Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной системе основных императивов экологической безопасности, природоцентризма.
Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическое средство, воспитание, экология, экосистема, системно-деятельностный подход, навык.
This article is devoted to the study of excursions as a means of environmental education of preschool children. In the course of the study, the authors analyze the specifics of the impact of the excursion on the cognitive ability of children, on the consolidation of the main imperatives of environmental safety, nature-centrism in their value system.
Key words: educational process, pedagogical tool, upbringing, ecology, ecosystem, system-activity approach, skill.
Экскурсия как педагогическое средство стало набираться популярность в отечественной практике ещё с 1920-х гг. В 1980-е гг. оно получило широкое распространение во многих учебных заведениях и особенно отразилось на специфику обучения в региональных дошкольных учреждениях, где присутствовало большое количество памятников природы. В настоящее время, в связи с актуализацией личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, экскурсия стала пониматься как одно из наиболее перспективных педагогических средств, применяемых в рамках педагогического воспитания [3].
Экологическое образование — важная составляющая процесса обучения, включающая в себя ряд средств и способов актуализации аксиологической информации об отдельных элементах экологической культуры. Экологическое образование дошкольников на сегодняшний день набирает особую популярность, исходя из трёх ключевых позиций: 1) политики государства и деятельности Совета Федерации; 2) ориентация дошкольных учреждений на экологическое образование; 3) отечественная педагогическая традиций и новации в области экологии образования и биоэтики [2].
Экскурсия как педагогическое средство воспитания должно заложить у детей основы любознательности, познавательного интереса, актуализировать важные императивы ценностные аттракторы в ключе биоэтического поведения. Кроме того, экскурсия, как наглядно-практический приём реализации экологического образования, будет способствовать развитию у дошкольников умения ценить окружающую среду. Это, в свою очередь, заложит основы чувства сопричастности и чувственного восприятия, а также будет способствовать более планомерному развитию личностных результатов обучения при дальнейшей реализации экологического образования в школе [1, c. 72].
Педагог, осуществляющий экскурсию в рамках экологического образования, будет способствовать возникновению у дошкольников важных вопросов аксиологического характера, связанных с сохранением экологического баланса, определению роли человека и общества в мире природы. Такой подход станет фундаментом для понимания концепции природоцентризма и усвоения системы человек-общество-природа в ее упрощенном виде.
Так, в рамках дошкольного образования экологическое образование позволит реализовать многие педагогические принципы, недоступные в ходе традиционного типа взаимосвязи педагога и дошкольников. Главное преимущество экскурсии — это наглядность, позволяющая раскрыть значимость природы в жизни человека. Кроме того, при ориентации дошкольного учреждения на принципы экологического образования, именно экскурсия может помочь педагогу реализовать в своей методической деятельности принцип практичности [1, c. 73].
Продолжая формировать ценностно-гуманное отношение дошкольника к природе, педагогу следует помнить, что при проведении экскурсии важно не только соблюсти все формально-организационные основы самого педагогического процесса, но и донести до детей, насколько тесно друг с другом связаны природа и человек, что человек — это не «царь природы», а лишь ее малая часть. В этом ключе оформление самосознания дошкольников также находит своё отражение в факторе экскурсии [4, c. 80].
В действительности, на сегодняшний день экологические знание считается крайне полезным для развития личности. В начале оформления в сознании дошкольника представлений о его роли в системе человек-общество-природа ключевую роль играют мотив и установка, которые задаёт педагога и которые являются непосредственными показателями любознательности ребенка. Недостаток интереса к природе, окружающей среде в ходе экскурсии можно разрешить, подбирая подход индивидуально для каждого дошкольника.
Как мы выделяли, важное место в ходе экскурсии играют мотивы и установки, создаваемые педагогом. Интерпретируемые определённым образом, в зависимости от внешних условий, они определяют многие качества у формирующейся личности, влияющие на акцентировку интересов и увлечений. Так, можно сказать, что интерес к природе, актуализированный в мотивационной сфере, создаёт устойчивое целеполагание.
Внешние факторы проявления различных форм интереса к природе заключаются в повышенном интересе ребёнка к видовому многообразию, или, по крайней мере, к признакам экосистемы. В детском саду он может проявлять интерес в виде вопросов, задаваемых педагогам, сверстникам. В этом случае педагогу следует выслушать ребенка и поощрить его любопытство. Воспитатель должен способствовать развитию любознательности дошкольников, причём, уделять этому особое внимание. Здесь основным приёмом педагога должно быть именно мотивирование. Все мотивы, применяемые педагогом в ходе экскурсии, можно разделить на два типа.
Первый тип — личностно-психологический, полностью зависящий от субъективных качеств ребёнка, проявляющихся в ходе экскурсии, его воспитания, характера и психического состояния. Также можно выделить мотив стремления к развитию своих ЗУН через учебную и познавательную деятельность, мотив стремления воспитания, мотив, выражающийся в желании ребёнка показать себя в среде сверстников, в микросоциуме, стремление закрепить своё положение, заключающееся в потребности самоутвердиться, мотив непосредственно реализации познавательной деятельности и т. д. Каждый из данных мотивов по-своему проявляется в ходе проведения экскурсии [5, c. 211].
Второй тип мотивов — разнообразные социальные мотивы, формирующиеся под воздействие объективно-субъективных социальных факторов на психику ребёнка. Влияние общества на формирование желаний, через которые нужда дошкольника проявляется в потребности выполнять выбранную (имитируемую) социальную роль, соблюдение которой от него ждёт окружение. Экскурсия актуализирует только роль педагога, следовательно, педагог должен на личном примере показать, в чём заключается аксиологическая основа экологического воспитания [5, c. 213].
От воздействия природного мира во многом зависит формирование познавательной активности дошкольника, его интересы и его выбор занятия в будущем. В действительности, формирование интереса к природе происходит ещё в младшем дошкольном возрасте под воздействие первых социальных групп, в которые входит человек: семья, во многом формирующая первичные стремления и интересы, в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте закрепляются отношения с друзьями, оказывающие высокое социально-психологическое воздействие на ребёнка. И педагог, представляющий собой авторитетную фигуру взрослого, сформированной личности в глазах ребёнка, выполняет роль направляющего.
Выводы . Таким образом, осуществляется чувственное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, формируется понимание, формирование эстетической культуры. Главное преимущество экскурсий состоит в возможности в естественной природной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями живой природы, провести интересные наблюдения. Правильно организованные, регулярные природоведческие экскурсии способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, помогают детям проявить любознательность и интерес к окружающему миру, способствуют развитию наблюдательности
Литература:
- Высокова А. А., Чубова О. Н. Организация экскурсий в природу как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста // В сборнике: Экологическая безопасность, здоровье и образование. Сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2019. С. 71–76.
- Гончаров А. С., Иванов В. М. Психологические аспекты информационного противоборства // В сборнике: Актуальные проблемы информационного противоборства в современном мире: вызовы и угрозы для России и Русского мира. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С. В. Беспаловой. 2019. С. 218–221.
- Гончаров А. С., Макарова О. С. Фактическое расширение зоны ближайшего развития в процессе целенаправленного обучения // Молодой ученый. 2020. № 32 (322). С. 135–139.
- Миниханова Г. М. Экскурсия как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста // NovaUm.Ru. 2020. № 24. С. 80–81.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с.