Особенности подготовки в военных учебных заведениях иностранных государств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 06.05.2021

Статья просмотрена: 1579 раз

Библиографическое описание:

Рябуха, Е. В. Особенности подготовки в военных учебных заведениях иностранных государств / Е. В. Рябуха, И. Д. Федосеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80750/ (дата обращения: 15.11.2024).



В представленной статье авторы раскрывают особенности образовательной среды в военных учебных заведения США, Великобритании и Германии, анализируют подготовку военнослужащих данных зарубежных стран, дают их сравнительные характеристики для ознакомления и изучения.

Ключевые слова: воспитание, обучение, педагогика, подготовка, развитие, армия, военное образование.

Актуальностью темы является успешное выполнение служебно-боевых задач любого уровня сложности военнослужащими различных стран. В настоящее время для подготовки различных силовых структур (как зарубежных, так и отечественных) разработано большое разнообразие методик и программ, которые позволяют улучшить подготовку специалистов в случае военной агрессии между другими странами. Но возникает вопрос, достаточно ли военнослужащим, а именно командирам, знать только собственные принципы построения образовательного процесса в армии, или же необходим опыт и знания в данном направлении и других государств?

Объектом исследования в представленной статье выступает образовательная среда военных учебных организаций ведущих стран Запада и США, а предметом можно определить особенности обучения и воспитания военнослужащих в странах США, Великобритании и Германии.

Целью даннойстатьи является проведение анализа некоторых особенностей, присущих образовательным военным системам организаций стран НАТО.

Изучение научных и публицистических материалов по представленной теме позволило определить, чтонаиболее важной задачей обучения у ведущих зарубежных стран (конкретно США) можно считать такие направления воспитания, как: воспитание национально-государственного самосознания; гордость за принадлежность к вооруженным силам США — «оплоту демократии во всем мире»; лояльность к правительству страны и ее президенту [3].

Выступающим системным фактором (по мнению некоторых американских военных специалистов и экспертов) является воспитание, основанное на формировании и развитии личности военнослужащего как гражданина и патриота Соединенных Штатов Америки, профессионала своего дела. Исходя из вышесказанного, командование при подготовке кадрового военного уделяет особое внимание на его постоянное саморазвитие и самосовершенствование. В качестве объекта педагогического воздействия в армии США выступают как отдельные государственные, административные, военные органы и учреждения так и отдельные личности. Субъектом же воспитания принято считать комплекс государственных и общественных структур и военное руководство [2].

Проведенный анализ показывает, что воспитательный процесс направлен на постоянную тренировку силы воли, ума и тела. Особое внимание уделяется физической подготовке, явно заметна ее весомая роль в подготовительной деятельности всех категорий личного состава военнослужащих. Все перечисленное нашло отражение в лозунгах: «чему учат, тому и выучивают», «воспитатель воспитывает себе подобных» . Основная идеологическая составляющая при подготовке будущих профессиональных военных США основана на высоком престиже службы в Вооруженных Силах и претензии своего государства на звание самой великой державы мира.

Главные цели, сущность воспитания, знание субъекта и объекта способствуют более глубокому раскрытию содержания данного процесса. Следовательно, можно выделить следующие направления в воспитании военнослужащих в армии США: развитие и формирование высоких военно-профессиональных качеств и компетенций; воспитание чувства патриотизма; вырабатывание и закрепление положительной мотивации к воинской службе; морально-этическое воспитание; воспитание сопротивления противнику; организация здорового образа жизни; физическое воспитание [3].

Если провести сравнение с армией Российской Федерации, то можно отметить, что в ней, в каждом подразделении (начиная с роты) имеется специалист для проведения работы с личным составом (воспитательной работы). В армии США за воспитание солдат несет ответственность командир, который в своей работе опирается на специальный аппарат, состоящий из основных служб (по связи с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников).

Основными организационными сторонами комплекса воспитательных мероприятий в войсках США являются еженедельные групповые занятия по программам: «Командная информация», «Моральное наследство и человеческое саморазвитие», «Равные возможности»; занятия по «Курсу выживания»; религиозные мероприятия («Час капеллана», богослужения, индивидуальные пасторские беседы и т. д.); встречи с представителями НАТО «Вечера боевой дружбы»; празднование дня вооруженных сил США; соревнования за право называться «лучшим солдатом месяца (квартала, года)».

Следует подчеркнуть, что основной формой воспитания американских военнослужащих являются занятия по программе «Командная информация». Их особенность заключается в обязательном присутствии на занятиях всего личного состава подразделения. Программа проводится со всеми категориями военнослужащих в форме свободного обмена мнениями (не реже 1 раза в неделю по 1 часу) на темы: «Долг, честь, страна», «Вооруженные силы на службе нации».

Так же стоит подчеркнуть ещё одно значимое отличие в подготовке в военных вузах армии США и России — распределение времени на изучение учебных дисциплин. В Российской Федерации традиционно пользуются отечественные методики подготовки будущих офицеров, основанные на выделение большего количества времени для изучения военно-прикладных дисциплин (тактика, связь, огневая подготовка). Все перечисленные дисциплины необходимы будущему офицеру для успешного проведения подготовки своего личного состава и оперативного выполнения служебных и боевых задач. В тоже время, в военных вузах США, базой для формирования военно-профессиональных качеств солдат является гуманитарная подготовка бойцов (военные дисциплины не превышают 15 % от общего объёма учебных часов) [3].

Таким образом, мы видим, что воспитательная деятельность командования, специалистов по работе с личным составом в США носит целеустремленный и многоплановый характер. Доказательством является особое внимание на морально-психологическое состояние американских военнослужащих. Сильными сторонами морального духа у них принято считать: высокий уровень профессиональной подготовки военнослужащего, постоянное стремление к повышению своего уровня, убежденность в исключительности социально-экономического строя в США и готовность к его защите, гордость за принадлежность к своей стране и ее вооруженным силам, приверженность традициям вооруженных сил и своей части, уверенность в своем оружии, непревзойденности американской боевой техники, военный практицизм, находчивость, техническая культура, высокий уровень физической подготовки, усиленная психологическая подготовка к боевым действиям [2].

Относительно слабыми местами системы воспитания американских солдат можно считать: чрезмерную увлеченность материальным стимулированием в ущерб морально-нравственному воспитанию; акцентирование внимания в процессе воспитания на формирование и развитие «сильной личности» в ущерб коллективизму в подразделении и части, что приводит к проявлению крайних форм индивидуализма и вызывает озабоченность у командования.

Теперь рассмотрим некоторые особенности подготовки армии Великобритании . Главной целью воспитательной работы в ВС Великобритании является осознание каждым военнослужащим, что интересы страны всегда должны находиться под надежной вооруженной защитой. При воспитательной работе в соответствии с данной целью определены четкие задачи по недопущению возникновения и распространения среди личного состава пацифистских настроений в связи с чем, командованию необходимо убеждать бойцов в необходимости «сильного потенциала» и усиления акцента на пропаганде «миротворческой роли» британских вооруженных сил и их «особой миссии» в Западной Европе.

Ответственность за воспитательную работу и моральное состояние военнослужащих Великобритании возложено на командиров всех степеней. Существует специальный аппарат в состав которого включены службы просвещения, военные священники (капелланы), службы по организации досуга, устройству быта, общественной информации. Как считают английские эксперты, действенность воспитательной работы усиливается, когда она ведется совместно с боевой подготовкой.

В данных военных учебных организациях используются специальные системы тестирования, позволяющие определить способности военнослужащего стать лидером и пользоваться доверием среди своих подчиненных. Поэтому принято считать обязанностью командира знать о семейной жизни бойца, его трудностях в службе и в быту. Воспитательная работа с подчиненным основывается на принципах «ценности труда подчиненных» и «уважения к бойцу». От солдат в свою очередь требуется уважение и подчинение командиру, соблюдение всех законов и правил. В средствах массовой информации страны часто акцентируют внимание на то, что британская боевая техника «самая лучшая» [2].

Таким образом, процесс воспитания в армии Великобритании также содержит комплексный характер, характеризуется государственной идеологией и руководящими документами, оказывает особое влияние на формирование личности солдата, как в процессе службы, так и вне ее.

Рассмотрим особенности подготовки в военных учебных заведениях армии ФРГ . Опыт подготовки офицерских кадров в военных вузах Германии основывается на умении работать с различными категориями военнослужащих (специалисты, солдаты сверхсрочной службы, призывники, резервисты), так как в основе комплектования армии лежит смешанная система (по призыву и контракту).

Целью воспитания в армии ФРГ является формирование и регулирование взглядов и убеждений военнослужащих, а воспитательная работа основывается на государственной и военной политике страны, приверженности национальным традициям, стремлении к солидарности с другими членами блока НАТО. Основными направлениями деятельности воспитания считаются: политическое образование и политическая подготовка, национально-патриотическое воспитание и духовное воспитание.

Особое внимание заслуживает служебный устав по «внутреннему руководству», который является исходным основанием и целью педагогической деятельности офицерских кадров ФРГ. В ст. 215 данного устава указано, что образовательная и воспитательная работа в вооруженных силах строится на основе тех знаний и представлений с которыми призывник приходит в бундесвер.

Что касается педагогической деятельности офицеров, то многие немецкие военные ученые придерживаются точки зрения, согласно которой обучение и воспитание военнослужащих является своеобразным «вкладом в будущее». Имеется в виду, что молодые граждане, получившие воспитание в армейских условиях и возвратившиеся в гражданское общество, призваны способствовать обеспечению его дальнейшего благополучия. В современных условиях военного образования в Германии организаторы учебно-воспитательного процесса считают, что объектом научной подготовки офицера должно быть его будущее. А общественные и поведенческие дисциплины (в т. ч. педагогика) должны выступать профессиональной мотивацией в пользу службы в вооруженных силах. Изучению данного предмета уделяется особое место в военных вузах. Педагогика относится к основополагающим учебным дисциплинам и позволяет овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями для повышения уровня «педагогической образованности».

Проанализировав главные особенности образовательной среды в военных вузах иностранных стран, можно прийти к выводу, что организация воспитания армии Российской Федерации имеет отличительные особенности от методик ведущих стран Запада и США [2]. Связанно это с разницей традиционных ценностей и исторического развития, однако есть и общие черты в подготовке будущих офицеров.

Литература:

  1. Информационно-аналитический обзор. Опыт организации воспитания в армиях ведущих стран Запада / Военно-научное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации / 2018.
  2. Кудрявцев, Ю. Подготовка командных кадров к воспитательной деятельности в вузах США, ФРГ и Великобритании / Зарубежное военное обозрение № 5–6/ 2001, стр. 20–24.
  3. Уткин, В. Особенности воспитательной работы в ВС США, Великобритании и Франции / Зарубежное военное обозрение № 11/ -2001-, стр. 8–12.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, личной состав, США, военный, особое внимание, армия США, воспитание военнослужащих, Российская Федерация, образовательная среда, специальный аппарат.


Похожие статьи

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Частичные результаты социологических исследований о необходимости развития надпрофессиональных навыков в условиях профессиональной подготовки курсантов военных вузов

В статье приводятся частичные результаты социологических исследований среди курсантов о важности приобретения и развития современных надпрофессиональных навыков, а также намеченные пути для дальнейших исследований по поиску новых подходов по развитию...

Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и на...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Особенности организации тактико-специальной подготовки сотрудников МВД РФ в условиях современной угрозы терроризма

В статье авторы рассматривают способы и методики обучения сотрудников МВД, которые закреплены в законе.

Проблемы качества подготовки современного специалиста для войск национальной гвардии

В статье рассматриваются критерии и методика оценки качества подготовки современного специалиста, видам, содержанию, уровням и очередности прививаемых курсантам знаний, умений и навыков. Предложениям по совершенствованию выпускников института.

Особенности обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В работе представлены особенности, возникающие в процессе обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данные особенности являются основополагающими элементами всего процесса обучения, учитывая которые можно достичь тех ре...

Особенности методики физической подготовки военнослужащих

Физическая подготовка является важнейшим элементом военной службы. Это необходимо для того, чтобы солдаты были готовы выполнять свой долг на поле боя, а также для поддержания их здоровья и физической формы. Однако, методика физической подготовки долж...

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Похожие статьи

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Частичные результаты социологических исследований о необходимости развития надпрофессиональных навыков в условиях профессиональной подготовки курсантов военных вузов

В статье приводятся частичные результаты социологических исследований среди курсантов о важности приобретения и развития современных надпрофессиональных навыков, а также намеченные пути для дальнейших исследований по поиску новых подходов по развитию...

Промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме повышения уровня финансовой грамотности курсантов высших военных учебных заведений, представлены промежуточные результаты социологических исследований по вопросу финансовой грамотности курсантов военных вузов и на...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Особенности организации тактико-специальной подготовки сотрудников МВД РФ в условиях современной угрозы терроризма

В статье авторы рассматривают способы и методики обучения сотрудников МВД, которые закреплены в законе.

Проблемы качества подготовки современного специалиста для войск национальной гвардии

В статье рассматриваются критерии и методика оценки качества подготовки современного специалиста, видам, содержанию, уровням и очередности прививаемых курсантам знаний, умений и навыков. Предложениям по совершенствованию выпускников института.

Особенности обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы

В работе представлены особенности, возникающие в процессе обучения огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данные особенности являются основополагающими элементами всего процесса обучения, учитывая которые можно достичь тех ре...

Особенности методики физической подготовки военнослужащих

Физическая подготовка является важнейшим элементом военной службы. Это необходимо для того, чтобы солдаты были готовы выполнять свой долг на поле боя, а также для поддержания их здоровья и физической формы. Однако, методика физической подготовки долж...

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Задать вопрос