Особенности внеурочной деятельности нахимовцев филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (361) май 2021 г.

Дата публикации: 07.05.2021

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Улицкий, Д. В. Особенности внеурочной деятельности нахимовцев филиала Нахимовского военно-морского училища (Севастопольское президентское кадетское училище) / Д. В. Улицкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80757/ (дата обращения: 18.12.2024).



Тема актуальна, так как сегодня особенное значение приобретают проблемы духовно-нравственного воспитания. Это связано с глобальными изменениями существующих методов и средств духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве Российской Федерации. Довузовские образовательные учреждения Минобороны Россииявляются наиболее оптимальным типом заведения для системы духовно-нравственного воспитания, так как время обучения в них является периодом активного развития социальных интересов и жизненных идеалов, самоутверждения. Сегодня появляется необходимость в деятельностном компоненте духовно-нравственного воспитания, ведь только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особенной атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС — образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [5, с. 52].

Внеурочная деятельность в филиале НВМУ позволяет решить ряд немаловажных задач: улучшить условия для развития воспитанников; учесть индивидуальные и возрастные особенности обучающегося; обеспечить благоприятную адаптацию воспитанников в военно-морском училище; оптимизировать учебную нагрузку нахимовцев.Для филиаларешение этих вопросов актуально, так как именно здесь согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сосредоточена культурная, интеллектуальная, гражданская, духовная жизнь обучающихся.Внеурочная деятельность в филиале организуется по направлениям развития личности. К ним относятся: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное.Вфилиале воспитанникам доступны следующие виды внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, познавательная деятельность, художественное творчество.Вбазисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.Все виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой [4, с. 24]. Результат внеурочной деятельности — непосредственные духовно-нравственные приобретения в результате участия нахимовцев в торжественных парадах, посвященных Вахтах памяти у Вечного огня, Дню Победы, поздравление и чествование ветеранов Великой Отечественной Войны, Чеченской и Афганской войн, участие в военизированных соревнованиях «Щит и Меч».

Результаты внеурочной деятельности нахимовца рассматриваем по трем уровням:

1) приобретение нахимовцами социальных знаний (о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, об истории создания и развития Нахимовского училища, кадетских корпусов в России и за рубежом, об основах гуманитарного права, об общественных нормах, устройстве общества). Для достижения данного уровня результатов немалое значение имеет непосредственное взаимодействие воспитанника с офицером-воспитателем, преподавателями, педагогами дополнительного образования, классным руководителем, педагогами-тренерами как носителями позитивного социального опыта и знания. Например, в беседах о выполнении воинского долга и защите Отечества нахимовцы не только воспринимают информацию от воспитателя, но и больше доверяют ей, если взводный офицер-воспитатель сам на протяжении нескольких лет выполнял свой воинский долг, проходя службу в ВМС РФ.

2) получение нахимовцами опыта переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества (человек, Отечество, труд, семья, знания, мир, культура, природа). Для достижения второго уровня результатов главную значимость имеет взаимодействие нахимовцев друг с другом на уровне класса (взвода), курса (роты), филиала училища, т. е. в толерантной, дружественной социальной среде. Именно здесь можно получить первые практические подтверждения приобретенных социальных навыков и знаний.

3) получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме (взаимодействие с ветеранами ВОВ, представителями силовых структур, МЧС, представителями общественных организаций). Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку (например, к защите Отечества), без которых невозможно представить существование гражданского общества и гражданина [2, с. 4].

Достижение трех вышеназванных уровней результатов внеурочной деятельности нахимовцев увеличивает вероятность появления эффектов воспитания, социализации и адаптации воспитанников. У нахимовцев могут быть сформированы этическая, коммуникативная, гражданская, социальная компетентности, а также социокультурная идентичность в ее этническом, страновом, гендерном аспектах. Выполнение выше названных задач полностью соответствует проблемам, поставленным в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, где каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу.

Филиал НВМУ обладает высоким потенциалом в аспекте воспитания у обучающихся духовно-нравственных ценностных ориентаций. Это обеспечивается специфическими особенностями содержания, целей, методов и форм образовательного процесса, особым укладом жизни нахимовцев. В филиале главной целью организации и реализации образовательного процесса является формирование личности, воспитанной и образованной на принципах патриотизма и гражданственности как важных социальных и духовно-нравственных ценностей, формирование профессионально значимых умений, качеств, готовности к их активному проявлению в разных сферах жизни общества, особенно в процессе военно-морской службы, верности конституционному и военному долгу в условиях военного и мирного времени, дисциплинированности, высокой ответственности [3, с. 6]. Внеучебная деятельность нахимовцев осуществляется в филиале НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище) через факультативы, разнообразные образовательные мероприятия, проводимые в определённой системе (циклы конкурсов, олимпиад, экскурсий, тематических бесед), т. е. через все формы, которые способствуют развитию социальной, духовной, познавательной активности нахимовцев, расширению их кругозора. Дополнительное образование является личностно-ориентированным, т. е. ориентировано на потребности личности, выраженные в её запросах на образовательные услуги, и осуществляется через регулярные занятия и массовые мероприятия, способствующие пробуждению интереса к деятельности [1, с. 10]. Вместе с внеурочной деятельностью дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности каждого воспитанника, причём это происходит в комфортной для него обстановке.

Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором нахимовцы могут реализовывать свои лучшие нравственные качества, развивать свою познавательную и творческую активность [5, с. 49]. В филиале НВМУ реализуются общеобразовательные программы основного и среднего полного образования, а также программы дополнительного образования, направленные на расширение знаний по истории, истории Нахимовского училища, кадетских корпусов и Российской Армии, подготовку обучающихся к поступлению в военно-морские ВУЗы. Среди курсов, составляющие внеурочную деятельность, можно назвать строевую подготовку, пулевая стрельба, армейский рукопашный бой, танцы, хоровой кружок, вокальное пение, занятия по легкой атлетике. Внеурочная деятельность по патриотическому воспитанию основывается на системе традиционных мероприятий: дни памяти; уроки Мужества; спортивные соревнования; исторические и краеведческие игры, квесты, викторины; инсценирование военно-патриотической песни; смотр строя и песни; различные экскурсии; встречи с ветеранами ВОВ, Афганской и Чеченской войн.

Таким образом, духовность, нравственность и патриотизм невозможно воспитать прямолинейными методами, такие вещи воспитываются через творческие погружения в родную историю, культуру, язык. Основой для внедрения и постоянного совершенствования внеурочной образовательной программы в филиале НВМУ является процесс непрерывного воинского воспитания: умение жить в условиях внутреннего самоуправления, соблюдение субординации и подчинение вышестоящим начальникам, выполнение уставных требований, соблюдение кодекса чести нахимовца, ношение военной формы и атрибутики.

Литература:

  1. Буданова Г. П. Дополнительное образование детей: путь к себе. / Г. П. Буданова, Л. В. Буйлова. // Москва: Чистые пруды, Библ. «Первого сентября». Серия «Управление школой»; вып. 32. — 2010. — 32 с., С. 9–10.
  2. Воспитание гражданина: материалы для классных часов в старших кл. // М.: Чистые пруды, Биб. «Первого сентября». Сер. «Управление школой»; вып. 10. — 2008. — 32 с., С. 4–5.
  3. Воспитание патриотизма через личное отношение к истории: метод. рекомендации для классного руководителя. // Москва: Чистые пруды, Библ. «Первого сентября». Серия «Управление школой»; вып. 7. — 2008. — 32 с., С. 6–8.
  4. Дручина М. А. Дополнительное образование как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. / М. А. Дручина. // Образование в современной школе. — 2016. — № 7/8. — 67 с., С. 24–25.
  5. Ибрагимова, О. В. Внеурочная деятельность учащихся в системе воспитательной работы образовательных организаций. / О. В. Ибрагимова. // Начальная школа. –2015. — № 11. — 189 с., С. 49–53.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, дополнительное образование, духовно-нравственное воспитание, ветеран ВОВ, духовно-нравственное развитие, защита Отечества, знание, Нахимовское училище, образовательный процесс, самостоятельное общественное действие.


Похожие статьи

Педагогическое планирование воспитательной работы в ФГОКУ «Севастопольское президентское кадетское училище» на учебном курсе

Организация внеурочной деятельности в Казанском суворовском военном училище

Особенности обучения курсантов-девушек в образовательных организациях ФСИН России

Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии

Влияние строевой подготовки на формирование коллектива нахимовцев девятых классов

В данной статье автор показывает влияние строевой подготовки на формирование коллектива обучающихся в филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации (Севастопольское президентское кадетское училище)».

Профильная направленность учебно-исследовательской работы по математике с учащимися физико-математического лицея

Особенности профессионально-педагогической подготовки выпускников — будущих учителей математики

Развитие физических качеств, необходимых для занятий волейболом, в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации

Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа в условиях применения симуляционного обучения

Похожие статьи

Педагогическое планирование воспитательной работы в ФГОКУ «Севастопольское президентское кадетское училище» на учебном курсе

Организация внеурочной деятельности в Казанском суворовском военном училище

Особенности обучения курсантов-девушек в образовательных организациях ФСИН России

Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии

Влияние строевой подготовки на формирование коллектива нахимовцев девятых классов

В данной статье автор показывает влияние строевой подготовки на формирование коллектива обучающихся в филиале ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации (Севастопольское президентское кадетское училище)».

Профильная направленность учебно-исследовательской работы по математике с учащимися физико-математического лицея

Особенности профессионально-педагогической подготовки выпускников — будущих учителей математики

Развитие физических качеств, необходимых для занятий волейболом, в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации

Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии

Особенности подготовки студентов медицинского колледжа в условиях применения симуляционного обучения

Задать вопрос