Цель научной статьи — определение особенностей предоставления дополнительных гарантий женщинам, работающим в сельской местности в Российской Федерации.
В статье обосновывается необходимость изучения конкретных норм дифференциации правового регулирования режима труда и отдыха указанной категории работников, предлагаются возможные пути решения исследуемых проблем.
Анализ нововведенных норм ТК РФ, позволяет сделать выводы о том, что для работников — женщин, работающих в селе, гарантии, ранее предусмотренные советским законодательством, теперь четко регламентированы действующим трудовым законом и предусматривает облегченный режим рабочего времени.
В результате делается вывод о том, что развитие трудового законодательства и в дальнейшем должно осуществляться по пути установления гарантий для женщин, работающих в сельской местности, и сохранения норм права, соответствующих требованиям времени.
Ключевые слова: женщины, работающие в селе, дополнительные гарантии, сельская местность.
23 ноября 2019 года вступил в силу ФЗ от 12 ноября 2019 г. N 372-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности» (далее по тексту — «Федеральный закон»).
Указанный Федеральный закон предусматривает дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении, разд. I Стратегии, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р. под сельской местностью понимается совокупность сельских населенных пунктов, таких как поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты.
Актуальность темы исследования заключается в следующем:
По данным Росстата на 2019, в сельской местности проживают 37,6 млн человек. Более половины из них — 20,3 млн — женщины. Из них трудоустроены 63,3 %, что составляет около 12,9 млн работниц.
Сельская местность для работников отличается и уровнем жизни, и условиями оплаты труда. В связи с этим, государство оказывает соответствующую поддержку населению. Связано это и с различным уровнем зарплат в городской и сельской местностях, а также затратами на передвижение к месту работы, на питание и другие нужды. То же касается и хозяйственной нагрузки на женщин, поскольку во многих деревнях и селах женщины по-прежнему носят воду из колодца, топят печь и так далее.
Указанное отражает важность принятия дополнительных льгот для работников.
До принятия Федерального закона указанные гарантии женщинам, работающим в сельской местности, были отражены в таких нормативно-правовых актах, например, Постановление Верховного Совета РСФСР № 298/3–1 (далее — Постановление), который определял следующие гарантии:
- Ежегодный оплачиваемый отпуск составлял не менее 28 дней в году;
- Дополнительный выходной в месяц без сохранения заработной платы;
- Если рабочий день женщины разделен на части, то также повешение ее заработной платы на 30 %;
- Бесплатная выдача питания беременным женщинам и кормящим матерям.
Указанное Постановление должно применяться в части, не противоречащей ТК РФ.
При этом, ст. 91 ТК РФ установлена нормальная продолжительность рабочей недели — 40 часов. А согласно ч.5 ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), сократить рабочее время отдельным категориям работников возможно только самим ТК либо соответствующим федеральным законом. В свою очередь Постановление не является нормативным актом, который может установить сокращенное рабочее время, не смотря на определение КС РФ № 149-О-О от 03.02.2010 [9] о признании сокращенного рабочего времени для женщин, трудящихся в селе, не противоречащим закону. То есть положения указанного постановления являются противоречащими ТК РФ, что в свою очередь ограничивает возможность работников на получение причитающихся им гарантий.
Включение же названных положений в ТК позволяет исключить разночтения и правоприменительную практику.
Таким образом, основные гарантии для женщин «села» были отражены в законодательстве СССР, которое при этом продолжало действовать в современной России. Но важной проблемой и одновременно «толчком» к внесению изменений в ТК РФ, послужил тот факт, что работодатели зачастую игнорировали указанные нормы и старались обойти их на практике. То есть гарантии, предусмотренные устаревшим законом, большинство женщин, работающих в сельской местности, вне зависимости от их трудовой функции, не получало.
Обзор литературы:
В целях рассмотрения вопроса о предоставлении дополнительных гарантий женщинам, работающим в селе, была изучена научная статья О. В. Новохацкой «Женщины села: Труд и отдых», в которой автор рассматривает повседневная деятельность сельских работающих женщин как социально-демографической группы, особенностью которой является значительный по затрачиваемому времени труд в семейном хозяйстве, выполнение жизненно важных функций, проживание в условиях менее развитой, чем в городе, социальной инфраструктуры в 2012 г. Проведен наглядный анализ факторов, которые влияют на трудовую деятельность женщин и вызывают необходимость выделения им дополнительных льгот [8].
Основные аспекты:
Список профессий женщин, работающих в селе, является обширным. Чаще всего эта работа является физически тяжелой и носит вредный характер. Как показывает статистика, сюда относятся не только те, кто работает непосредственно на аграрном производстве (зоотехники, животноводы и так далее), но и работники медицинской сферы, учителя, библиотекари, аптекари и многие другие, кто осуществляет свою трудовую деятельность в сельской местности.
С принятием Федерального закона и внесением изменений в ТК РФ — ст. 263.1, внесена ясность в понимание того, кто относится к рассматриваемой категории: 1. Работниками, которым предоставляются дополнительные гарантии, являются именно женщины; 2. Трудовая деятельность осуществляется именно в сельской местности, определение которой дано ранее, то есть отсутствует привязка к проживанию в этой местности.
Согласно ст. 164 ТК РФ гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Поэтому работодатель, в целях материального стимулирования и заинтересованности сотрудника в работе в селе, а также учитывая то, что условия такой работы отражаются непосредственно на здоровье женщин и демографической ситуации, обеспечивает исполнение дополнительных гарантий, перечисленных в ст. 263.1 ТК РФ.
Для более детального изучения проблематики, необходимо отразить и то, что не все льготы для сельских работниц были перенесены из Постановления, в том числе не предусмотрено дополнительных гарантий в виде права на повышенное детское пособие, нет запрета на выполнение сложных или вредных работ в сельском хозяйстве, а также, например, беременным и кормящим женщинам выдача продуктов, производимых аграрным предприятием.
Но все же нужно отметить, что основные льготы для женщин, работающих в селе, были включены в указанную норму:
- предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;
- установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;
- установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части [2].
Рассматривая эти гарантии, вновь необходимо обратиться к советскому законодательству, которое и послужило их основой.
Так, предоставление дополнительного выходного дня возможно именно по письменному заявлению женщины. При этом работодатель не имеет права ей в этом отказать. То есть работодатель, включая в трудовой договор с женщиной условие о сорокачасовой рабочей неделе, лишает ее права на указанную льготу. Так, для отработки указанного времени у женщины исключается возможность взять дополнительный выходной день, а, например, на производстве нередко встречается тарифная система оплаты труда. В этом случае, работодатель может быть подвержен административной ответственности.
Что касается второго пункта, то введенная в ТК РФ статья, предусматривая сокращенную рабочую неделю, обязывает работодателя соблюдать правило об оплате труда работниц как при рабочей неделе в сорок часов в полном объеме.
В данной ситуации также необходимо учитывать то, что женщина при производственной необходимости может осуществлять свой труд более 36 часов в неделю. Это является в свою очередь переработкой и признается сверхурочной работой, которая должна быть оплачена в повышенном размере. [4]. Это положение следует из Постановления Пленума ВС РФ № 1 от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».
На практике нередко встречается ситуация, при которой работодатель не обязывает и не желает привлекать работницу к переработке. Но, например, бухгалтер на производстве, не успевая выполнить свою трудовую функцию в течении сокращенной рабочей недели, лично и по собственному желанию, без уведомления работодателя, «задерживается» на работе, в результате чего и происходит переработка.
Становится видно, что ситуация является негативной не только для самого работника, так как ему приходится выполнять свою трудовую функцию за рамками установленного рабочего времени, но и работодатель не имеет права отказать в выплате сверхурочных.
Позиция в поддержку указанного пункта находит отражение и в судебной практике. Например, Решение Тутаевского городского суда Ярославской области по делу № 2–385/2020 от 23 июля 2020 г. определяет, при 36-часовой рабочей неделе заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной. Если работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для женщин, работающих в сельской местности, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам, предусмотренным статьей 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы.
Как видно, в практическом применении рассматриваемого пункта ст. 263.1 ТК РФ проблемой является нехватка фактического рабочего времени для выполнения женщинами — работницами села, своих трудовых обязанностей, и переработка для них становится вынужденной.
Еще одной льготой является повешенная оплата труда при разделении рабочего дня женщины на части. Обращаясь к советскому праву, в нем было зафиксировано условие о доплате 30 % при этой ситуации. В сове ремённом законодательстве отмечается следующая проблема — в ТК этот размер доплаты не зафиксирован. То есть единый «тариф» по стране для всех работниц села не установлен и работодатель может устанавливать такой уровень заработной платы, что даже с учетом доплаты она не будет отличаться от той, которую получают в городах несмотря на различия в трудовой функции.
По этому поводу высказала свое мнение замглавы Красноярского района Астраханской области по социальной политике Людмила Сергеева: «Норма на установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части — очень нужна. Она необходима тем, у кого «разрывной» характер труда: например, доярка приходит к утренней и вечерней дойке, а дворник убирает школьную территорию утром и после того, как уйдут ученики. И за то, что женщина два раза в день приходит — уходит на объект, а то и приезжает-уезжает, и вводится доплата» [10].
То есть данная гарантия исходит и из дополнительных затрат, которая должна нести женщина для осуществления своей трудовой функции.
По моему мнению, решением этой проблемы стало бы как раз единого тарифа доплаты путем ее включения в современную норму ТК РФ.
Заключение:
Рассмотрев положения ТК РФ, соответствующую судебную практику и статистические данные, становится очевидно, что современное законодательство в области предоставления дополнительных гарантий женщинам, работающим в селе, находится в стадии разработки. Необходимо внесение дополнений в рассматриваемые трудовые нормы не только с целью поддержания уровня развития современного аграрного производства и привлечения рабочей силы, но и в первую очередь для обеспечения соблюдения прав указанной категории работников.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ 07.01.2002, N 1, С. 238.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности» от 12.11.2019 N 372-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 18.11.2019, С.6418.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 06.10.2003, С.3822.
- Постановление Пленума ВС РФ № 1 от 28.01.2014 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних» // Российская газета — Федеральный выпуск № 27(6299).
- Распоряжение от 2 февраля 2015 года № 151-р Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года // Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 09.02.2015, ст.1014
- Постановление Верховного Совета РСФСР № 298/3–1// Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ N 17, 1992
- Решение Тутаевского городского суда Ярославской области по делу № 2–385/2020 от 23 июля 2020// Неофиц. ист.: Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
- О. В. Новохвацкая. Женщины села: Труд и отдых// Женщина в российском обществе.2012. С.15–24
- Определение Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 149-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Котовомежрайгаз» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»
- https://rg.ru/gazeta/rg/2019/11/25.html