Творческое становление Альфреда Жарри | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 03.05.2021

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Хварцкия, Л. Д. Творческое становление Альфреда Жарри / Л. Д. Хварцкия. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 313-316. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80714/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются основные события, повлиявшие на творческое становление А. Жарри, великого французского драматурга, автора нашумевшей пьесы «Король Убю», чей гениальный талант не был оценен современниками.

Ключевые слова: французский театр, Король Убю, драматург, публика.

Творческий путь Альфреда Жарри начинается в 90-е годы XIX столетия. История нам показывает, что рубеж эпох всегда характеризуется поиском новых векторов социально-культурного развития. Не исключением является и Франция, которая в этот период переживает ряд социальных потрясений: власть Третьей республики не желала мириться с позорным поражением во франко-прусской войне, поэтому всеми возможными и невозможными методами пыталась добиться реванша. В прессе с воодушевлением описывалась колониальная политика, как «великие победы французской армии». Что касается буржуа, то в этот период они стремились возродить все атрибуты прошлой, конечно, роскошной жизни господ, выдавая себя за новое поколение аристократического общества. Это «мнимое благородство» восхвалялось как в литературе, так и на сцене. Перечисленные и многие другие факторы развили благоприятную почву для зарождения анархистских движений, которые сопровождались террористическими актами на парижских улицах. В культурном пространстве Европы этого периода происходит расцвет авангардных движений, объединённые поиском пути к искусству нового времени, которое бы перешагнуло за границы символизма.

Таким образом, творческие принципы А. Жарри не могли быть не связаны с культурно-исторической средой, на которую выпало его становление как драматурга. Его творчество предвосхищало, а потому не вписывалось в критерии беззаботной картины жизни, которая царила в период «прекрасной эпохи» (belle époque), получившая свое наименование в результате расцвета различных областей культуры и рядом достижений в науке и технике, произошедших за период между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом. Драматург раньше других заговорил о неблагоприятном положении в мире, но большая часть французского общества, воодушевленная атмосферой «прекрасной эпохи», не хотела замечать предпосылки к тяжелейшим испытаниям, которые настигнут человечество в период двух мировых воин. Можно сказать, что Жарри: «подобно Рембо или Лотреамону, не столько выражал безмятежную атмосферу, царившую на авансцене «прекрасной эпохи», в которой он жил, сколько предвосхищал бунтарский дух времен, наступивших после первой мировой войны» [5, с. 54]. Именно поэтому талант А. Жарри не был признан при жизни писателя, современники не оценили его творчество.

Сегодня А. Жарри без всяких сомнений причисляют к классикам французской литературы, а его «теория патафизики» и новая модель театрального искусства признаны по всему миру великим наследием эпохи европейского авангарда. Но так было не всегда, дело в том, что Жарри нравился эпатаж, он стремился шокировать публику как на сцене, так и в жизни. Доказательством этому служили его произведения, поступки, стиль одежды, а также манера разговора, поэтому долгое время имя драматурга было объектом эксцентричных легенд.

Однако, обращаясь к юным годам А. Жарри, мы узнаем о противоположных качествах молодого драматурга: «По-человечески он был сердечен и даже сентиментален. Он говорил быстро, приятным чистым голосом; в нем еще нисколько не было той сухости в обращении, того убюескного выговора, той манеры держать себя, которые он усвоил позже…», — вспоминает французский писатель Фредерик Лефевр [2, с. 296]. Именно так выглядел в 1891 году Альфред Жарри, когда приехал в Париж, чтобы продолжить обучение на высших курсах риторики при Лицее Генриха IV. К этому времени юноша давно определился с будущей деятельностью, можно сказать, что на писательскую стезю он встаёт ещё в тринадцатилетнем возрасте, начав сочинять фарсы, бурлески, учась в лицеях Сен-Брие и Ренна. Позже драматург соберет свои первые литературные пробы в одну книгу, озаглавив ее «Ontogénie», сделав комментарий: «Произведения, написанные до сборника стихов (Песочные часы памяти), а некоторые после «Короля Убю», которые не рекомендуются к публикации» [7, с. 81].

В 1893 году в жизни молодого писателя происходит важное событие, его впервые опубликовали: газета «Эко де Пари» публикует его «Гиньоля» — небольшой фрагмент драматического текста, а затем малоизвестный парижский журнал публикует его философскую работу «Быть и жить». Жизнь преподносит ему еще один приятный сюрприз, так как его первыми публикациями заинтересовался Реми де Гурмон (поэт и литературный критик, весьма авторитетный в парижских кругах), он высоко оценил литературные способности Жарри, отметив широту его взглядов, а также пригласил на работу — в издательство журнала «L'Ymagier‎». Можно сказать, что Жарри вытянул счастливый билет, ибо Р. де Гурмон оказал большое содействие в творческом становлении драматурга: знакомит его с писателями символистами, способствует его работе в редакции журнала «Меркюр де Франс», которым руководили супруги Альфред Валетт и Маргерит Эмери, последняя была писательницей, выступавшая под псевдонимом Рашильд. В результате Жарри вливается в круг представителей парижской богемы, начиная поддерживать со всеми дружеские отношения. Однако именно Рашильд суждено будет сыграть важную роль в судьбе драматурга, так как ее отзывы посодействуют театральному дебюту Жарри.

10 декабря 1896 состоялась премьера «Короля Убю» в театре Орельена-Мари Люнье-По — «Эвр». Иначе «Театр творчества» («Theâtre de l'CEuvrе») — был основан в 1893 году: «как полемическая «реплика» в адрес реалистически-натуралистического Свободного театра Андре Антуана» [3, с. 17], на его подмостках ставились пьесы мэтров символизма: Метерлинка, Ибсена, Гауптмана. Конечно, не без ценных отзывов от Рашильд, Люнье-По берется за постановку «Короля Убю».

Примечательно, что первые наброски «Короля Убю» появляются в лицейских стенах Ренна, в результате шалостей старшеклассников, которые многими поколениями выставляли не в лучшем свете профессора физики — Феликса Эбера. Так рождается школьная одноактная комедия, где имя главного героя появляется под различными прозвищами: папаша Эбе, Эбер, Эбанс, Эбуй. В 1888 году в этот лицей поступает А. Жарри, юноша с большим желание принимает участие в разработке сценария комедии. Итак, Жарри был не единственным автором пьесы, в 1855 году братьями Морен, которые обучались в реннском лицее, создается самый первый вариант пьесы, озаглавленный — «Поляки». Однако именно Жарри переработал «школьный эпос» о папаше Эбере в драматическое произведение, а также придумывает имя главного персонажа, теперь уже классическое — Убю.

Итог сценического дебюта Жарри оказался следующим: публика на всем протяжении действия, а также после его окончания оставалась в недоумении. Можно сказать, что зрители были шокированы. Подобная реакция была вызвана провокационным вызовом пьесы, с самых первых минут прозвучало непристойное высказывание «дерррьмо» («merdre»). Выкрикнутое «словечко» повергло в ужас авторитетного критика Ф. Сарсэ, что касается его коллеги Ж. Леметра, он до последнего был уверен, что Жарри решил разыграть публику. В конце концов, Сарсэ не стал ждать окончания спектакля и вышел из зала. «Летоисчисление нового театрального века начинается теперь с 10 декабря 1896 года; занавес театра Эвр открылся (или раздвинулся), король Убю, герой пьесы Альфреда Жарри, подошел к рампе и сказал: «Дерьмо» [6, с. 32], — пишет в своей работе «Пространство трагедии» Г. М. Козинцев — выдающийся советский кинорежиссер.

В 1896 году А. Жарри представил театральное действие, которое позже Эммануэль Жакар (историк французского театра) определит как «театр насмешки». Мы не можем не согласиться с данным суждением, ибо основа «Короля Убю» строится на высмеивании фальшивых «сакральных» ценностей, которыми была наполнена общественная жизнь Франции в период творческого становления Жарри. Что касается политических взглядов Жарри, то драматург не поддерживал деятельность анархистов, однако, разделял их недовольство, направленное против царившей демагогии со стороны властей.

Таким образом, гротескный фарс «Король Убю» был обращен на преобразование мировоззренческих приоритетов «прекрасной эпохи», Жарри бросил вызов публике, полагавшей, что, несомненно, в силах осмыслить суть происходящего на сцене. Именно поэтому с самого начала спектакля невозможно было уловить логическую структуру, драматург умышленно делал все, чтобы не быть понятным. А действие пьесы, как изначально оповестили зрителей — «происходит в Польше, а значит — нигде». Для достижения поставленной цели Жарри необходим был скандал. Ведь мало просто написать такой сценарий, его необходимо сыграть, конечно, в авангардном стиле. Сыграть так, чтобы этот день запомнился всем, кто присутствовал на постановке: ««Король Юбю» — не просто пощечина общепринятому эстетическому вкусу и представлению о театре, это даже не эпатаж. Жарри задумал и осуществил нечто куда более агрессивное и фантастическое: спектакль-шок, спектакль-провокацию» [4, с. 13].

Скандальный дебют Жарри называли как неудавшимся розыгрышем, так и «новой эрой» французского театра. Добившись желаемого, драматург ожидал всеобщего признания, славы, однако, за скандалом последовал провал, а не успех. В случае с Жарри, как это обычно бывает, все новое воспринимается в штыки, в особенности, если это авангардное произведение искусства. Как позже напишет Гийом Аполлинер, входивший в круг близких знакомых писателя: «Альфред Жарри был литератором, из таких, кого встретишь не часто. Его поступки, даже дурные, его мальчишеские проделки — все было литературой» [1, с. 291]. Но после неудавшегося триумфа публика надевает на него «ярлык короля Убю», Жарри не стал противиться, даже начал подыгрывать французской публике, превратив свою жизнь в сплошной фарс под названием «Король Убю». Персонаж Папаши Убю сыграл с автором роковую шутку, драматург надевает на себя «защитную маску» Убю, которая приходится ему по размеру.

Таким образом, творческий путь А. Жарри был весьма тернист, к сожалению, его заслуги не были признаны при жизни, он увидел лишь шумный провал своего детища. Гениальный талант драматурга оставался практически незамеченным, так как никто не стремился заглянуть под маску «обезумевшего писателя», «литературного паяца», за которой скрывался в первую очередь Жарри — человек, а потом уже — театральный новатор, великий представитель своей эпохи.

Литература:

  1. Аполлинер Г. Покойный Альфред Жарри / Пер. М. Яснова // Жарри А. Убю король и другие произведения. — М.: Б. С. Г.-ПРЕСС, 2002. — С. 289–292.
  2. Косиков Г. К. Несколько штрихов к портрету Альфреда Жарри // Жарри А. Убю король и другие произведения. — М.: Б. С. Г.-ПРЕСС, 2002. — С. 295–301.
  3. Киричук Е. В. Комическое в драматургии А. Жарри и М. де Гельдерода: Монография. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. — 219 с.
  4. Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. — 288 с.
  5. Мальцева Юлия Михайловна. Европейский авангардный драматический театр: концептуальные константы и дискурсивные трансформации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. 09.00.13. — философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербургский государственный университет. — СПб., 2014. — 181 с.
  6. Французский символизм. Драматургия и театр / Сост., вступ. ст., коммент. В. Максимова. — СПб.: Гиперион; Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2000. — 480 с.
  7. Behar H. Les cultures de Jarry. — Paris: P. U. F., 1983. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): драматург, французский театр, жизнь, Король, публика, творческий путь, творческое становление.


Ключевые слова

французский театр, Король Убю, драматург, публика

Похожие статьи

Проблема необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный»

В статье автор рассматривает проблему необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный», раскрывает причины написания такого произведения и раскрывает актуальность вышеуказанной проблемы на сегодняшний день.

«Разбойники» Шиллера в зеркале русской театральной критики эпохи романтизма (на примере публикации в журнале «Московский Телеграф»)

В статье анализируется рецепция русской театральной постановки знакового произведения Шиллера «Разбойники» на страницах журнала «Московский Телеграф». Небывалый культурный подъем в Германии на стыке XVIII — XIX в. в. обусловил интерес к немецкой лите...

Воплощение сказочной традиции Венской народной комедии в творчестве Фердинанда Раймунда

В статье исследуется последний период творчества австрийского драматурга Фердинанда Раймунда, связь его произведения «Альпийский король и мизантроп» с национальными традициями и особенносямти венского народного театра, раскрываются основные приемы те...

Эжен Ионеско: «трагедия языка» в театре и прозе абсурда

В статье освещены некоторые лингвистические аспекты произведений Эжена Ионеско, виднейшего представителя французского театра абсурда XX века.

Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери

В статье авторы приводят краткий анализ философской притчи «Маленький принц», расшифровывая поведение персонажей и аллегории, заложенные в произведении.

Черты жанра утопии в произведении А. де Сент-Экзюпери «Цитадель»

Статья посвящена рассмотрению жанровых черт утопии в творчестве французского писателя А. де Сент-Экзюпери. В основе исследования находится произведение 1948 г. «Цитадель». Тексты произведений рассматриваются в оригинале.

Жизнь педагога через призму времени

Статья посвящена освещению малоизвестных фактов из жизни и деятельности известного якутского педагога-новатора, писателя, ветерана войны Николая Ивановича Афанасьева. В контексте времени показаны грани его неординарной личности, влияние на современни...

Рецензия на спектакль «Васса Железнова». Актуальность первого варианта в политико-экономическом переходном периоде России

Настоящая статья посвящена актуальности первого варианта пьесы «Васса Железнова» в политико-экономическом переходном периоде России. Сопоставляя два варианта пьесы, нами отмечено, что в первом из них в большей мере затрагиваются вопрос о морали и нра...

Маяковский — поэт на все времена

В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.

Крупный план как киноинструмент в фильме «Жить своей жизнью» Жана-Люка Годара

В статье автор пытается определить, какие функции и для каких целей крупного плана использует Жан Люк Годар в своем фильме «Жить своей жизнью».

Похожие статьи

Проблема необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный»

В статье автор рассматривает проблему необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный», раскрывает причины написания такого произведения и раскрывает актуальность вышеуказанной проблемы на сегодняшний день.

«Разбойники» Шиллера в зеркале русской театральной критики эпохи романтизма (на примере публикации в журнале «Московский Телеграф»)

В статье анализируется рецепция русской театральной постановки знакового произведения Шиллера «Разбойники» на страницах журнала «Московский Телеграф». Небывалый культурный подъем в Германии на стыке XVIII — XIX в. в. обусловил интерес к немецкой лите...

Воплощение сказочной традиции Венской народной комедии в творчестве Фердинанда Раймунда

В статье исследуется последний период творчества австрийского драматурга Фердинанда Раймунда, связь его произведения «Альпийский король и мизантроп» с национальными традициями и особенносямти венского народного театра, раскрываются основные приемы те...

Эжен Ионеско: «трагедия языка» в театре и прозе абсурда

В статье освещены некоторые лингвистические аспекты произведений Эжена Ионеско, виднейшего представителя французского театра абсурда XX века.

Философское прочтение «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери

В статье авторы приводят краткий анализ философской притчи «Маленький принц», расшифровывая поведение персонажей и аллегории, заложенные в произведении.

Черты жанра утопии в произведении А. де Сент-Экзюпери «Цитадель»

Статья посвящена рассмотрению жанровых черт утопии в творчестве французского писателя А. де Сент-Экзюпери. В основе исследования находится произведение 1948 г. «Цитадель». Тексты произведений рассматриваются в оригинале.

Жизнь педагога через призму времени

Статья посвящена освещению малоизвестных фактов из жизни и деятельности известного якутского педагога-новатора, писателя, ветерана войны Николая Ивановича Афанасьева. В контексте времени показаны грани его неординарной личности, влияние на современни...

Рецензия на спектакль «Васса Железнова». Актуальность первого варианта в политико-экономическом переходном периоде России

Настоящая статья посвящена актуальности первого варианта пьесы «Васса Железнова» в политико-экономическом переходном периоде России. Сопоставляя два варианта пьесы, нами отмечено, что в первом из них в большей мере затрагиваются вопрос о морали и нра...

Маяковский — поэт на все времена

В статье рассматривается жизнь и творчество Владимира Владимировича Маяковского, а также актуальность его произведений и личности на сегодняшний день.

Крупный план как киноинструмент в фильме «Жить своей жизнью» Жана-Люка Годара

В статье автор пытается определить, какие функции и для каких целей крупного плана использует Жан Люк Годар в своем фильме «Жить своей жизнью».

Задать вопрос