Организация детского самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 05.05.2021

Статья просмотрена: 975 раз

Библиографическое описание:

Дьяченко, А. А. Организация детского самоуправления / А. А. Дьяченко, А. М. Смоличева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 286-287. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80704/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье характеризуется роль самоуправления в процессе воспитания младших школьников в условиях реализации образовательных стандартов начального общего образования. Выделены особенности организации ученического самоуправления. По результатам изучения теоретического материала сделаны рекомендации для классных руководителей в процессе формирования самоуправления.

Ключевые слова: самоуправление, ученический коллектив, развитие самоуправления, воспитание, младшие школьники.

Одной из важных тенденций воспитания и социализации младших школьников является развитие личности ребенка в условиях становления ученического коллектива. Детское сообщество, перерастающее в коллектив, рассматривается одновременно как фактор, условие и способ индивидуально-личностного развития. Данный подход не является новым. Он подробно изучен и подтвержден на практике еще советскими учеными-педагогами — А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинский и др. В современных социально-педагогических условиях очевидна значимость данного подхода, но нельзя недооценивать и препятствия, которые возникают при его реализации. Среди них: отсутствие у младших школьников опыта социально ориентированной деятельности совместно со сверстниками и взрослыми, старшими детьми; эгоизм и потребительское отношение к жизни; самоизоляция детства и пр. На наш взгляд, общеобразовательная школа может скорректировать эти негативные тенденции, прежде всего организуя ученическое самоуправление как метод и благоприятную воспитательную среду.

Проблема самоуправления была рассмотрена многими отечественными учёными: Н. К. Крупской, В. М. Коротовым, А. С. Макаренко, С. Т. Шацким и др.; в зарубежной педагогике — Ч. Бернардом, Т. Парсонсом, Г. Сайменоми др.

А. С. Макаренко дал такое определение самоуправлению: «совместная деятельность детей, которая обеспечивает необходимое развитие равных, деятельностных отношений в детской среде, задающей реальные возможности гражданского и личностного самоопределения детей и подростков»

А. С. Макаренко утверждал, что методика воспитания должна основываться на общей организации жизни, целями которой являются повышение культурного уровня, организация тона, стиля работы, организация здоровой перспективы развития, индивидуальное внимание к ученикам.

Совершенствуются отдельные элементы, формы, структуры самоуправления, виды самостоятельной деятельности, а сущность самоуправления со временем не изменяется, педагогические идеи А. С. Макаренко относительно организации самоуправления актуальны и сегодня.

С современных позиций, самоуправление определяют как «способ организации и управления этой жизнедеятельностью, где есть свобода выбора и самоопределение, согласование личных и общих целей и ценностей, где переплетаются игра, познание и труд (основные виды деятельности человека), где общение является содержательным и интересным, а не бездеятельным и пустым, где одновременно развивается и коллектив, и каждая личность» [4].

А также следует рассмотреть определение самоуправления Л. И. Новиковой: «Самоуправление — это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля» [2].

Теоретическое исследование позволило нам уточнить определение детского самоуправления. Мы понимаем его как коллективную ученическую деятельность, демократическую и направленную на формирование личностных, гражданственных, коммуникативных и управленческий умений и навыков.

Среди основных целей, которые стоят перед самоуправлением можно выделить следующие: развитие детской группы до необоримого уровня сплоченности; установление у учащихся готовности к выполнению разнообразных заданий; помощь ученикам в решении образовательных, общественных вопросов, затрагивающих кругозор школьников; создание среды для всестороннего развития школьников.

Динамику развития ученического самоуправления можно отслеживать по следующим признакам (критериям): решения принимаются самостоятельно; в принятии решений и организации деятельности преобладает принцип коллективности; инициативность учеников в реализации дел, постановке проблем; общественная деятельность детей; работоспособность органов самоуправления; адекватная самооценка членов коллектива, требовательность и др.

Самоуправление — процесс динамичный. Важную роль в его развитии играет учитель. Рассмотрим действия педагога в соответствии с этапами развития самоуправления:

  1. Зарождение.

Задача: ознакомить с возможностями учащихся по выбору целей деятельности, сравнивать их, представить, включая прогнозирование результатов.

Цели педагога: избавить детей от пассивности и безответственности, побудить участвовать в организации разнообразной деятельности; успешность работы коллектива зависит от индивидуальной уверенности учеников; сформировать у детей требуемые знания, умения и навыки для работы в управлении коллективом.

  1. Становление.

Задача педагога: обеспечить самостоятельность выбора учащихся целей и их реализаций, пути их достижения.

  1. Самосовершенствование.

Перед педагогом стоит задача: стимулировать самоуправленческие функции. Рекомендуемые методы: совет, консультация, личный пример педагога.

Способы включения детей в самоуправленческую деятельность:

  1. Организовать добровольность;
  2. Закрепить в сознании детей значимость и важность предстоящей работы, а также ответственность за процесс и результаты;
  3. Педагог должен подготовить детей к будущей работе.

Обобщая результаты теоретического исследования, мы пришли к выводу, что современному педагогу при организации самоуправления в классе, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Дети должны сами выполнять посильный им труд.
  2. Педагог не должен заменять органы самоуправления и решать вопросы по деятельности органов самоуправления.
  3. Советы и предложения педагога должны быть рекомендательного характера.
  4. Помощь педагога должна быть скрытой, косвенной.
  5. Если решения органов самоуправления сложно выполнимы, педагог должен направить детей на более достижимый путь решения задач.
  6. Педагог должен следить за формированием социальной и гражданственной самореализации учеников.
  7. Необходимо совместное участие педагога и учащихся в организации воспитательных дел, вне учебной деятельности.
  8. Самоуправление должно включать в себя такую деятельность, которая формирует понимание о здоровом образе жизни, развитие самостоятельности, активную жизненную позицию и навыки управленческой деятельности.
  9. Дети сами часто предлагают модификации в образовательном процессе для повышения качества образования, а также пути решения ученических проблем.
  10. Педагог может направить инициативу органов самоуправления в сферы деятельности такие, как учебная, досуговая, общественно-трудовая, бытовых проблем.

Детское самоуправление при правильной его организации может стать конструктивной частью целостной воспитательной системы школы, ее уклада. Обеспечит непрерывность детства, позитивное воспитательное и социализирующее воздействие на процесс взросления младших школьников.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
  2. Радомысльская Е. А. Современные аспекты формирования ученического самоуправления в детских объединение через призму истории// Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С.752–755
  3. Н. К. Крупская о самоуправлении школьников // информационный студенческий ресурс studopedia.ru URL: https://studopedia.ru/21_41323_nk-krupskaya-o-samoupravlenii-shkolnikov.html#:~:text=Задачей %20самоуправления %20в %20школе %2C %20по,детей %20коллективно %20строить %20новую %20жизнь (дата обращения: 04.04.2021)
  4. Как организовать ученическое самоуправление? Практическое руководство к действию/ из опыта инновационной деятельности школы № 287 Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2017. 145 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, ребенок, самоуправление, ученическое самоуправление, детское самоуправление, организация самоуправления, ученический коллектив.


Ключевые слова

воспитание, младшие школьники, самоуправление, ученический коллектив, развитие самоуправления

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Повышение уровня социально-личностного развития дошкольника в условиях детской театральной студии

В статье рассмотрены особенности организации деятельности детской театральной студии в условиях дошкольной образовательной организации, а также организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Инновационный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы создания модели непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Культура питания в дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает привитие основ культуры поведения за столом детей дошкольного возраста, подчеркивается необходимость формирования культуры питания с дошкольного детства как значимого этапа в развитии человека.

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Повышение уровня социально-личностного развития дошкольника в условиях детской театральной студии

В статье рассмотрены особенности организации деятельности детской театральной студии в условиях дошкольной образовательной организации, а также организационно-педагогическое сопровождение социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Инновационный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций

В данной статье рассматриваются теоретические вопросы создания модели непрерывного профессионального развития педагогов дошкольного образования.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

О реализации практики наставничества молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Статья раскрывает понятие наставничества, его функции. Описывается специфика наставничества в дошкольной образовательной организации. Автор приводит опыт реализации практики наставничества, описывает методы и инструменты, используемые в процессе.

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Культура питания в дошкольной образовательной организации

В статье автор рассматривает привитие основ культуры поведения за столом детей дошкольного возраста, подчеркивается необходимость формирования культуры питания с дошкольного детства как значимого этапа в развитии человека.

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Задать вопрос