В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мнемотехника, память, грамматический строй речи, коррекция нарушений речи.
В этой статье будет рассмотрен экспериментальный процесс введения элементов мнемотехники в логопедические занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, для коррекции их мнестической функции (памяти) и рассмотрения возможности использования этой науки и в вопросах формирования грамматического строя речи данной группы детей.
Среди распространенности речевых нарушений, лидирующее место занимает общее недоразвитие речи. Именно поэтому для нашего эксперимента нами была выбрана группа детей с ОНР третьего уровня.
Изучение теоретической литературы показало, что у детей с ОНР третьего уровня снижен объем памяти по сравнению с детьми без речевых нарушений. Им требуется гораздо больше времени для разучивания небольших стихотворений, запоминания текста для пересказа. Долговременная память развита плохо. В свою очередь мнемотехника строится на создании качественных ассоциаций, которые могут решить проблему длительного хранения информации в памяти.
Что качается грамматической стороны речи, то и здесь у детей с ОНР третьего уровня были замечено значительное отставание от нормы. Нарушен процесс словообразования, изменения слов по родам, числам и падежам.
Для подтверждения вышеизложенного был проведен контрольный эксперимент.
Исследование проводилось на безе МБДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» г. Мурома. В исследовании приняли участие 12 детей возраста 6 лет с ОНР третьего уровня. 6 детей вошли в экспериментальную группу и 6 — в контрольную.
- Работа по определению исходного состояния грамматического строя речи проводилось по методике Е. А. Стребелевой [5];
- Исследование опосредованного запоминания по методике А. Н. Леонтьева [2].
Проведенный констатирующий этап исследования позволил установить, что уровень развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня не соответствует возрастной норме, находится на низком или среднем уровне и требует специального коррекционного воздействия. Помимо этого, память детей с нарушениями речи оказалась значительно ниже, чем у детей без речевых нарушений.
Был разработан комплекс занятий, в котором использовались методики, предложенные И. А. Поташко [4], Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой [1], Т. Б. Уваровой [3].
В процессе коррекционно–развивающей работы нами были использованы такие элементы мнемотехники как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Мы старались задействовать все виды памяти, а именно зрительную, слуховую и графическую. Методы мнемотехники применялись на всех наших занятиях по формированию грамматического строя речи. В неразрывной связи шли и упражнения на коррекцию мнестической функции (памяти).
Для проверки результатов проведенного формирующего эксперимента мы провели контрольной срез. Использовались те же самые методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
У детей экспериментальной группы, отнесенных ранее к среднему и ниже среднего уровню сформированности грамматического строя речи, после специального обучения с элементами мнемотехники зафиксированы более высокие результаты выполнения задания — высокий и средний уровень по сравнению с первым тестированием.
Рис. 1
Что касается результатов работы по коррекции мнестической функции (памяти), то здесь получились аналогичные результаты, что и в случаи с уровнем сформированности грамматического строя речи. У экспериментальной и контрольной групп улучшились показатели. Однако, мы наглядно видим, что в экспериментальной группе, где велась коррекционная работа с использованием элементов мнемотехники результаты значительно лучше.
Рис. 2
На основании представленных гистограмм и вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование элементов мнемотехники не только положительно сказывается на мнестической функции (памяти), но и способствует развитию грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.
Литература:
- Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: «СОЮЗ», 1999. — 160 с.
- Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций /С предисловием Л. С. Выготского — М.: Просвещение, 2003. — 101с.
- Уварова, Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР / Т. Б. Уварова // Логопед. — 2009. — № 5. — С. 48–60.
- Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 7. — С. 18–22.
- Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.