плюс». Документ опубликован не был.
- Основные результаты прокурорской деятельности за январь-август 2020 года. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1890772/ (дата обращения: 12.04.2021).
- Маслова Т. Н. Проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000. 193 с.
- Сергиенко А. А. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. 179 с.
- Смирнова О. В. Некоторые вопросы защиты прокурором трудовых прав граждан в гражданском процессе // Защита трудовых прав граждан средствами прокурорского надзора: теория и практика: сб. ст. / [ред. коллегия Н. В. Коваль, О. В. Смирнова]; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2018. С. 49–54.
- Фирсова О. А., Дицевич Я. Б. Проблемы участия прокурора в гражданском процессе. Исковая работа прокурора: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2007. 112 с.