В формате данной научной статьи поднята проблематика в виде аттестации гражданских служащих как самостоятельного элемента прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации.
Информация представленная в данной научной статье, будет полезна самому широкому кругу читателей, как интересующихся вопросами прохождения государственной гражданской службы, так и лицам в ней работающим.
Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что тематика осуществления аттестации гражданских служащих Российской Федерации представляет собой очень важный элемент ее фактического осуществления, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.
Ключевые слова: гражданские служащие Российской Федерации, аттестация, члены аттестационной комиссии.
Согласно нормам ст.48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», аттестация гражданских служащих проводится один раз в три года с целью проверки их профессиональных и личных качеств, а также для определения соответствия занимания той или иной должности государственной службы в безусловном порядке всего рассматриваемого вопроса [1].
Перед началом проведения аттестации гражданских служащих, их непосредственный руководитель обязан предоставить следующие документы:
— мотивированный отзыв о результатах профессиональной деятельности соответствующего гражданского служащего;
— фактические сведения о выполненных гражданским служащим поручений и иных проектов должностных документов;
— и, наконец, пояснительная записка государственного служащего на отзыв своего непосредственного руководителя, при наличии такой необходимости.
Дополнительно ко всему вышесказанному также необходимо отметить следующее, аттестация не проводится в отношении следующих категорий гражданских служащих Российской Федерации в силу специфичности их правового и институционального статуса:
— гражданские служащие Российской Федерации категории «руководители»;
— гражданские служащие Российской Федерации категории «помощники (советники)».
Как об этом и было сказано выше в формате данной научной статьи, итоговая аттестация гражданских служащих Российской Федерации проводится один раз в три года, за исключением следующих случаев:
— при принятии решения о сокращении должностей гражданской службы в соответствующем государственном органе Российской Федерации;
— и при принятии решения об существенном изменении условий оплаты труда гражданских служащих Российской Федерации.
Кроме того, ранее установленного трехлетнего срока проведения аттестации гражданских служащих Российской Федерации, может проводиться и внеплановая, либо внеочередная аттестация при обязательном наличии соответствующего соглашения между сторонами данного служебного контракта.
Для реализации проведения аттестации гражданских служащих Российской Федерации, правовым актом соответствующего государственного органа нашей страны, формируется и создается уполномоченная аттестационная комиссия.
В непосредственный состав такой аттестационной комиссии, включаются следующие субъекты права:
— представитель нанимателя такого гражданского служащего Российской Федерации;
— начальники основных служб и отделов государственного органа Российской Федерации;
— представители научных образовательных и иных организаций Российской Федерации, при наличии такой необходимости.
В соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, общий срок пребывания членов в аттестационной комиссии не может превышать три года.
Еще одним немаловажным фактом выступает требование о том, что состав той или иной аттестационной комиссии государственного органа Российской Федерации должен быть составлен таким образом, чтобы не было факта возникновения конфликта интересов у его членов.
В случае факта неуважительного пропуска назначенного срока аттестации, гражданский служащий Российской Федерации должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Как того и требуют нормы действующего законодательства Российской Федерации, по результатам проведенной аттестации гражданских служащих, уполномоченной аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
— решение о соответствии гражданского служащего Российской Федерации, замещаемой должности;
— решение о соответствии гражданского служащего Российской Федерации, замещаемой должности и рекомендации включению в «кадровый резерв»;
— решение о соответствии гражданского служащего Российской Федерации, замещаемой должности, при получении дополнительного профессионального образования;
— и, наконец, решение о несоответствии гражданского служащего Российской Федерации, занимаемой должности гражданской службы.
В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
— подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
— направляется для получения дополнительного профессионального образования;
— понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
Подводя итог всему вышесказанному необходимо резюмировать следующее, «аттестация гражданских служащих как самостоятельный элемент прохождения государственной гражданской службы» по факту представляет собой очень важный правовой элемент, с которым хоть раз в жизни сталкивался каждый гражданин Российской Федерации, замещавший, либо замещающий ту или иную должность государственной гражданской службы нашей страны, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Электронный ресурс) // СПС Консультант Плюс.