В статье рассмотрены особенности совершенствования системы управления затратами. Также исследованы направления совершенствования системы управления затратами в АО «Россельхозбанк» в сфере управления организационной структурой и управления рисками.
Ключевые слова: система управления затратами, управление организационной структурой, измерение результатов деятельности банка.
The article discusses the features of improving the cost management system. The directions of improving the cost management system in JSC «Rosselkhozbank» in the field of organizational structure management and risk management were also investigated.
Keywords: cost management system, management of organizational structure, measurement of bank performance.
Банковский сектор в Российской Федерации развивается стремительными темпами. При этом успехи в его развитии зачастую отмечены и на международном уровне, инвестиционный рейтинг постоянно повышается, а успехи в банковской сфере влияют на экономическую ситуацию в стране в целом [1].
Во многом данному развитию способствует поддержание кредитного банковского обслуживания в финансовом секторе. Совершенствование и модернизация банковского обслуживания в целом возможны благодаря стабилизации экономического положения в РФ. Рассмотрим особенности системы управления затратами на примере АО «Россельхозбанк».
Актуальные направления совершенствования системы управления затратами в АО «Россельхозбанк» в настоящий момент — это регулирование стоимости финансовых услуг и совершенствование управленческой информационной системы.
Динамика образования стоимости финансовых услуг банка и осуществления затрат показывают специализацию деятельности банков со стороны спроса на финансовые ресурсы, параметры перераспределения средств в разрезе вкладчиков и заёмщиков, a конечный итог — эффективность деятельности банка как предприятия, последнюю стадию связи финансовой и производственной деятельности [2, с. 29].
Поскольку банки заняты оказанием посреднических финансовых услуг, мы можем рассматривать трансформацию банковских пассивов и собственного капитала банка в доходные активы как своего рода производственный процесс. Таким образом вопросы повышения эффективности затрат и экономии от роста масштабов производства и расширения сфер банковских услуг важны уже сами по себе. Способность менеджеров АО «Россельхозбанк» производить финансовую продукцию и услуги с минимальными затратами и добиваться экономии в этом производственном процессе играет решающую роль при определении того, насколько успешно АО «Россельхозбанк» будет функционировать. Более того, в эффективно работающих банках доходы акционеров вообще не могут быть максимизированы без минимизации издержек. В тех динамических условиях, в которых функционирует сфера финансовых услуг, факторы изменений требуют всё большего и большего внимания к контролю уровня издержек. Внимание к этим факторам становится залогом успеха АО «Россельхозбанк».
В соответствии со стратегией развития АО «Россельхозбанк», для совершенствования системы управления затратами предусмотрены следующие мероприятия [3]:
- АО «Россельхозбанк» будет совершенствовать управление организационной структурой уделяя особое внимание: усилению функционального управления бизнесом и его поддержкой в региональной сети со стороны подразделений головного офиса Банка.
- Дальнейшее развитие получит система финансовых и нефинансовых ключевых показателей эффективности, проекты по повышению эффективности бизнес-процессов, основными из которых являются кредитный процесс, продажи и обслуживание клиентов, а также внедрение стандартов корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами.
- Приоритетными направлениями в части совершенствования системы управления затратами являются: построение автоматизированных целевых процессов кредитования, дифференцированных в зависимости от сегмента бизнеса и учитывающих отраслевые особенности; повышение прозрачности процесса принятия решений, ускорение сроков рассмотрения кредитных заявок и снижение себестоимости процессов; повышение качества системы управления кредитными рисками; оптимизация процесса оперативного выявления и работы с потенциально проблемной и проблемной задолженностью. Дальнейшее внедрение лучших практик и технологий в данной области позволит повысить качество кредитного портфеля и уровень удовлетворенности клиентов.
Кроме того, в целях повышения эффективности деятельности, защиты интересов акционеров, кредиторов и вкладчиков АО «Россельхозбанк»на постоянной основе обеспечит развитие системы внутреннего контроля, дополнение и совершенствование процедур внутреннего контроля, методов внутреннего аудита, процессов и процедур контроля за функционированием системы управления рисками и капиталом, достижением стратегических целей и ориентиров.
Для обеспечения измерения результатов деятельности банка и удовлетворения разнообразных информационных потребностей необходимо создать управленческую информационную систему. Эта система состоит из взаимосвязанных подсистем, которые выдают информацию, необходимую для управления банком. Основное место в этом случае занимает бухгалтерская подсистема, поскольку ей принадлежит ведущая роль в управлении потоками экономических данных и направлении их во все подразделения банка, а также заинтересованным лицам вне банка. Данная подсистема — бухгалтерский учёт — представляет собой финансовый центр управленческой информационной системы, который позволяет как управленческому аппарату, так и внешним пользователям иметь полную картину деятельности банка.
Итак, актуальными проблемами в рассматриваемой области является нормативный контроль и надзор со стороны контролирующих органов, проверки деятельности и вопросы экономической безопасности. Система управления затратами и сфера управления банковскими рисками нуждается в дальнейшем поддержании и развитии, улучшении кадрового ресурса, поддержании здоровой конкуренции, так как обеспечивает развитие банковской системы в целом.
Литература:
- Экономика. Moody’s повысило рейтинг России со спекулятивного до инвестиционного уровня // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles /2019/02/09/793707-moodys. (дата обращения: 30.04.2021).
- Лоханова В. Н. Мониторинг экономической безопасности организации // Вестник университета. — 2016. — N 3. — С. 27–33.
- Анализ тенденций на рынке кредитования физических лиц в 2015–2019 годах на основе данных бюро кредитных историй // Центральный банк Российской Федерации. — 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cbr.ru/Content. (дата обращения: 30.04.2021).
- Майстренко Г. А., Майстренко А. Г. Правовая природа корпоративных отношений // Государственная служба и кадры. — 2020. — № 1. — С. 91–94.