В данной статье рассматривается понятие криминалистического прогнозирования и планирования Органами Прокуратуры РФ, дается понятия планирования, рассматривается взаимосвязь прогнозирования и планирования, анализируется некоторая статистика, которая ведется Органами Прокуратуры РФ.
Ключевые слова: прогнозирование, планирование, Прокуратура РФ, органы управления, информационные данные.
Преступность развивается и формируется во всех слоях жизни населения, и с каждым годом происходит увеличение ее масштабов, в связи с экономическими, политическими, социальными и многими другими преобразованиями. Поэтому актуальным на сегодняшний период времени становятся способы и методы прогнозирования и планирования преступности, способы ее проявлений, принятия управленческих решений по поводу криминогенной ситуации и т. д.
Прогнозирование изучается во всех областях деятельности, как в экономике, политике, так и в криминалистике. Прогнозирование дает наилучший способ получения информации на будущее, с учетом тех показателей и факторов возникновения и проявления преступности в прошлом. Прогнозирование и планирование, по сути, отличаются целями и задачами. Если, целью прогнозирование является выявление в будущем возможных вариантов изменения преступности, которые способствуют снижению преступности, то целью планирования является разработка стратегических планов, которые устанавливают сроки, необходимые ресурсы, средства для борьбы с преступностью [3].
Прогнозирование и планирования тесно сопряжены тем, что прогнозирование предшествует выполнению плана, дает необходимую информацию для составления планов, и чем точнее прогноз, тем больше оснований для обеспечения правильного планирования. Сама суть криминалистического планирования корреспондируется с принципами социально-экономического планирования, определяя цель, характер, деятельность, верное и точное соблюдение принципов планирования, образовывает предпосылки для эффективной деятельности в сфере профилактики преступлений, и снижает вероятность отрицательных результатов [2].
Криминологические планы должны разрабатываться как в целом по государству, так и в региональном и муниципальном масштабе, как в целом по органам внутренних дел, так по подразделениям. При планировании дается оценка оперативной обстановки, обуславливаются мероприятия по наиболее оптимальной расстановке сил и средств, разрабатывается подготовка и проведение разного рода мероприятий. Криминалистическое прогнозирование и планирование преступности осуществляется Органами Прокуратуры РФ. Соответственно Федеральному закону от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» — это «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ» [1].
Прокуратура РФ в своей деятельности прогнозирует уровень преступности по любому региону, на любой территории, разрабатывает с учетом этих прогнозов мероприятия по профилактике преступности. Весьма важно, то, что планирование мероприятий по профилактике преступности может быть верным в случае точного криминалистического прогноза, точных информационных данных. Прокуратура РФ в сфере свое деятельности также контролирует уровень преступности на территории РФ и по субъектам РФ [5].
Например, по статистическим данным в 2020 году выявлено 4134954 нарушений закона субъектов РФ, видим снижение динамики на 0,7 %, в основном по протестам динамика увеличилась в 2020 году на 0,9 % и составила 420739 нарушений, повышение произошло также по внесенным преставлениям на 4,6 %, предостережениям лиц о недопустимости нарушения закона на 13,8 % [4].
Рис. 1. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Снижение динамики произошло по таким критериям как направлений исков, заявлений в суд на 10,7 %, удовлетворено исков и прекращено дел ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора на 13,4 %, но и также видим, что в 2020 году Прокуратурой РФ отмечается снижение возбуждения уголовных дел на 5,2 % [4].
Рис. 2. Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина [4]
Надзор Прокуратуры РФ за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина показал следующие результаты: в 2020 году выявлено нарушений закона 2427878 ед., то есть происходит снижение по сравнению с 2019 годом на 2,0 %, также наблюдается снижение уголовных дел на 11,9 % в 2020 году, снижение исков, заявлений в сух на 14,6 %, к дисциплинарной ответственности в 2020 году привлечено 490518 лиц, что на 0,4 % больше, чем в 20159 году, предостережено лиц о недопустимости нарушения закона — 65872 ед., что на 21,1 % больше в 2020 году, чем в 2019 году. Надзор Прокуратурой РФ за законностью исполнения уголовных наказаний показал следующее: в 2020 году происходит увеличение проверок на 0,7 %, что составляет 53674 ед., выявлено нарушений закона 124586 ед. в 2020 году, что на 1,0 % больше, чем в 2019 году, по представлению прокурора привлечено 2234 лиц к административной ответственности, что на 2,0 % больше, чем в 2019 году, по представлению прокурора привлечено 45484 лиц к дисциплинарной ответственности, что на 3,0 % больше, чем в 2019 году [4].
Рис. 3. Результаты рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений [4]
По результатам рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений видим следующую тенденцию: поступило обращений в 2020 году 4691085 ед., что на 1,3 % меньше, чем в 2019 году, всего рассмотрено обращений в 2020 году 3421143 ед., что на 3,5 % меньше, чем в 2019 году, разрешено обращений 1931209 ед., что на 5,4 % меньше, чем в 2020 году, удовлетворено обращений 313162 ед., что на 12,4 % меньше в 2020 году, чем в 2019 году [4].
Таким образом, приходим к выводу, что Органами Прокуратуры РФ осуществляется полное прогнозирование и планирование в координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью, статистические данные показывают. По результатам проверок выявлено много нарушений, но данные нарушения планируется предотвратить, с учетом всех требований [5]. Свою работу Прокуратура РФ планирует осуществлять в направлении контроля за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и т. д.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.12.2020 г) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2020. № 2201. — Ст. 121.
- Абызов К. Р. Проблемы криминологического прогнозирования и предупреждения региональной преступности (по материалам Сибирского федерального округа): дис. …канд. юрид. наук. — М., 2004. — 199 с. Криминология: учеб. / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — М.: Норма: Инфра-М, 2010. 800 с.
- Корелов О. А., Коробков М. П. Значение науки для обеспечения правоохранительной деятельности // Теоретико-правовые основы оперативно-розыскного обеспечения уголовного преследования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (21 ноября 2018 года): сборник статей / под ред. В. И. Шарова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2019. С. 68–76.
- Планирование в органах прокуратуры, виды планов [Электронный ресурс] / Режим доступа:http.www. jurkom74.ru›Учеба›Виды планов
- Статистические данные — Генеральная прокуратура... [Электронный ресурс] / Режим доступа:http.www. epp.genproc.gov.ru›web/gprf/activity/statistics