Разнообразные исследования структуры человеческой деятельности подчеркивают необходимость мотивационного компонента. Для формирования таких мотивов образовательной деятельности используется весь арсенал методов организации и осуществления образовательной деятельности — словесные, визуальные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы [2, с. 114].
Обращение к материалам искусства в обучении способствует эмоциональному росту ученика, что расширяет диапазон сознательных эмоциональных переживаний и расширяет возможности для самопознания. Использование различных художественных жанров в классе может оживить, а иногда и обогатить рутинный образовательный процесс новыми красками, сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным, а также обеспечить эффективное достижение результатов обучения. Именно искусство предлагает один из самых популярных и эффективных методов работы в преподавании английского языка — метод художественных технологий [1, с. 1141].
Художественные технологии включают использование: иллюстративных наглядных пособий; просмотр фильмов, прослушивание музыки, заучивание стихов, песен, исполнение разных ролей в диалогах.
Использование музыки является одним из наиболее эффективных средств мотивации изучения иностранного языка, так как современная молодёжь слушает музыку постоянно. Она также развивает аудирование у учеников, лексику, знакомит с известными исполнителями и развивает эстетическое развитие.
Также не менее важным является и интеграция киноискусства на уроки иностранного языка, что благоприятно влияет не только на аудирование учащихся, но их лингвокультурный потенциал, так как при правильно подобранном материале дети узнают много интересных фактов мира, видят не только языковые особенности, но и также знакомятся с культурой носителей языка.
Ролевая игра способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, становится эмоционально богаче, расслабленнее и увереннее в себе. Она творчески тренирует и развивает самые разнообразные навыки и функции: речь, интонация, воображение, память, наблюдение, внимание, ассоциации, технические и художественные навыки. Благодаря ней развивается эмоциональная сфера, обогащающая личность [3, с. 38].
Таким образом, приведём несколько разработанных упражнений и заданий с обращением к материалам искусства, которые могут быть использованы на уроках иностранного языка.
Для тренировки простого прошедшего времени можно использовать, например, песню из мультфильма «Шрек» “I’m a believer” Smash Mouth.
- Учитель пишет на доске глаголы: to be, can’t, to get, to give, to haunt, to mean, to need, to see, to seem, to think, to try.
- Ученики переписывают эти глаголы и ставят их в прошедшем времени.
- Учитель проигрывает песню, чтобы ученики прослушали и исправили, если требуется.
- Далее учитель раздает ученикам тексты с пропущенными словами и просит заполнить пропуски, используя слова, которые они написали.
Работу с одной и той же песней можно вести в течение многих уроков, уделяя ей только 5–7 минут. Если работы над песней в классе не проводилось, можно начать урок с выяснения отношения учащихся к музыке и песням в целом.
Например: Music is a part of our live. People often listen to music and sing. And what about you? Do you like listening to music and singing? Why? Можно спросить, что для них важнее музыка или текст и почему.
Существует большое количество методов, приемов внедрения и использования видеоматериалов, шедевров кинематографа на уроки иностранного языка. Это могут быть как фильмы в оригинале на английском, так и фильмы, переведённые на английский язык. Самое главное, чтобы ученикам была интересна картина и задания к ней. Одним из примеров таких заданий является «true or false».
Ученикам включается фрагмент фильма, на протяжении которого они должны записать три предложения, относящихся к данному фрагменту, они могут быть верными и ложными. После просмотра фильма учитель просит кого-нибудь из учеников встать и прочитать утверждения, а остальные должны определить правда это или ложь.
Данное задание полезно тем, что учащиеся не только вникают в смысл фрагмента видео, отрабатывая аудирование, но и развивают письмо, учатся правильно строить предложения и выражать свои мысли.
Ещё одним заданиемявляется «дублирование», оно одновременно относится и к использованию видеоматериалов, а также и интеграция сценок и ролевых игр на урок иностранного языка. Учитель выбирает сцену из фильма и собирает учащихся в группы в соответствии с тем, сколько персонажей участвует в сцене. Затем включается фрагмент, и ученики выбирают себе роли. После учитель воспроизводит его снова, останавливаясь после каждой паузы речи, и предлагает студентам продублировать диалог. Следует не торопиться и воспроизводить достаточное для учеников количество раз, чтобы дать им хорошо понять и уловить интонацию, мимику и настроение героя.
Также можно использовать задание «незнакомцы в поезде» . Это отличный способ для беглости устной речи и языковой практики. Учитель предлагает ученикам вообразить, что они незнакомцы в купе поезда, в котором каждый сидит друг напротив друга в группах по четыре человека. Затем учитель раздаёт каждому ученику листок бумаги, где написано кто он, чем занимается, куда и откуда едет и так далее, после чего ученики должны выяснить друг у друга путем наводящих вопросов всю информацию о них.
Либо учитель делит класс на две-три группы, некоторые из них являются членами группы музыкальных групп (классика, поп, джаз), другие — журналисты, которые собираются брать интервью у музыкантов, а остальные — фанаты. Ученики должны представить, что находятся на Фан-встрече и проиграть диалоги музыкантов с журналистами и фанатами.
Таким образом, стоит отметить, что образовательный потенциал обращения к материалам искусства на уроках английского языка в старших классах средней школы не только обогащает учащихся знаниями о языке, его грамматическом, лексическом и синтаксическом строе, а также даёт возможность узнать культуру страны, язык которой изучается.
Литература:
- Афанасьева А. Е. Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1411–1413. — URL https://moluch.ru/archive/115/30545/ (дата обращения: 15.11.2019).
- Бабинский. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
- Гаврилова О. В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. 2008.