В статье представлены правовые основания для создания хозяйственных обществ потребительскими кооперативами, а также особенности ведения коммерческой деятельности для удовлетворения нужд пайщиков потребительского кооператива.
Ключевые слова: потребительский кооператив, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственная деятельность, коммерческая деятельность, некоммерческая деятельность, налогообложение.
Проблема . В условиях сложившихся правовых взаимоотношений между потребительским кооперативом и его пайщиками, по вопросам связанным с удовлетворением потребностей и в целом ведения кооперативной деятельности, многие кооперативы сталкиваются с проблемой финансирования некоммерческих процессов, целью которых является обеспечение членов кооператива определенным имуществом и иными благами и неиспользование в своей деятельности права на создание хозяйственных обществ, является одной из причин возникновения негативных последствий, виляющих на возможность существования потребительского кооператива, как социально-ориентированной системы.
Целью настоящего исследования является раскрытие сущности права потребительского кооператива на создание хозяйственных обществ, порядка и условий ведения коммерческой деятельности в рамках указанных обществ, анализ возможных практических ситуаций и их последствий.
Актуальность данного исследования состоит в том, что на сегодняшний день потребительские кооперативы, и создаваемые ими организации являются частью функционирования общественного взаимодействия между гражданами и предприятиями. При условии наличия в гражданском и кооперативном законодательстве минимальной информации о правилах и порядке создания хозяйственных обществ, а также особенностях ведения их деятельности, данное исследование поможет разъяснить определенные моменты организации взаимодействия между потребительским кооперативом и созданным хозяйственным обществом.
Для исследования были использованы такие методы как анализ действующей нормативной базы по вопросам наследования паевых взносов в потребительском кооперативе, синтез норм гражданского и налогового законодательства, а также моделирование возможных практических ситуаций, возникающих по вопросам организации взаимоотношений между потребительским кооперативом и созданным им хозяйственным обществом.
Потребительские кооперативы, в частности их правовой статус, имеют множество особенностей, связанных с организацией кооперативной некоммерческой деятельности, имеющей социальную направленность.
Чтобы детально рассмотреть данный вопрос, нужно понять каким образом происходит классификация юридических лиц в рамках законодательства Российской Федерации, поскольку отнесение соответствующего вида юридических лиц к той или иной группе определяет его правовой режим и особенности организации деятельности.
В пункте 3 статьи 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) основанием классификации является соотношение прав учредителей в отношении созданного юридического лица. [1]
В данном случае потребительский кооператив является корпоративной организацией, имеющей корпоративные права в отношении созданных хозяйственных обществ.
На основании статьи 50 ГК РФ одной из форм некоммерческих организаций являются потребительские кооперативы и как известно главным признаком осуществления некоммерческой деятельности является то, что она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между участниками. [1]
Однако в статье 5 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085–1 (ред. от 02.07.2013) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее — закон о потребительской кооперации) сказано, что потребительский кооператив имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан и распределять доходы между пайщиками в соответствии с Уставом кооператива. [3]
Данные нормы, определяют особенности статуса кооперативов и позволяют, пользуясь рядом преимуществ расширять рамки своей правоспособности, при этом сохраняя социальную значимость их создания, которая и устанавливает статус некоммерческой структуры кооператива.
Возвращаясь к вопросу ведения кооперативной деятельности и правомочий потребительского кооператива, направленных на удовлетворение нужд пайщиков, возникают вопросы финансирования и подержания хозяйственной деятельности потребительского кооператива.
На практике большинство потребительских кооперативов не ведут коммерческую деятельность и существуют исключительно на дополнительные взносы пайщиков, направленные на содержание хозяйственных процессов. Но данный механизм не гарантирует финансовую безопасность и непрерывность своего существования. Следовательно, для ведения кооперативной деятельности и её содержания необходим механизм, который сможет гарантировать финансовое обеспечение некоммерческой деятельности кооператива.
И кооперативное законодательство Российской Федерации предоставило данную возможность, предусмотрев в законе о потребительской кооперации (статья 5) правомочия потребительского кооператива по созданию хозяйственных обществ. [3]
В тексте указанного закона нет прямого определения, раскрывающего понятие «хозяйственное общество», однако пункт 1 статьи 1 закона о потребительской кооперации относит указанные общества к организациям потребительской кооперации.
При этом пункт 4 статьи 66 ГК РФ предоставляет возможность создания хозяйственного общества в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, которое в свою очередь имеет право вести коммерческую деятельность с целью получения прибыли. [1] [
Успешное выполнение потребительским кооперативом социальных задач, напрямую связано с осуществлением хозяйственной деятельности, которая требует устойчивого экономического развития и повышения рентабельности.
Именно поэтому, расходы организаций потребительской кооперации не должны превышать их доходы, которые являются главным источником их плодотворного социально-экономического развития.
Для этого потребительский кооператив создает хозяйственное общество (являясь единственным учредителем), в большинстве случаев в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью, для ведения определенной коммерческой деятельности и получения прибыли, которую общество в дальнейшем вносит в потребительский кооператив на ведение уставной деятельности и содержание кооперативных процессов.
Данный механизм ведения деятельности основывается на положениях пункта 29 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), в котором сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей. [2]
Анализируя данный пункт можно прийти к нескольким выводам, первым из которых является обязательность платежей некоммерческим организациям. Рассматривая данное условие в аспекте отношений между организациями потребительской кооперации, возникает вопрос каким образом данная обязанность закрепляется за созданным обществом.
На практике данный тезис определяется в Уставе организации с указанием условий, сроков, размеров и видов внесения взносов в потребительский кооператив. Эти параметры определяются общим собранием пайщиков/уполномоченных кооператива и чаще всего предоставляют собой членские взносы в фонд развития потребительской кооперации с ежемесячной или ежеквартальной периодичностью.
Также особенностью данных взаимоотношений для общества с ограниченной ответственностью является то, что налогооблагаемая база организации сокращается на сумму внесенных взносов, при условии нахождения ООО на упрощенной системе налогообложения (15 %).
И говоря о данной особенности, по общему правило в соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощённую систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %. [2]
Однако в данном пункте существуют исключения, которые распространяются в том числе на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские кооперативы и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законом о потребительской кооперации.
Это позволяет хозяйственному обществу, единственным учредителем которого является потребительский кооператив, находиться на УСН 15 % и уменьшать свою налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму обязательных взносов в кооператив. При этом необходимо помнить, что доходы организации не должны превышать 150 млн рублей и средняя численность работников 100 человек.
Таким образом возможно осуществление следующей хозяйственной схемы:
Подобная деятельность выгодна как Кооперативу, т. к. обеспечивается финансовая стабильность и финансирование некоммерческой деятельности, так и хозяйственному обществу, за счет сокращения налогооблагаемой базы. Данное взаимодействие позволяет Кооперативу решать свои социальные и экономические задачи, направленные на удовлетворение потребностей пайщиков, а хозяйственные общества, не являясь собственниками используемого имущества, имеют возможность проявить самостоятельность в осуществлении отдельных хозяйственных операций и получить материальное вознаграждение в зависимости от конкретных результатов своего труда.
Подводя итог вышеизложенной информации, можно прийти к закономерному выводу о том, что вопрос финансового обеспечения некоммерческой деятельности потребительского кооператива является одним из самых важных в ведении кооперативной деятельности. Отсутствие средств на хозяйственные расходы, такие как аренда помещений, доставка имущества для пайщиков и т. п., является одной из самых частых причин прекращения деятельности кооператива. Именно поэтому возможность создания устойчивого механизма подержания указанной деятельности в рамках законодательства о кооперации, который был рассмотрен в данной статье, является очень важным аспектом кооперативных процессов и чем больше возможностей, связанных с созданием хозяйственных обществ потребительским кооперативом предоставляется, тем больше особенностей раскрывается при анализировании норм гражданского и налогового законодательства по данному вопросу. При этом основополагающим принципом использования указанного механизма потребительскими кооперативами является юридическое закрепление порядка и условий взаимодействия в учредительных документах кооператива и общества и налаживание хозяйственных процессов в соответствии с установленными требованиями.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).
- Закон РФ от 19.06.1992 г. № 3085–1 (последняя редакция) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).