В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучения теоретического материала сделаны рекомендации для классных руководителей в процессе формирования самоуправления.
Ключевые слова: самоуправление, ученический коллектив, развитие самоуправления, воспитание, младшие школьники.
Одной из важных тенденций воспитания и социализации младших школьников является развитие личности ребенка в условиях становления ученического коллектива. Детское сообщество, перерастающее в коллектив, рассматривается одновременно как фактор, условие и способ индивидуально-личностного развития. Данный подход не является новым. Он подробно изучен и подтвержден на практике еще советскими учеными-педагогами — А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинский и др. В современных социально-педагогических условиях очевидна значимость данного подхода, но нельзя недооценивать и препятствия, которые возникают при его реализации. Среди них: отсутствие у младших школьников опыта социально ориентированной деятельности совместно со сверстниками и взрослыми, старшими детьми; эгоизм и потребительское отношение к жизни; самоизоляция детства и пр. На наш взгляд, общеобразовательная школа может скорректировать эти негативные тенденции, прежде всего организуя ученическое самоуправление как метод и благоприятную воспитательную среду.
Проблема самоуправления была рассмотрена многими отечественными учёными: Н. К. Крупской, В. М. Коротовым, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким и др.; в зарубежной педагогике — Ч. Бернардом, Т. Парсонсом, Г. Сайменоми др.
А. С. Макаренко дал такое определение самоуправлению: «совместная деятельность детей, которая обеспечивает необходимое развитие равных, деятельностных отношений в детской среде, задающей реальные возможности гражданского и личностного самоопределения детей и подростков»
А. С. Макаренко утверждал, что методика воспитания должна основываться на общей организации жизни, целями которой являются повышение культурного уровня, организация тона, стиля работы, организация здоровой перспективы развития, индивидуальное внимание к ученикам.
Совершенствуются отдельные элементы, формы, структуры самоуправления, виды самостоятельной деятельности, а сущность самоуправления со временем не изменяется, педагогические идеи А. С. Макаренко относительно организации самоуправления актуальны и сегодня.
С современных позиций, самоуправление определяют как «способ организации и управления этой жизнедеятельностью, где есть свобода выбора и самоопределение, согласование личных и общих целей и ценностей, где переплетаются игра, познание и труд (основные виды деятельности человека), где общение является содержательным и интересным, а не бездеятельным и пустым, где одновременно развивается и коллектив, и каждая личность» [4].
А также следует рассмотреть определение самоуправления Л. И. Новиковой: «Самоуправление — это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля» [2].
Теоретическое исследование позволило нам уточнить определение детского самоуправления. Мы понимаем его как коллективную ученическую деятельность, демократическую и направленную на формирование личностных, гражданственных, коммуникативных и управленческий умений и навыков.
Среди основных целей, которые стоят перед самоуправлением можно выделить следующие: развитие детской группы до необоримого уровня сплоченности; установление у учащихся готовности к выполнению разнообразных заданий; помощь ученикам в решении образовательных, общественных вопросов, затрагивающих кругозор школьников; создание среды для всестороннего развития школьников.
Динамику развития ученического самоуправления можно отслеживать по следующим признакам (критериям): решения принимаются самостоятельно; в принятии решений и организации деятельности преобладает принцип коллективности; инициативность учеников в реализации дел, постановке проблем; общественная деятельность детей; работоспособность органов самоуправления; адекватная самооценка членов коллектива, требовательность и др.
Самоуправление — процесс динамичный. Важную роль в его развитии играет учитель. Рассмотрим действия педагога в соответствии с этапами развития самоуправления:
- Зарождение.
Задача: ознакомить с возможностями учащихся по выбору целей деятельности, сравнивать их, представить, включая прогнозирование результатов.
Цели педагога: избавить детей от пассивности и безответственности, побудить участвовать в организации разнообразной деятельности; успешность работы коллектива зависит от индивидуальной уверенности учеников; сформировать у детей требуемые знания, умения и навыки для работы в управлении коллективом.
- Становление.
Задача педагога: обеспечить самостоятельность выбора учащихся целей и их реализаций, пути их достижения.
- Самосовершенствование.
Перед педагогом стоит задача: стимулировать самоуправленческие функции. Рекомендуемые методы: совет, консультация, личный пример педагога.
Способы включения детей в самоуправленческую деятельность:
- Организовать добровольность;
- Закрепить в сознании детей значимость и важность предстоящей работы, а также ответственность за процесс и результаты;
- Педагог должен подготовить детей к будущей работе.
Обобщая результаты теоретического исследования, мы пришли к выводу, что современному педагогу при организации самоуправления в классе, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Дети должны сами выполнять посильный им труд.
- Педагог не должен заменять органы самоуправления и решать вопросы по деятельности органов самоуправления.
- Советы и предложения педагога должны быть рекомендательного характера.
- Помощь педагога должна быть скрытой, косвенной.
- Если решения органов самоуправления сложно выполнимы, педагог должен направить детей на более достижимый путь решения задач.
- Педагог должен следить за формированием социальной и гражданственной самореализации учеников.
- Необходимо совместное участие педагога и учащихся в организации воспитательных дел, вне учебной деятельности.
- Самоуправление должно включать в себя такую деятельность, которая формирует понимание о здоровом образе жизни, развитие самостоятельности, активную жизненную позицию и навыки управленческой деятельности.
- Дети сами часто предлагают модификации в образовательном процессе для повышения качества образования, а также пути решения ученических проблем.
- Педагог может направить инициативу органов самоуправления в сферы деятельности такие, как учебная, досуговая, общественно-трудовая, бытовых проблем.
Детское самоуправление при правильной его организации может стать конструктивной частью целостной воспитательной системы школы, ее уклада. Обеспечит непрерывность детства, позитивное воспитательное и социализирующее воздействие на процесс взросления младших школьников.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
- Радомысльская Е. А. Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских объединение через призму истории// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С.752–755
- Н. К. Крупская о самоуправлении школьников // информационный студенческий ресурс studopedia.ru URL: https://studopedia.ru/21_41323_nk-krupskaya-o-samoupravlenii-shkolnikov.html#:~:text=Задачей %20самоуправления %20в %20школе %2C %20по,детей %20коллективно %20строить %20новую %20жизнь (дата обращения: 04.04.2021)
- Как организовать ученическое самоуправление? Практическое руководство к действию/ из опыта инновационной деятельности школы № 287 Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2017. 145 с.