Статья посвящена анализу действий канадского правительства для обеспечения экологической безопасности государства.
Ключевые слова: Канада, изменение климата, нефтегазовая отрасль, выбросы.
Экологическая безопасность — одна из самых сложных проблем национальной безопасности на современном этапе развития мира. Так как само существование человека находится под угрозой из-за ухудшения состояния окружающей среды и изменения климата, первостепенной задачей любого государства становится обеспечение именно экологической безопасности. Канада, будучи огромной северной страной сталкивается с уникальными проблемами в борьбе с изменением климата: растущее население, экстремальные температуры, обширная территория и диверсифицированная растущая экономика со значительными природными ресурсами. С 1950-х годов средняя годовая температура на севере Канады повысилась на 2,3°C, что примерно в три раза превышает общемировой показатель. Канадцы переживают все более и более экстремальные погодные условия: сильные и продолжительные волны жары, удушающего дыма и тумана, лесные пожары и наводнения.
Антропогенное изменение климата увеличило вероятность экстремальных явлений, таких как сильные осадки, вызвавшие наводнение на юге Альберты в 2013 году и лесной пожар в Форт-Мак-Мюррей в 2016 году.
Во всем мире люди используют ресурсы быстрее, чем Земля способна их регенерировать; в среднем на восстановление ресурсов, использованных в течение одного года, уходит 1,5 года. С 1994 по 2014 год экологический след Канады колебался от 8 до 9,5. Экологический потенциал страны по регенерации ресурсов (биоемкость) в 2014 году составлял 14,6 гектара на человека, то есть биоемкость превышала экологический след [2]. Разрыв между экологическим следом и биоемкостью с каждым годом сокращается. Это означает, что канадцы становятся все ближе к потреблению природных ресурсов быстрее, чем окружающая среда способна их восстанавливать.
В период с 1990 по 2018 год количество выбросов парниковых газов (ПГ) в Канаде увеличилось на 20,9 %: с 603 до 729. Рост был обусловлен в основном увеличением выбросов от горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, а также транспорта. В долгосрочной перспективе экономика Канады росла быстрее, чем ее выбросы ПГ: интенсивность выбросов для всей экономики (ПГ на валовой внутренний продукт) снизилась на 36 % с 1990 г. В 2018 г. выбросы были почти равны уровню 2005 г. с разницей в 0,1 %. Выбросы от производства электроэнергии и тепла коммунальными предприятиями сократились на 44 %, так как 82 % электроэнергии в Канаде поступает из чистых источников энергии. Выбросы от добычи ртути, свинца и кадмия сократились на 91 %, 82 % и 92 % соответственно с 1990 г. Снижение выбросов произошло в основном за счет значительных сокращений в нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности. Однако с 2005 года тенденции количества выбросов таковы: увеличение выбросов в нефтегазовом и транспортном секторах компенсируется сокращением в других секторах, особенно в электроэнергетике и тяжелой промышленности.
Прогнозируется, что вклад землепользования и лесного хозяйства приведет к сокращению выбросов Канады еще на 15 миллионов тонн в 2030 году, доведя общий объем до 588 миллионов тонн. Это на 227 миллионов тонн ниже прогнозов в отчете за 2015 год. Федеральное правительство взяло на себя обязательство обеспечить сохранность 25 % суши и 25 % канадского океана к 2025 году и посадить два миллиарда деревьев к 2030 году.
Канада является третьей по величине нефтедобывающей страной в мире. Нефтегазовая промышленность Канады ведет операции в двенадцати из тринадцати провинций и территорий страны. С 1980 года добыча нефти в Канаде почти удвоилась, в основном в результате открытия нефтеносных песков на северо-западе Альберты. В 2019 году в Альберте было произведено около 28,3 миллиона кубометров сырой нефти из крупных залежей нефтяных песков сырого битума. Альберта также крупнейшая провинция по добыче природного газа в Канаде. В 2019 году там было добыто 126,1 млрд кубометров природного газа. Саскачеван занимает второе место по добыче сырой нефти, ее запасы составляют около 24,6 миллионов кубических метров нефти, большая часть из которых — тяжелая нефть. Правительство Канады стремится увеличить добычу и импорт нефти. В 2018 оно купило трубопровод Trans Mountain, который простирается на 1150 км от Эдмонтона до Ванкувера. Его расширение, направленное на увеличение экспорта нефти в Азию, происходит до сих пор, несмотря на активные протесты канадцев.
Огромное количество пластиковых отходов, производимых Канадой, способствует глобальной пластиковой катастрофе. Страна использует 4,6 миллиона тонн пластика ежегодно — примерно 125 килограммов на человека — и, по прогнозам, к 2030 году это число вырастет до более чем 6 миллионов тонн. Глобальные сравнения показывают, что Канада производит в 9 раз больше пластиковых отходов на человека, чем Индия; и почти вдвое больше, чем некоторые скандинавские страны. Перерабатывается при этом только 9 % отходов.
В то же время Канада находится в авангарде важнейших международных усилий по защите морской среды от загрязнения пластиковыми отходами. Как страна с самой длинной береговой линией в мире, Канада возглавила Хартию по океаническому пластику, будучи председателем G7 в 2018 году. Целью подписания Хартии было объединение правительств, предприятий и организаций для разработки более устойчивого подходу к производству, использованию и управлению пластиком. Также в 2018 году была поставлена инновационная задача G7 по борьбе с морским пластиковым мусором. Она призвана стимулировать инновации, повысить осведомленность о том, как бороться с морским пластиковым мусором или способствовать необходимым улучшениям в управлении оборотом пластика, особенно его отходами, в развивающихся странах.
Во время последних выборов (октябрь 2019 г.) правительство дало ряд обещаний активизировать действия по борьбе с изменением климата, включая превышение целевого показателя предполагаемого определяемого на национальном уровне вклада (INDC) на 2030 год и достижение нулевых выбросов к 2050 году, но за прошедшее время мало что было сделало для этого. Climate Action Tracker дает действиям Канады оценку «неудовлетворительно» [3].
Повышение цен на выбросы углерода, инвестирование низкоуглеродной и энергоэффективной инфраструктуры, а также транспортных средств с низким уровнем выбросов, широкое применение чистых технологий, и вместе с тем продолжающееся развитие нефтегазовой отрасли, добыча угля — противоречивые действия правительства Канады не позволяют обеспечить должную экологическую безопасность в стране.
Литература:
- Canadian Environmental Protection Act annual report 2018 to 2019: chapter 2. — Текст: электронный // Government of Canada: [сайт]. — URL: https://www.canada.ca/en/environment-climate-change/services/canadian-environmental-protection-act-registry/publications/annual-report-2018–2019/chapter-2.html (дата обращения: 05.05.2021).
- Ecological footprint. — Текст: электронный // Canadian index of wellbeing: [сайт]. — URL: https://uwaterloo.ca/canadian-index-wellbeing/what-we-do/domains-and-indicators/ecological-footprint (дата обращения: 05.05.2021).
- Canada. — Текст: электронный // Climate action tracker: [сайт]. — URL: https://climateactiontracker.org/countries/canada/ (дата обращения: 05.05.2021).