В статье обосновывается проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Раскрыты причины воздействия музыкально-ритмических упражнений на общее развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: музыкально-ритмические упражнения; дети с задержкой психического развития; развитие чувства ритма.
Многие дети с задержкой психического развития (ЗПР) демонстрируют недостаточное развитие чувства ритма — они не могут повторить на музыкальном инструменте ритм песни и присоединиться к самому простому ритму, заданному педагогом. Такие дети зачастую не могут отличить марш от плясовой или колыбельной, разницу в смене характера музыки, что негативно влияет на их восприятии речи, развитии фонематического слуха и восприятия.
Обратившись к теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ), мы видим, что главную роль музыкально-ритмических занятий исследователи видят в их влиянии на первый и третий функциональные блоки мозга по А. Р. Лурии — блок регуляции тонуса и бодрствования и блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности [3].
Ритм как компонент музыкального материала воспринимается при активном участии структур правого полушария. С другой стороны, ритмический рисунок — это последовательность элементов и, соответственно, механизмы левого полушария необходимы для их обработки и воспроизведения. Таким образом, способность воспринимать внешний ритм и ритмически организовывать свою активность связана с работой как левого, так и правого полушарий. Это означает, что развитие чувства ритма отражается на состоянии работы обоих полушарий и, самое главное, на их взаимодействии. Поэтому специальные музыкальные занятия оказывают влияние на развитие межполушарного взаимодействия.
Особую актуальность приобретает проблема формирования способностей универсального типа в обучении проблемных детей (Л. П. Носкова, 1994; Т. В. Розанова, 1991). На сегодняшний день доказана чрезвычайная полезность и коррекционно-развивающая значимость работы по развитию чувства ритма для детей с нарушениями речи (Г. А. Волкова, 1985, 1992; В. А. Гринер, 1958), зрения (В. А. Кручинин, 1972, 1992), слуха (Т. М. Власова, А. Н. Пфафендорт, 1989; Л. Н. Носкова, 1994; Е. З. Яхнина, 1989) и интеллекта (Н. Г. Александрова, 1924; О. П. Гаврилушкина, 1989; К. Орф, 1976; F. Robins, J. Robins, 1968). Это свидетельствует об актуальности проблемы развития чувства ритма у проблемных детей для дефектологии в целом.
Работа по развитию чувства ритма у детей с ЗПР зависит от умения дошкольных педагогов организовать его, обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования, наполнить их эффективными методами и приемами работы. В связи с отсутствием специальной методики формирования ритмической способности у дошкольников с ЗПР, основанной на универсальном характере ее проявлений, содержание и методы работы заимствуются чаще заимствуются из логопедической ритмики. При этом учитываются особенности задержки психического развития детей.
Музыкально-ритмическое воспитание (ритмика) — это особый предмет, который направлен на активизацию музыкального восприятия детей через движение, привития им навыка сознательного отношения к музыке, помогает выявить их музыкальные творческие способности. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Развитие чувства ритма — это главная задача ритмики. Через музыку и движение ребенок развивает не только художественный вкус и творческое воображение, но и формирует внутренний духовный мир ребенка.
Определённое значение в решении проблемы коррекции вторичных нарушений в психофизическом развитии, на наш взгляд, может иметь изучение проблемы формирования чувства ритма у детей ЗПР, целенаправленное развитие которого в свою очередь может оказывать комплексное коррекционно-развивающее влияние на них в процессе школьного обучения. Развитое чувство ритма, как показывают исследования, посвященные изучению чувства ритма у детей с различными отклонениями в развитии (А. А. Зеленов, В. А. Кручинин, Н. А. Остапенко) способствует продуктивной и рациональной организации учебного процесса с наименьшими затратами психических и физических сил ребенка.
В целях выявления уровня чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами было организовано экспериментальное исследование.
В констатирующем этапе эксперимента приняло участие 10 человек старшей группы с задержкой психического развития в возрасте 5 до 6 лет. Нами было проведено исследования уровня развития чувства ритма у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием трех диагностических методик. В ходе нашего исследования мы выявили, что среди детей с ЗПР большой процент тех, кто обладает низким уровнем развития чувства ритма. Еще у сорока процентов опрошенных — средний уровень развития, и лишь у одного ребенка из десяти — высокий.
По результатам экспериментального исследования были разработаны рекомендации педагогам-дефектологам по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Ритмические упражнения помогают повысить работоспособность организма, исправить умственные, физические и речевые недостатки. Дети учатся слушать музыку, передавать ее динамические оттенки через движения, у них развивается музыкальный слух и чувство ритма, пластичность и соразмерность двигательных действий с музыкальным сопровождением. Они учатся целесообразно двигаться, контролировать свои движения, организовывать их в пространстве и времени. Кроме того, использование различных средств и методов формирования чувства ритма оказывает корректирующее и развивающее воздействие на некоторые высшие психические функции, такие как мышление, внимание, память, восприятие, воображение и др.
Вместе с тем нельзя сказать, что уже существует целостная, специально разработанная система средств и методов эффективного формирования чувства ритма у школьников с ЗПР. Фактически занятиям лечебной гимнастикой и урокам физической культуры уделяется больше внимания; чем урокам ритмики. Более того, иногда уроки ритмики заменяются изучением основ танцевального искусства или обучением игре на детских музыкальных инструментах. Отсутствует комплексный подход в использовании средств и методов ритмики и регулярность проведения занятий, что, бесспорно, объясняется недостаточной изученностью проблемы формирования чувства ритма у школьников с ЗПР.
Таким образом, проблема использования музыкально-ритмических упражнений в работе по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития позитивно сказывается на высших психических функциях (внимания, памяти, мышления), качественных характеристик движения, развитии таких важных для подготовки к школьному обучению личностных качеств, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Отсутствуют научные исследования чувства ритма у дошкольников с ЗПР. Динамика изменений чувства ритма в зависимости от возраста школьников до сих пор неизвестна, не определен сензитивный период для его формирования, не разработана система средств и чувства его развития с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей с ЗПР. На наш взгляд, проблема формирования чувства ритма у дошкольников с ЗПР в этих аспектах имеет большое теоретическое и практическое значение, но нам пока не удалось встретить специальных работ в этом направлении.
Поэтому в целях совершенствования системы дошкольного воспитания детей с ЗПР было осуществлено экспериментальное исследование возможностей психического развития ребенка в процессе такого обучения, в основе которого лежит формирование способности универсального типа — ритмической способности. Настоятельная необходимость оптимизации коррекционно-образовательного процесса и недостаточная разработанность проблемы развития чувства ритма у дошкольников с задержкой психического развития определяют актуальность данного исследования.
Литература:
- Медникова Л. С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Монография. — Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. — 144 с.
- Малинина С. В., Брязгина Г. М. Система коррекционной работы на музыкальных занятиях в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении VIII вида // Современные проблемы и перспективы развития специальной педагогики.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 384 с.
- Куприна Н. Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно-методическое пособие /Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. С. 312
- Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика // Учебно-методическое пособие для педагогов и школьных учреждений.- М. Аcadema. 2012. С. 153