В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы изучения коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается содержание понятия «коммуникативная компетенция» в работах казахстанских и зарубежных исследователей. В ходе теоретического анализа проблемы выявлены и педагогически обоснованы сущностные и структурно-содержательные характеристики коммуникативной компетенции детей с общим недоразвитием речи. Акцентируется внимание на общих основаниях и выявленных автором различиях в понимании содержания и структуры коммуникативной компетенции детей с общим недоразвитием речи как сложного, многокомпонентного личностного образования.
Ключевые слова : коммуникативная компетенция, дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.
Цель данной статьи заключается в обзоре современных подходов к определению понятия «коммуникативная компетенция», выявлении сущности и компонентного состава коммуникативной компетенции детей с ОНР. Важность овладения коммуникативной компетенцией не раз подчеркивалась в современных и фундаментальных исследованиях. Согласно ГОСО всех уровней образования РК от 2018 года, развитие коммуникативной компетенции является одной из приоритетных в содержании образовательной программы. Образовательная область «Коммуникация» нацелена на «формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации, создание речевой среды, пробуждение речевой активности, интереса к окружающему миру, способности участвовать в различных формах коммуникативной деятельности» [1]. Более того, полагаясь на послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева — «Казахстан 2050», необходимо отметить, что «важнейшей задачей государства становится адаптация государственной молодежной политики к требованиям времени, в котором молодежь становится важнейшим основополагающим фактором конкурентоспособности Казахстана» [2]. Следовательно, формирование и развитие коммуникативной компетенции молодого поколения не только не утратило своей актуальности, но наоборот, становится одним из важнейших вопросов воспитания обучающихся. Особый акцент ставится на развитие коммуникативной компетенции у детей с ОНР.
В ГОСО дошкольного воспитания и обучения (с изменениями на 24.09.2020) отмечается: целью образовательной области «Коммуникация» для детей с ОНР является «формирование полноценных произносительных навыков, развитие умения адекватного отбора необходимых лексических и грамматических языковых средств в различных формах и видах детской деятельности, а также подготовка детей с ОНР к овладению навыками чтения и письма» [3].
Понятие «коммуникативная компетенция» имеет достаточное большое количество подходов к пониманию и интерпретации. Следует отметить, что определения, данные отечественными учеными, отличаются в некоторой степени от западных подходов. Основное отличие вкладываемого значения заключается в важности реализации политики трехъязычия, т. е. если на начальном этапе формирование коммуникативной компетенции связано с овладением навыками говорения на родном языке, в дальнейшем происходит проращивание навыков общения на государственном или русском языках, а также английском языке. Подходы к определению понятия «коммуникативная компетенция» представлены в таблице.
Таблица 1
Подходы к определению «коммуникативной компетенции»
№ |
Автор |
Определение, подход |
|
Акишева С. Н. |
«Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения;…знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи» [4, с. 5–6] |
|
Искакова З. С., Корягина О. В., Власенко С. В. |
«Коммуникативная компетенция определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом» [5, c. 72]. |
|
Тасболат Ж. У., Дальбергенова Л. Е. |
Коммуникативная компетенция является ключевой и «обеспечивает успех трудовой деятельности» [6]. |
|
Шаханова Р. А., Беккожанова Г. К. |
«Коммуникативная компетенция, определяет владение технологиями устного и письменного общения на разных языках» и «является необходимым условием любой деятельности человека, имеющей коммуникативную природу» [7] |
|
Abdulrahman N. C., Abu-Ayyash E. A. S. |
«Коммуникативная компетенция включает в себя не только знание языка, но и то, какое сообщение и кому передавать, и то, как передать его надлежащим образом в любом конкретном контексте, а также социокультурные знания, которые позволяют говорящим использовать и понимать различные формы речи» [8, с. 1600]. |
|
Balkom H., Deckers S., Stoep J. |
«…развитие коммуникативной компетенции обеспечивает общее развитие, способность к обучению и, в частности, приобретения языка и грамотности» [9]. |
Проанализированные подходы к определению понятия «коммуникативная компетенция» говорят о наличии определенных сходств в его понимании как отечественных ученых, там и зарубежных. Основой акцент ставится на:
– умении порождать собственную речь и понимать чужую;
– гармонизации отношений с социумом и самим собой;
– успехе в профессиональной деятельности;
– способности к обучению.
Последний аспект является одним из важных в рамках рассмотрения содержания данного понятия для детей с ОНР. Согласно Мусагитовой Е. В.: «у детей с общим недоразвитием речи в силу дефекта речи снижена потребность в общении, отмечаются недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации; нарушение формирования базовых коммуникативных функций; недостатки социоэмоциональных навыков; нарушение диалоговых навыков» [10]. Красовская Е. В. и А. Н. Данилова считают, что «предпочитаемым видом коммуникативной деятельности для детей с ОНР является ежедневное общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности; … коммуникативная активность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов с учетом специфики протекания речевого нарушения» [11]. Дети с ОНР нуждаются в формировании и развитии коммуникативной компетенции в большей степени, т. к. «нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникаций, что в свою очередь ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом» [12, с. 61].
Таким образом, коммуникативная компетенция детей с ОНР представляет собой сложный, многокомпонентный феномен, который отличается от общего понимания коммуникативной компетенции. Мы заметили, что даже компонентная составляющая в некоторой степени отличается. Среди проанализированного материала наиболее интересными нам представились компоненты, предложенные Киселёвой М. М., Бурнатовой Т. А. [12] и Поповой Н. Е., Григорьевой Ю. В., Дубовской В. А. [13]. Подробнее компонентный анализ коммуникативной компетенции представлен в таблице.
Таблица 2
Компоненты коммуникативной компетенции детей с ОНР
№ |
Авторы |
Компоненты и особенности |
1 |
Киселёва М. М., Бурнатова Т. А. |
– лингвистический компонент: наличие речи с элементами недоразвития лексики, грамматики, фразеологии, неточное понимание и употребление обобщенных понятий, малый словарный запас, недостаточная дифференциация звуков на слух; – социолингвистический компонент содержит трудности в формулировании своих мыслей и построении высказывания; – социокультурный компонент, связан с недостаточностью представлений об особенностях социального и речевого поведения носителей языка; – социальный компонент: низкая речевая активность, недостаточная критичность к своему дефекту, а также незаинтересованность в контактах и неумение ориентироваться в ситуации общения; – дискурсивный компонент, а именно неумение выстраивать целостные, логические высказывания и отбирать лингвистические средства в зависимости от ситуации общения. |
2 |
Попова Н. Е., Григорьева Ю. В., Дубовская В. А. |
– социокультурный компонент характеризуется низким желанием вступать в коммуникацию с окружающими. Наиболее предпочтительные коррекционные методики: 1-я методика «Определения ведущей формы общения ребенка со взрослым» (автор М. И. Лисина) 2-я методика «Общение детей со сверстниками в процессе взаимодействия» («Рукавички») (автор Г. А. Цукерман); – речевой компонент характеризуется недостаточным знанием способов формирований и формулирования мыслей с помощью языка. Наиболее предпочтительная коррекционная методика: Диагностика развития речи дошкольников (авторы В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Едакова). Диагностика уровня речевого развития дошкольников (6–7 лет) (авторы О. А. Безруковой, О. Н. Каленкова); – лингвистический или языковой компонент характеризуется низким владением знаний о системе языка, правилах, а так же с помощь. этих жтих понимать чужие мысли и генерировать собственные высказывания. Наиболее предпочтительная коррекционная методика: Методики А. А. Павловой, А. Л. Шустовой. |
Таким образом, проанализированные компоненты имеют некоторые общие основания и специфические особенности, выделенные отдельными авторами. На наш взгляд, компонентный состав, предложенный Киселёвой М. М., Бурнатовой Т. А., является более полным и развернутым, в то время как Попова Н. Е., Григорьева Ю. В., Дубовская В. А. предложили коррекционные методики для формирования рассмотренных в собственном исследовании компонентов. Целесообразным считаем объединить данные подходы, т. е. продумать коррекционные методики для более развернутой компонентной составляющей, так как нарушение коммуникативной компетенции у детей с ОНР затрагивает все компоненты компетенции и влечет за собой существенное снижение необходимости в общении. Последнее, в свою очередь, приводит к недостаточной сформированности форм коммуникации и некоторым особенностям поведения, например, отсутствию желания идти на контакт, негативизм и низкий уровень ориентации в различных ситуациях общения.
В заключение отметим: несмотря на различия в понимании коммуникативной компетенции в общем смысле и с позиции детей с ОНР, неизменным остается необходимость своевременно формировать указанную компетенцию. Особенно важным подобное формирование предстает в сензитивном периоде, чтобы ребенок мог социализироваться и адаптироваться в окружающем его обществе.
Литература:
- Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования // Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 ноября 2018 года № 17669. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669 (дата обращения: 18.02.2020)
- Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»14.12.2012
- Приказ и. о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 августа 2016 года № 499 c изменениями на 24.09.2020. URL: zakon.uchet.kz/rus/docs/V1600014235 (дата обращения: 18.02.2020)
- Акишева С. Н. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школах с казахским языком обучения // Format. Педагогика, № 02 (02), 2019. — С. 4–8
- Искакова, З.С., Корягина, О.В., Власенко, С. В. Теоретические основы формирования коммуникативной компетенции учащихся подросткового возраста. // Межвузовский вестник, 2 (22), 2014. — С. 70–73
- Тасболат Ж. У., Дальбергенова Л. Е. Методы дистанционного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. URL: http://ulagat.com/2020/12/01 (дата обращения: 18.02.2021)
- Шаханова Р. А., Беккожанова Г. К. Компетентностно-коммуникативный подход при подготовке будущих педагогов-предметников // Проблемы педагогики. 2019. № 3 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostno-kommunikativnyy-podhod-pri-podgotovke-buduschih-pedagogov-predmetnikov (дата обращения: 18.02.2021)
- Abdulrahman N. C., Abu-Ayyash E. A. S. Linguistic competence, Communicative Competence and Interactional Competence // Journal Of Advances In Linguistics Vol 10 (2019), — Р. 1600–1616 DOI: https://doi.org/10.24297/jal.v10i0.8530
- Balkom H., Deckers S., Stoep J. Assessment of communicative competence in children with severe developmental disorders // Developmental Perspectives in Written Language and Literacy, 2017. DOI: 10.1075/z.206.25van
- Мусагитова Е. В. Формирование коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня // Форум 2018, Педагогические науки. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000393 (дата обращения: 18.02.2021)
- Красовская, Е. В. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. В. Красовская, А. Н. Данилова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: СатисЪ, 2014. — С. 80–82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5948/ (дата обращения: 18.02.2021)
- Киселёва М. М., Бурнатова Т. А. Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-tretiego-urovnya (дата обращения: 18.02.2021)
- Попова Н. Е., Григорьева Ю. В., Дубовска В.А Особенности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnoy-kompetentsii-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-tretiego-urovnya (дата обращения: 18.02.2021)