При обучении одним из важных факторов обучения является то, что познавательную деятельность учащихся (школа, колледж, вуз) сопровождает преподаватель. По мере развития интеллекта уровень самостоятельности обучаемых должен возрастать, а уровень вмешательства педагога уменьшаться. Сущность самоорганизации учебной деятельности состоит не только из схождений объекта и субъекта, но и в создании новой организации, которая заключается в регулярной подготовке специалиста, обладающей собственной структурой противоречий и закономерностей.
Самоорганизационный процесс лишь относительно самостоятелен. Важнейшей особенностью, является использование накопленного ранее опыта, что, бесспорно, выступает в качестве точно направленного процесса. Таким образом, значит, что самоорганизация учебной деятельности — это процесс, который поддается управлению, контролю, что является его двигателем.
Самообразование студентов, это в первую очередь направление на самостоятельное профессиональное получение знаний, усовершенствование умений, самовоспитание профессиональных качеств личности и саморазвитие. Так как, самообразовательная деятельность студентов выполняет одновременно несколько функций: способность поиска знаний, использование специальных средств для осуществления самообразования — электронные ресурсы, библиотеки, различного рода коммуникации и другое. Так же, немалую роль в самообразовательной деятельности играет компетенция — так как, это высшая и одна из важных способностей мобилизовать организованные навыки в удобоваримую систему знания, умения и личностные качества, важные для выполнения новой определенной задачи, то есть способность соединять базовые элементы (знания, умения, качества, предметы, мотивы) в единое целое для достижения должного, высокого уровня исполнения действия в зависимости от контекста, цели, ситуации, и т. д. [2].
С постановлением от 19.05.2004 № 24 О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области
Модернизация системы образования в России направлена на приведение результатов её деятельности в соответствие с запросами государства, общества и личности, сформировавшимися в процессе либерализации экономики и демократических преобразований, происходящих в стране. Рассматривая систему образования региона как ресурс его социально-экономического развития, а образование гражданина как основание его социальной и профессиональной успешности, следует существенно скорректировать цели общего образования.
Изменения, которые происходят в последние десятилетия в технологиях производства, социальных и экономических отношениях, обусловили особо новые требования к кадровому ресурсу.
На современном рынке конкурентоспособность труда во многих случаях зависит от способности работника впитывать и развивать умения, навыки, которые применяются в совершенно разных ситуациях. В наше время успешная социальная и профессиональная карьера невозможна без готовности узнавать и осваивать новые технологии, (обязательная смена которых проходит примерно раз в пять лет), приспосабливаться к новым условиям труда, решать иные профессиональные задачи.
Школа, которая направлена точечно на энциклопедические и академические знания учащегося, с новой точки зрения запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть настроено на формирование у выпускника основных компетентностей, которые готовы удовлетворить запросы работодателей [4].
На сегодняшний день при приеме на работу, на руководящие должности, выступают новые, «глобальные» критерии отбора, ранее неизвестные. Такие как здоровье, опыт работы и знания в данной области, умение владеть иностранными языками, коммуникабельность, организаторские способности, личное обаяние, ораторские качества, наличие деловых связей на рынке данной области, работоспособность, возможность частого выезда в плановые и срочные командировки, познания в поле маркетинга на внутреннем и зарубежном рынках, социальный статус, пол, возраст (наличие возрастного «резерва»). Многие пункты из вышеперечисленных возможно приобрести только путем организации самообразовательной деятельности человека.
Исходя из этого, термин «самостоятельная самообразовательная работа студента» в наше время имеет более обширное толкование и трактуется, как творческая деятельность обучаемых, направленная на усвоение, расширение, закрепление и углубление знаний, навыков, опыта и умений, полученных как на занятиях в сопровождении педагога, так и при самостоятельной подготовке в не академического обучения [5].
Усвоение полученного материала нельзя рассматривать как процесс простого перенятия знаний от преподавателя к обучаемому, так как без учета осмысления последнего, его активности, направленной на укрепления учебного материала, познание невозможно.
Многогранность форм самостоятельной работы учащихся и её важность в учебном процессе должна сопровождаться четкой организацией, то есть те мероприятия, которые проводятся преподавательским составом и самими обучаемыми с той целью, чтобы привить определенные умения и навыки по принятию и закреплению учебного материала. Основные навыки планирования самостоятельной работы, должны закладываться в корне учебного плана, где по каждой отдельной дисциплине назначается время (в часах) самостоятельных и аудиторных занятий. Что даёт возможность равносильно распределять все контрольные и самостоятельные задания в семестре [6].
Эффективность реализации самостоятельной работы учащихся напрямую зависит от некоторого ряда условий, к важнейшим из которых относятся:
– Четкость и ясность целей, наличие образовательных, самообразовательных программ;
– планирование подготовки самообразования с учетом индивидуальных особенностей и уровня интеллектуальной подготовленности обучающихся;
– внедрение принципа творческой эффективности (самообразовательная работа на разумном допустимом пределе возможностей с учетом уровня развития общих и профессиональных личностных качеств);
– своевременное поощрение за повышение качества обучения;
– анализ деятельности обучаемых и доведение до них выводов и рекомендаций по проделанной работе [1].
Из этого следует, что учебный процесс как единство воспитания и обучения только тогда будет эффективным, когда студенту будут привиты стремление к познанию и творческое отношение к усвоению изучаемого материала, когда педагог будет выступать в роли носителя современных идей, заинтересованный и способный передавать свой опыт обучаемым. Только лишь в этом случае студент будет готов устойчиво воспринимать теоретические и практические знания, как фундамент своего профессионального роста, и будет дальше приобретать навыки саморазвития, самовоспитания и самообразования.
Самообразование личности верно вплетается в контекст непрерывного развития, образования, которое в последние годы явно приобрело значение наиважнейшего социально-педагогического принципа. Последний раскрывает общий подход к выстраиванию целостной, поэтапно разбитой системы образования каждого человека на протяжении всей его жизни, системы, включающей в себя дошкольное, школьное (среднее и высшее) и после школьное образование. Данные этапы должны быть преимущественно связаны друг с другом: на каждом предшествующем этапе обязательным образом нужно формировать готовность человека к последующему образованию и самообразованию, а на каждом дальнейшем этапе необходимо обогащать и развивать те знания, которые человек приобрел ранее [7].
По мере перехода от одного этапа к другому главенствующие позиции занимают развитие творческого направленная личности, познавательные и потребностей, способность самостоятельного овладения знаниями и применение их в практической деятельности. Уже сегодня профессиональное образование, раньше, чем другие подсистемы, встретились с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Она пришла в несоответствие с устоявшимся на протяжении длительного времени узко функциональным отношением к профессиональному образованию с его жестко-нормативным характером [1].
В общем и целом, самообразовательная компетенция, в полном своем объёме проявляется в навыках и умениях самосовершенствования, способности самостоятельной познавательной деятельности, цель которой преследует обналичивание интеллектуального потенциала в параллели с профессиональными и общекультурными запросами общества (М. И. Поднебесова). Отталкиваясь из вышеперечисленных позиций, можно смело утверждать, что выстраивание самообразовательной компетенции будущих бакалавров-педагогов существует как обязательное условие получения качественного профессионального высшего образования, на высоком уровне овладения профессией и получение желаемой квалификации, и может выступать как их профессионально-педагогическая ценность.
Литература:
- Косогова, А. С. Особенности организации самостоятельной работы студентов вуза с позиций компетентностного подхода [Электронный ресурс] / А. С. Косогова, М. Б. Дьякова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 5. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7142 (дата обращения: 20.04.2021).
- Новиков, А. М. Профессиональное образование в России / А. М. Новиков. — М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 253 с.
- Овчаренко, В. А. Самообразование и творческое развитие личности в процессе профессиональной подготовки студента / В. А. Овчаренко // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. — 2011. — № 1. — С.63-
- Сагитова Р. Р. Формирование самообразовательной компетенции студентов вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис.... канд. пед. наук. Казань, 2011. — С. 215
- Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. — 2006. — № 7. — С. 103–109.
- Тельтевская, Н. В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов / Н. В. Тельтевская // АНИ: педагогика и психология. — 2016.– № 4 (17). — С.262–265.
- Федорова, М. А. Теория и методическое обеспечение формирования учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Федорова Марина Анатольевна. — Орел, 2011.– С. 457