В статье автор приводит различные определения аттракции и симпатии. Также им перечисляются и объясняются отдельные виды аттракции и ее факторы.
Ключевые слова : аттракция, межличностная аттракция, симпатия, факторы межличностной аттракции.
На сегодняшний день изучением аттракции занимались многие ученые, особенно зарубежные. Известен термин «interpersonal attraction», обозначающий межличностную аттракцию. Ему посвящено множество зарубежных исследований.
Сначала рассмотрим различные определения аттракции и межличностной аттракции. О. В. Грива понимает аттракцию как расположение к объекту восприятия. Это приводит к возникновению симпатии, положительных взаимоотношений и привязанности к нему. Как отмечается, аттракции свойственны не только положительные отношения [7, с. 186]. А. А. Бодалев, считая аттракцию компонентой межличностных отношений, рассматривал ее как устойчивое положительное отношение [4]. Г. М. Андреева полагала, что аттракция есть процесс и результат симпатии, ориентированный на степень привлекательности друг к другу. К ней относится сама симпатия, дружба и романтические отношения [1, с. 159]. Л. Я. Гозман считает, что аттракция — социальная ориентация, при которой превалируют эмоции [5, с. 163]. Э. С. Бершайд, аналогично вышеприведенным авторам, определила межличностную аттракцию мотивационной установкой, при которой присутствует расположение к человеку [10, p. 47]. В. Н. Куницына подчеркивает взаимный характер межличностной аттракции и избирательность формирования взаимоотношений [6, с. 64]. Дополнительно рассмотрим определение симпатии, поскольку данное понятие не отделимо от феномена аттракции. Как считал К. Э. Изард, симпатия выражается как положительная эмоция и реакция приближения [3, с. 113]. Э. Берк понимал симпатию как эмпатию [2, с. 69]. Как мы видим, немногие авторы занимались определением симпатии.
Вернемся к теории межличностной аттракции. Существует три вида аттракции, как установили С. МакКроски и Т. МакКейн: социальная, физическая и функциональная. Социальная аттракция предполагает желание взаимодействовать и общаться с человеком. Физическая аттракция основана на внешних данных объекта восприятия. Функциональная аттракция означает степень пользы или помощи от человека. Инструментальный принцип И. Финкеля и П. Иствика имеет сходство с этим видом аттракции и дополняет его. Авторы определили важность приоритетной задачи, или потребности. Отсюда следует, что привлекательность человека зависит от его помощи по решению нашей приоритетной задачи [8, p. 138].
И. Финкель и П. Иствик, кроме данного принципа, выявили отдельные факторы аттракции. К ним относятся вознаграждение, специфически эволюционный фактор и привязанность. Вознаграждение направлено на удовлетворение различных потребностей человека. Специфически эволюционный фактор отвечает за репродуктивный успех и все что с ним связано. Привязанность в данном случае выражается в восстановлении чувства безопасности при общении с человеком, к которому испытывается привязанность [9, p. 180].
Факторов аттракции выделятся достаточно много. В нашей статье мы постараемся кратко описать каждый из них. Итак, к факторам относятся: аффилиация, близкое расположение, частота встреч, стиль общения, принцип подобия и эмоциональное состояние. Г. Мюррей определил аффилиацию как склонность приобретать дружеские взаимоотношения, участвовать в общении и испытывать в нем положительные эмоции. Близкое расположение, как выяснила Х. Сигал, развивает у людей краткосрочную привлекательность [5, с. 163]. Л. Фестингер, С. Шахтер и К. Бэк, исследовавшие дружбу студентов, определили, что близкое расположение мест жительства в большей мере благоприятствует развитию дружеских отношений [10, с. 51].
Следующий фактор, частота встреч, действует даже тогда, когда человек не осознает наличие каких-либо встреч. Р. Морлэнд и С. Бич осуществили опыт, попросив ассистенток посетить некоторое число университетских лекций. Там ассистентки не вступали в общение со студентами. Исследователи выяснили, что студенты их совершенно не помнили. Эксперимент показал, что увеличение числа встреч даже без осознавания положительно воздействует на привлекательность человека [9, с. 183].
Перейдем к другому фактору, стилю общения. Стиль общения может подразумевать вербальные и невербальные виды общения. Д. Виман утверждал, что привлекателен тот человек, который проявляет эмпатию, невербально демонстрирует свою заинтересованность в нас и отличается внешней расслабленностью. Проявлять невербальную открытость важно, как отмечали М. Хаузер, С. Хоран, Л. Ферлер. Она проявляется в дружеском прикосновении, во взгляде, в выражении улыбки и т. д. Вербальная открытость проявляется в комплиментах, в самом общении, в применении уместных прозвищ и местоимений «мы» [8, с. 140].
Для исследований фактора подобия было характерно следующее. Принцип подобия исследовался и был обнаружен у друзей в средней школе (Д. Кандел), у пар в колледже (К. Хилл, З. Рубин и Л. Пеплау), у женатых пар (Р. Прайс и С. Вандерберг) и т. д. Имели значение общий возраст, пол, раса, религия, IQ, социальный статус, физическая привлекательность и даже рост [10, с. 57].
Д. Клор и Д. Бирн утверждали, что людей сближают положительные эмоции, а негативные эмоции их отдаляют [10, с. 52]. Чувство юмора в свою очередь помогает завести дружеские (С. Шпрехер и П. Реган) и романтические взаимоотношения (Д. Басс и А. Файнголд) [9, с. 181]. Ощущение страха так же в некотором смысле влияет на развитие аттракции. Л. Сарнофф и П. Зимбардо выяснили, что люди, способствующие снижению страха, приобретают большую привлекательность [10, с. 53].
Таким образом, были рассмотрены понятия аттракции, межличностной аттракции и симпатии, а также факторы, способствующие им. Многие авторы имеют одинаковый подход к определению межличностной аттракции и аттракции. В то время как у зарубежных авторов в названии теории подчеркивается ее межличностный характер. Также имеется противоречие в том, что одними авторами подчеркивается положительный полюс аттракции, а другие авторы обобщают и относят к аттракции негативный полюс взаимоотношений (неприязненные отношения и антипатию). Кроме приведенных понятий, мы рассмотрели три ключевых вида аттракции, факторы Финкеля и Иствика, построенные на теории инструментальности, а также факторы аффилиации, физической близости, частоты встреч, стиля общения, сходства и эмоционального состояния.
Литература:
- Гутман, Ю. Э. Раскрытие терминов «межличностные отношения» и «межличностная аттракция» в отечественной и зарубежной литературе / Ю. Э. Гутман // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: материалы IX Международной научно-практической конференции. — Кемерово: Западно-Сибирский научный центр, 2018. — с. 158–159.
- Ефимова, Ю. Д. Сущность и формы симпатии / Ю. Д. Ефимова, М. С. Теплых // Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства: материалы Международной научно-практической конференции. — Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П. И. Чайковского, 2016. — с. 68–70.
- Корогодина, И. В. Антипатия как эмоция, выражающая реакцию отстранения: философский, психологический, лингвистический аспекты / И. В. Корогодина // Известия БГУ. — 2006. — № 4. — с. 112–114.
- Мухаметзянова, Г. Г. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками / Г. Г. Мухаметзянова // Наука в мегаполисе. — 2018. — № 2 (6).
- Фокина, В. Н. Гендерные особенности факторов аттракции в межличностных отношениях молодежи / В. Н. Фокина // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. — 2017. — № 4 (10). — с. 161–164.
- Шадричева, А. И. Основные психологические детерминанты межличностной аттракции / А. И. Шадричева // Успехи современной науки и образования. — 2016. — № 3. — с. 64–68.
- Шарипова, О. В. Аттракция как социально-психологический феномен / О. В. Шарипова // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. — с. 185–187.
- Curnalia, R. Insight into Innovation: Applying Communication Theory in Our Web 2.0 Lives / R. Curnalia. — Dubuque: Kendall Hunt Publishing, 2016. — 434 p.
- Finkel, E. J. Interpersonal Attraction: In Search of a Theoretical Rosetta Stone / E. J. Finkel, P. E. Eastwick // Interpersonal Relations. — 2015. — № 3. — p. 179–210.
- Simpson, J. Interpersonal attraction / J. Simpson, B. Harris // Annual Review of Psychology. — 1994. — № 24. — p. 45–66.