Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.05.2021

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Галкина, А. Ю. Использование элементов мнемотехники в процессе формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня / А. Ю. Галкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80679/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье раскрываются возможности применения элементов мнемотехники в формирования грамматического строя речи и коррекции мнестической функции (памяти) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, мнемотехника, память, грамматический строй речи, коррекция нарушений речи.

В этой статье будет рассмотрен экспериментальный процесс введения элементов мнемотехники в логопедические занятия с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, для коррекции их мнестической функции (памяти) и рассмотрения возможности использования этой науки и в вопросах формирования грамматического строя речи данной группы детей.

Среди распространенности речевых нарушений, лидирующее место занимает общее недоразвитие речи. Именно поэтому для нашего эксперимента нами была выбрана группа детей с ОНР третьего уровня.

Изучение теоретической литературы показало, что у детей с ОНР третьего уровня снижен объем памяти по сравнению с детьми без речевых нарушений. Им требуется гораздо больше времени для разучивания небольших стихотворений, запоминания текста для пересказа. Долговременная память развита плохо. В свою очередь мнемотехника строится на создании качественных ассоциаций, которые могут решить проблему длительного хранения информации в памяти.

Что качается грамматической стороны речи, то и здесь у детей с ОНР третьего уровня были замечено значительное отставание от нормы. Нарушен процесс словообразования, изменения слов по родам, числам и падежам.

Для подтверждения вышеизложенного был проведен контрольный эксперимент.

Исследование проводилось на безе МБДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» г. Мурома. В исследовании приняли участие 12 детей возраста 6 лет с ОНР третьего уровня. 6 детей вошли в экспериментальную группу и 6 — в контрольную.

  1. Работа по определению исходного состояния грамматического строя речи проводилось по методике Е. А. Стребелевой [5];
  2. Исследование опосредованного запоминания по методике А. Н. Леонтьева [2].

Проведенный констатирующий этап исследования позволил установить, что уровень развития грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня не соответствует возрастной норме, находится на низком или среднем уровне и требует специального коррекционного воздействия. Помимо этого, память детей с нарушениями речи оказалась значительно ниже, чем у детей без речевых нарушений.

Был разработан комплекс занятий, в котором использовались методики, предложенные И. А. Поташко [4], Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой [1], Т. Б. Уваровой [3].

В процессе коррекционно–развивающей работы нами были использованы такие элементы мнемотехники как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Мы старались задействовать все виды памяти, а именно зрительную, слуховую и графическую. Методы мнемотехники применялись на всех наших занятиях по формированию грамматического строя речи. В неразрывной связи шли и упражнения на коррекцию мнестической функции (памяти).

Для проверки результатов проведенного формирующего эксперимента мы провели контрольной срез. Использовались те же самые методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

У детей экспериментальной группы, отнесенных ранее к среднему и ниже среднего уровню сформированности грамматического строя речи, после специального обучения с элементами мнемотехники зафиксированы более высокие результаты выполнения задания — высокий и средний уровень по сравнению с первым тестированием.

Рис. 1

Что касается результатов работы по коррекции мнестической функции (памяти), то здесь получились аналогичные результаты, что и в случаи с уровнем сформированности грамматического строя речи. У экспериментальной и контрольной групп улучшились показатели. Однако, мы наглядно видим, что в экспериментальной группе, где велась коррекционная работа с использованием элементов мнемотехники результаты значительно лучше.

Рис. 2

На основании представленных гистограмм и вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование элементов мнемотехники не только положительно сказывается на мнестической функции (памяти), но и способствует развитию грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР третьего уровня.

Литература:

  1. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб.: «СОЮЗ», 1999. — 160 с.
  2. Леонтьев А. Н. Развитие памяти: Экспериментальное исследование высших психологических функций /С предисловием Л. С. Выготского — М.: Просвещение, 2003. — 101с.
  3. Уварова, Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР / Т. Б. Уварова // Логопед. — 2009. — № 5. — С. 48–60.
  4. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 7. — С. 18–22.
  5. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): грамматический строй речи, память, ребенок, уровень, экспериментальная группа, элемент мнемотехники, грамматическая сторона речи, группа детей, использование элементов мнемотехники, общее недоразвитие речи.


Похожие статьи

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье описывается процесс формирования словообразования в онтогенезе, последовательность усвоения языковых схем и моделей детьми. Рассматриваются специфические особенности развития речи и высших психических функций детей с общим недоразвити...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехнике у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Целью данной статьи является проведение исследования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на занятиях по конструированию и робототехнике.

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Похожие статьи

Формирование слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Обобщены результаты работы формирования и коррекции мнести...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Дидактические игры как средство развития пространственных функций в конструктивной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается использование дидактических игр и пособий с целью развития пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с ОНР. Приводятся методические рекомендации по организации конструктивной деятельности дете...

Изучение уровня сформированности слоговой структуры речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье освещены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение особенностей проявления недоразвития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании полученных данных был...

Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье описывается процесс формирования словообразования в онтогенезе, последовательность усвоения языковых схем и моделей детьми. Рассматриваются специфические особенности развития речи и высших психических функций детей с общим недоразвити...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья представляет собой краткий анализ таких терминов как общее недоразвитие речи, словесно-логическое мышление. В статье рассматривается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. ...

Система комплексной помощи в обучении речи детям дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Рассматривается система комплексной помощи по развитию речи для детей с умственной отсталостью на основе теоретических и практических материалов. Представлены методические рекомендации по развитию импрессивной стороны речи детей дошкольного возраста ...

Развитие коммуникативных способностей на занятиях по конструированию и робототехнике у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Целью данной статьи является проведение исследования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня на занятиях по конструированию и робототехнике.

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Задать вопрос