Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пересыпкина, Ю. Ю. Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Ю. Ю. Пересыпкина, В. М. Шурховецкая, И. Н. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80635/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверную разницу в сторону увеличения совершенствования физических навыков и общего представления о физической культуре.

Ключевые слова: одаренность, обучающиеся, физическая культура, педагогическая деятельность, учитель.

Введение. Воспитание здорового поколения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является одной из важнейших задач современной школы.

Проблема воспитания и обучения одарённых детей в условиях физкультурно-образовательного пространства приобретает ещё большую значимость на современном этапе. Изучение особенностей одарённых детей в области физической культуры и спорта в настоящее время становится актуальным и необходимым.

Н. В. Ахаева в научном исследовании на концептуально уровне раскрыла научные и педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства [1].

Укрепление соматического и психического здоровья, обеспечение личностного роста и формирование позитивных личностных качеств подрастающего поколения является важной задачей, решение которой возможно через физкультурно-оздоровительные программы, в том числе.

Актуальность формирования здоровой и творческой личности обусловлена государственными требованиями к уровню физической подготовленности населения и нацеленными на развитие массового спорта и оздоровление нации. В связи с этим проявляется тенденция создания спортивных секций, клубов, спортивных комплексов, в которых могли бы заниматься школьники, в том числе со спортивной одаренностью и обеспечивали бы выявление одаренных детей.

И. Ю. Соколик предложила разработанную авторскую методологическую и организационно-методическую систему, позволяющая проводить экспертизу различных сторон одаренности спортсменов с помощью автоматизированных диагностических средств. Автором также разработаны и используются модели и методы для диагностики спортивной одаренности по различным видам спорта [4].

Учеными в области преподавания физической культуры в школах дано определение спортивной одаренности. Отличительная черта спортивно и физически одаренных обучающихся — это энергичность, стремление к участию во всевозможных физкультурно-оздоровительных соревнованиях, подвижных спортивных играх, высокий уровень концентрации внимания, быстрота реакции, легкость в движениях, хорошая координация, физическая выносливость (Л. В. Барышева, Г. И. Семенова, И. Ю. Соколик, Г. С. Ушканова, А. С. Фетисов и др.).

Создание условий для развития и совершенствования спортивно одаренных детей обосновано в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Предполагается, что спортивно-оздоровительная деятельность учителя физической культуры должна носить системный характер и строиться на следующих принципах:

— выявление спортивно одаренных обучающихся на протяжении всего процесса обучения;

— психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с признаками одаренности и одаренных;

— индивидуально-личностная траектория и дорожная карта, позволяющая проводить мониторинг и удовлетворять запросы спортивно одаренных обучающихся;

— обеспечение вариативности образовательной деятельности с точки зрения содержания, форм и методов обучения в зависимости потребностей и специфики спортивной направленности.

Изучение диссертационных исследований, научной литературы, содержание ФГОС ОО и ВФСК ГТО, дали основание для определения темы исследования и постановки цели — спроектировать и экспериментально проверить педагогическую концепцию работы с одаренными детьми на уроках физической культуры.

Задачи: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации; разработка педагогической концепции работы со спортивно одаренными детьми; определить критериально-оценочную базу мониторинга уровней физической подготовки одаренных детей.

Объект исследования — спортивно одаренные обучающиеся.

Предмет исследования — содержание и процесс педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ОО.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МБОУ СОШ № 74 г. Воронежа. Начало эксперимента 2019 год.

Методы исследования: мониторинг по результатам реализации педагогической концепции, заложенной в модели, как системе работы со спортивно одаренными обучающимися. Спортивные соревнования, игры, выполнение спортивных упражнений.

Модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Рис. 1. Модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Результаты и их обсуждение

Основываясь на научном обосновании развития и диагностики спортивной одаренности Д. В. Крылова и проведя собственный эксперимент, мы получили следующие результаты [2]:

— предложенная педагогическая концепция как вариант решения проблемы развития спортивно одаренных обучающихся школ направлена на совершенствование работы учителя физической культуры в данном направлении;

— разработанная и реализуемая модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры обоснована необходимостью применения системной педагогической технологии индивидуального развития спортивно одаренного школьника.

Вывод. Исследование позволило сделать следующий вывод: программа работы с одаренными детьми должна основываться на комплексных личностно-образовательных моделях, которые могут представлять сложные конструкты, включающие необходимую и достаточную совокупность характеристик, отражающих типологическую классификацию одаренных детей.

Литература:

  1. Ахаева Н. В. Научно-педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства. Дисс…доктора пед. наук. Усть-Каменогорск — 2016, — 356 с.
  2. Крылов Д. В. Спортивная одаренность в России: поиск, диагностика, развитие // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 6, URL: ttps://mir-nauki.com/PDF/24PDMN618.pdf (дата обращения 29.04.2021)
  3. Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст]: психология развития. / П. Пепинский; пер.с англ. — М.: Прогресс, 1996. — 115 с.
  4. Соколик И. Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности. Дисс…доктора пед. наук. Минск, — 1998, — 356 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, педагогическая концепция работы, ребенок, спортивная одаренность, обучающийся, педагогическая деятельность, условие реализации, общее образование, федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС до в процессе формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме применения проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения в рамках ФГОС ДО по формированию культуры общения ребенка-дошкольника. Рассмотрены аксиомы построения проектной деятельности. Представлены ...

Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации

Описана интегративная модель совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в детском саду. Сделаны выводы об эффективности модели в вопросах воспитания и развития дошкольников. Доказано, что педагогические условия реализации модели...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позво...

Похожие статьи

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Коллаборация педагогов дошкольной образовательной организации в воспитательно-образовательной области на основе возможностей логопункта

Статья посвящена комплексному воспитательно-образовательному процессу в дошкольной образовательной организации. Показано, что эффективность образовательно-воспитательного процесса зависит от консолидации усилий, направленных на развитие самостоятельн...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС до в процессе формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме применения проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения в рамках ФГОС ДО по формированию культуры общения ребенка-дошкольника. Рассмотрены аксиомы построения проектной деятельности. Представлены ...

Интеграция и реализация образовательных областей «Музыка» и «Воспитание» в дошкольной образовательной организации

Описана интегративная модель совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя в детском саду. Сделаны выводы об эффективности модели в вопросах воспитания и развития дошкольников. Доказано, что педагогические условия реализации модели...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Содействие педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников

В статье рассматривается процедура эмпирического исследования, посвященного содействию педагога-психолога в развитии навыков учебной саморегуляции у младших школьников. Описываются направления психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в ос...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Формирование самостоятельности и инициативы детей через физическое развитие и музыку в условиях ДОУ

В статье рассматриваются вопросы воспитания навыков самостоятельности детей дошкольного возраста. Предложены формы и методы развития самостоятельности детей на занятиях физической культурой и музыкальных праздниках. Самостоятельная деятельность позво...

Задать вопрос