Наши возможности и перспективы. Обзор деятельности кафедры теплофизики и технической физики Казахского национального университета имени аль-Фараби | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Томочаков, М. М. Наши возможности и перспективы. Обзор деятельности кафедры теплофизики и технической физики Казахского национального университета имени аль-Фараби / М. М. Томочаков, Альбина Мухамбетова, Л. К. Искакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80596/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы ведут обзор одной из сильнейших кафедр самого крупного университета Казахстана — Казахского национального университета имени Аль-Фараби, кафедры теплофизики и технической физики, физико-технического факультета.

Ключевые слова: кафедра, совместная образовательная программа, академическая мобильность

В настоящее время на кафедре работают 73 специалиста. Сотрудники кафедры являются высоко квалифицированными специалистами в областях:

  1. Теплофизики;
  2. Криофизики;
  3. Молекулярной физики;
  4. Гидроаэродинамики;
  5. Математического и компьютерного моделирования;
  6. Альтернативной энергетики;
  7. Экологии;
  8. Охраны труда;
  9. Стандартизации,
  10. Метрологии и сертификации и пр.

Большинство из сотрудников кафедры участвуют в научно-исследовательских проектах, работают в научно-экспериментальных лабораториях, участвуют в международных научно-исследовательских конференциях, также являются членами научных объединений стран СНГ и дальнего зарубежья. Важно отметить, что большинство новых разработок, научных исследований и изобретений учёных кафедры в дальнейшем регистрируются как патенты и внедряются в промышленность или в учебный процесс. На основе проведенных исследований публикуются научные статьи в международных журналах высокого квартиля, доклады на международных и республиканских научных конференциях.

Казахский Национальный Университет имени Аль-Фараби ведет деятельность по Болонскому процессу и обучает людей по трехступенчатой системе образования.

Ежегодно из кафедры выпускаются сотни квалифицированных специалистов различных академических степеней:

  1. Бакалавриата;
  2. Магистратуры;
  3. Докторантуры.

Всего на кафедре теплофизики и технической физики имеется 4 образовательные программы бакалавриата:

  1. Теплоэнергетика;
  2. Техническая физика;
  3. Стандартизация и сертификация (по отраслям);
  4. Физика.

9 образовательных программ магистратуры:

  1. Теплоэнергетика;
  2. Теплоэнергетика — Южно-Уральский Государственный Университет;
  3. Техническая физика;
  4. Техническая физика — Университет ИТМО;
  5. Техническая физика — Каунасский технологический университет;
  6. Техническая физика — Томский Политехнический Университет;
  7. Стандартизация и сертификация (по отраслям);
  8. Стандартизация и сертификация (по отраслям) — Университет ИТМО;
  9. Физика.

Пять из девяти образовательных программ ведется по совместной образовательной программе (СОП). О них подробно будет рассказано далее.

Также на кафедре есть 4 образовательные программы докторантуры:

  1. Техническая физика;
  2. Техническая физика — Каунасский технологический университет;
  3. Стандартизация и сертификация (по отраслям);
  4. Теплоэнергетика.

На кафедре теплофизики и технической физики существует программы внешней и внутренней академической мобильности. Внешняя в свою очередь предоставляет возможность обучающимся участвовать в программе МОН Республики Казахстан «Семестр за рубежом», то есть провести учебный семестр в иностранном ВУЗе. Обучение проходит на 2–4 курсах бакалавриата и на 2 курсе магистратуры для студентов, обучающихся на бюджетной и договорной основе.

Также имеется двудипломные образовательные программы магистратуры, после окончания которых обучающиеся получат два диплома об образовании: от КазНУ и вуза, с которым имеется договор о совместной образовательной программе. В частности, с кафедрой имеют партнерские отношения такие учебные заведения как Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики (Университет ИТМО), Каунасский технологический университет (КТУ), Томский политехнический университет (ТПУ).

Внутренняя академическая мобильность подразумевает перемещение учащихся или преподавателей для проведения исследований на определенный академический период: семестр или учебный год в другой ВУЗ Казахстана. На кафедре консультируют и помогают со сбором и оформлением всех необходимых документов.

Важными составляющими учёбы на кафедре являются учебные, производственные, научно-исследовательские, педагогические и преддипломные практики. Их целью является закрепление ключевых компетенций, приобретение практических навыков и опыта профессиональной деятельности по обучаемой специальности. Кафедра разрабатывает и утверждает планы соответствующих практик.

На кафедре даётся возможность проходить практику и проводить исследования после завершения цикла специальных дисциплин на базе внутренних научных исследовательских лабораторий, производственных предприятий и компаний.

К примеру, существуют договоры о прохождении практики с АО «Алматинские тепловые сети», занимающимися транспортировкой тепла и горячего водоснабжения потребителям, договор с одной их компаний общенационального холдинга благосостояния Самрук Казына — ТОО «Samruk Green Energy», которая занимается выработкой электроэнергии с помощью альтернативной энергетики и на базе которой имеются 3 солнечных электростанции и 1 ветряная электростанция. Также имеется договор о сотрудничестве с компанией ТОО «Корпорация Saiman», которая является ведущим предприятием отечественного приборостроения с полным циклом производства измерительных приборов учёта электроэнергии. Продолжительность и количество производственных практик определяются государственными общеобязательными стандартами по соответствующей специальности.

Также помимо учёбы, на кафедре проводится социально-воспитательная деятельность для студентов. Организуются различные конкурсы, встречи с представителями компаний, кураторские часы, онлайн-встречи, встречи руководства факультета со студентами, защиты педагогических и исследовательских практик, конференции, форумы, вебинары, ярмарки вакансий, дни открытых дверей, экскурсии, кемпинги, спортивные турниры и праздничные мероприятия.

В заключение выразим личные впечатления об учёбе на кафедре. На протяжении нашего обучения удалось изучить множество учебных дисциплин, повысить компетенции и получить ценные знания, которые не раз пригодились нам во время прохождения практик на различных предприятиях. Профессорско-преподавательский состав кафедры даёт нужные и полезные знания, как теоретические, практические, так и жизненные. Учебный план составлен так, что помимо профессиональных, базовых дисциплин изучаешь дополнительные дисциплины для расширения общего кругозора, повышения эрудиции, понимания общества и мира в целом. В течение бакалавриата удалось обучиться по программе академической мобильности в Университете ИТМО в Санкт-Петербурге, где чувствовали постоянную поддержку со стороны кафедры. В данный момент обучаемся в магистратуре по совместной образовательной программе (СОП) в рамках программы двойного диплома «Информационные технологии в теплофизике», где получаем качественное образование и нужные навыки от преподавателей, а со своей стороны стараемся прилагать все усилия для отличной учёбы.

Основные термины (генерируются автоматически): техническая физика, кафедра, совместная образовательная программа, Каунасский технологический университет, кафедра теплофизики, академическая мобильность, альтернативная энергетика, внутренняя академическая мобильность, Томский политехнический университет, Южно-Уральский государственный университет.


Ключевые слова

академическая мобильность, кафедра, совместная образовательная программа

Похожие статьи

Обзор кафедры теплофизики и технической физики Казахского национального университета имени аль-Фараби

В статье описывается работа, структура и возможности, предоставляемые кафедрой КазНУ.

55-летний юбилей естественно-географического факультета Арзмасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского

В статье представлен материал, раскрывающий историю становления и развития естественно-географического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Показан вкл...

Актуальные проблемы обучения физики в вузах и средних школах

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы обучения физики в высших учебных заведениях и средних школах. Написана история развития науки в Кыргызской Республике. Построена диаграмма по количеству обучающихся студентов и аспрантов в зарубежны...

Эффективность работы преподавателей кафедры физического воспитания и спорта экономического вуза

В статье обращено внимание автора на разделы работы кафедры физического воспитания и спорта, по которым идет оценка эффективности и качества трудовой деятельности тренерско-преподавательского состава кафедры.

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете

В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.

История становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ имени А. И. Лобачевского

В статье рассматривается история становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. А. И. Лобачевского.

Физическая культура глазами студентов института экономики и управления Кемеровского государственного университета

В статье рассмотрено отношение студентов к занятиям физической культурой. В материалах статьи на основе результатов социологического исследования раскрывается значение физической культуры в жизнедеятельности студентов КемГУ ИЭиУ.

Современные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ

В статье раскрыты основные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вуза на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Университет экологических знаний

В исследовании представлено понятие «Университета экологических знаний» как одной из форм дополнительного образования в области экологии, рассмотрены различные формы организации университетов, их целевая направленность и приобретение детьми первого е...

Организация работы студенческого научного общества на кафедре нормальной анатомии Дальневосточного государственного медицинского университета

Похожие статьи

Обзор кафедры теплофизики и технической физики Казахского национального университета имени аль-Фараби

В статье описывается работа, структура и возможности, предоставляемые кафедрой КазНУ.

55-летний юбилей естественно-географического факультета Арзмасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского

В статье представлен материал, раскрывающий историю становления и развития естественно-географического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Показан вкл...

Актуальные проблемы обучения физики в вузах и средних школах

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы обучения физики в высших учебных заведениях и средних школах. Написана история развития науки в Кыргызской Республике. Построена диаграмма по количеству обучающихся студентов и аспрантов в зарубежны...

Эффективность работы преподавателей кафедры физического воспитания и спорта экономического вуза

В статье обращено внимание автора на разделы работы кафедры физического воспитания и спорта, по которым идет оценка эффективности и качества трудовой деятельности тренерско-преподавательского состава кафедры.

Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете

В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.

История становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ имени А. И. Лобачевского

В статье рассматривается история становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. А. И. Лобачевского.

Физическая культура глазами студентов института экономики и управления Кемеровского государственного университета

В статье рассмотрено отношение студентов к занятиям физической культурой. В материалах статьи на основе результатов социологического исследования раскрывается значение физической культуры в жизнедеятельности студентов КемГУ ИЭиУ.

Современные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ

В статье раскрыты основные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вуза на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».

Университет экологических знаний

В исследовании представлено понятие «Университета экологических знаний» как одной из форм дополнительного образования в области экологии, рассмотрены различные формы организации университетов, их целевая направленность и приобретение детьми первого е...

Организация работы студенческого научного общества на кафедре нормальной анатомии Дальневосточного государственного медицинского университета

Задать вопрос